Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

На мой взгляд, тема правового положения иностранцев в России является сегодня одной из самых актуальных. И тому так много причин, что на пере-числение их всех не хватит объема работы. Но все же основные причины ее актуальности назову.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….5

1.1 Общая характеристика закона………………………………………..5
1.2 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………..10

1.3 Ограничения, установленные для иностранных граждан в соответствии с Федеральным Законом……………………………...19

1.4 Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности…………………………………………………………….23

1.5 Порядок приглашения иностранных граждан в Российскую Федерацию……………………………………………..25

1.6 Регистрация иностранных граждан и учет временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации иностранных граждан………………………………………………….30

1.7 Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан. Ответственность за нарушение настоящего Закона…………………………………………………… 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
ССЫЛКИ……………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Итак, приглашение на въезд в РФ, согласно Закону, выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.[24] Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел выдаются такие приглашения по ходатайству следующих субъектов: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации; международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации. А территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, выдает приглашения по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, приглашение  содержит не только личные данные, но и, что немаловажно, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации.

Рассматривая вопрос о приглашении в Россию иностранных граждан, необходимо отметить, что одним из наиболее значимых (если не самый значимый) вопрос о приглашении иностранцев в целях осуществления трудовой деятельности. И впервые данные приглашения будут выдаваться на основании квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, по предложению исполнительных органов власти субъектов РФ и, самое главное, с учетом демографической ситуации в том или ином субъекте, возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан, и на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.[25] Эти положения, безусловно, особенно важные и соображения, предложенные мной выше по поводу недопущения доминирования мигрантов над коренным этническим составом, согласуются с настоящими положениями. То есть, уже признано, что в вопросах трудовой деятельности демографическая ситуация имеет первостепенное значение. Но этого недостаточно. Необходимо законодательно закрепить невозможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в приграничных и стратегически важных районах РФ, чтобы уничтожить экономический базис переселенческой экспансии в отдельных субъектах Российской Федерации. Кроме того, безусловно, необходимо обеспечить участие в выработке квот и законодательных органов субъектов РФ. Именно депутаты законодательных органов лучше знакомы с ситуацией в отдельных территориях субъектов и знают, в том числе и настроения своих избирателей, которые тоже надо в таком архиважном вопросе учитывать – ведь именно конкретным гражданам у себя в городе, селе, на своей улице, в своем доме придется сосуществовать с иностранными работниками, а потому мнение населения должно быть решающим.

Приглашать иностранных работников могут, согласно Закону, работодатель или заказчик работ (услуг), которые имеют следующие документы: разрешение на привлечение и использование иностранных работников, и документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.[26]Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника. При этом работодатель обязан: иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации; уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику; содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников: направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров; направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.[27]

При таком количестве обязанностей, возлагаемых на работодателя, у него неизбежно возникает соблазн  привлекать иностранцев на работу с  нарушениями требований Закона. Чтобы такого соблазна не возникало, необходимо специально для такого работодателя дополнительно установить административную и уголовную ответственность за нарушение настоящего Закона. И, безусловно, правилом для работодателя должна стать его обязанность по обеспечению выезда иностранного работника по выполнении им объема работ или нарушении законодательства России. Хотя в той или иной форме эти обязанности оговорены в Законе, все же дополнительная конкретизация не помешает, для того, чтобы ни у кого не возникло желания переложить бремя расходов по отправке «гостей» домой на государственные плечи. Недавняя практика показывает, что так все и произошло. Когда в Москве судом было принято решение о выдворении таджиков-нелегалов, они вдруг оказались «бесхозными», а т.к. не нашлось структуры, которая была обязана оплатить это недешевое мероприятие, выдворять данных граждан пришлось за счет государственных средств. Чтобы подобное впредь не было возможным, необходимо, чтобы работодатель, который решил воспользоваться более дешевой иностранной рабочей силой, знал, что за это он платит риском нести расходы в случае выдворения иностранного работника, причем отвечать по этим обязательствам должны и организация и физическое лицо всем своим достоянием, а не только в пределах установленного минимума.  

Другой аспект проблемы – приглашение иностранного гражданина в целях обучения в Российском образовательном учреждении. Помимо прочего этот вопрос, как ни странно, тесно связан с рассматриваемой выше проблемой и вот почему. Практика показывает, что многие пребывающие в Российскую Федерацию в целях обучения иностранцы нередко занимаются на самом деле торговлей на рынках. И при этом не всегда даже могут с первого раза назвать правильно свое учебное заведение. Однако статья 18 Закона опять ограничилась самыми общими положениями. Так, согласно ч.1 ст. 18 такого рода приглашение может оформляться по ходатайству учебного заведения органами внутренних дел. И если к ч.2 настоящей статьи возражений нет, т.к. в подобных образовательных учреждениях случайных людей не бывает и у этих организаций в большинстве своем есть и службы собственной безопасности, то в первом случае ничего гарантировать нельзя, т.к. ни проверок (кроме проверки на наличие в учебном заведении) деятельности данного обучающегося, ни элементарной проверки знания им русского языка, не владея которым, согласитесь, проблематично обучаться даже в средне-специальном, не говоря уже высшем учебном заведении, ни, наконец, даже тех пунктов и условий, которые настоящий закон предусмотрел для соискателя разрешения на проживание и трудовую деятельность. Сумеют ли образовательные учреждения на должном уровне обеспечить безопасность от пребывания таких иностранных граждан и соответствие реальной деятельности заявленной? Не надо забывать и о еще одной стороне этого вопроса. Почему, когда речь идет о трудовой деятельности провозглашается приоритет использования национальных трудовых ресурсов, а в отношении образовательной деятельности подобных установок нет. А так же почему бы всем иностранным студентам, кроме соотечественников из ближнего зарубежья, не обусловить обучение его оплатой, так как имеются случаи занятия такими студентами и бюджетных мест. А ведь образование – сфера, крайне нуждающаяся в финансовых ресурсах, и поэтому если иностранцы хотят у нас учиться, пусть платят. Это будет справедливо по отношению ко всем заинтересованным сторонам.      

    

1.6 Регистрация иностранных граждан  и учет временно                   пребывающих и проживающих в  Российской Федерации иностранных  граждан

 

Согласно Закону, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в трехдневный  срок.[28]Для регистрации необходимо предъявить миграционную карту и документ, удостоверяющий личность.[29] Порядок регистрации иностранных граждан закрепляется в ст. 21 Закона. Органы внутренних дел, производят регистрацию иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию, за исключением иностранных граждан, указанных в статьях 22 и 25 настоящего Федерального закона, на основании документов, предусмотренных статьей 23 настоящего Федерального закона. Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по письменному заявлению этого гражданина, поданному лично или через приглашающую организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по месту его пребывания в Российской Федерации. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания. Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства. В случае схода на берег иностранных граждан - моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города в течение более двадцати четырех часов их регистрация производится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. Таким образом, новый закон в основном «унаследовал» правила регистрации иностранных граждан, т.к. проверенный годами практики механизм показал хорошие результаты и менять его незачем. И еще, согласно ст.21 ч. 6, регистрация иностранного гражданина, утратившего в период временного пребывания в Российской Федерации документы, на основании которых он въехал в Российскую Федерацию, не производится. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов. Особый порядок регистрации предусмотрен для иностранных граждан, обладающих дипломатическими иммунитетами и привилегиями и членов их семей. Регистрация таких иностранных граждан производится Министерством Иностранных Дел. К этим категориям относятся: главы дипломатических представительств и главы консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также члены семей и гости указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений; въехавшие в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющие дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц; въехавшие в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующиеся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностные лица международных организаций, должностные лица представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностные лица международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также члены семей и гости указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств. Министерство Иностранных Дел выдает таким гражданам дипломатические, служебные или консульские карты. Порядок их использования устанавливается Правительством Российской Федерации.   

Иностранный гражданин  может быть зарегистрирован и в гостинице. Для этого администрация гостиницы должна в день его прибытия направить в органы внутренних дел информацию о дате его приезда и сроке пребывания, а в день его убытия – о дате выезда.[30] 

Но есть такие категории  иностранцев, которые, согласно Закону, освобождаются от регистрации. Это главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случая, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона; иностранные граждане - моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств; иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более двадцати четырех часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств.

И в этой связи вспоминается недавний скандал по поводу несостоявшегося визита Далай-ламы в Калмыкию. Республиканские власти утверждали, что последний является главой иностранного государства. Но визу, несмотря на многочисленные протесты и даже организованные республиканскими властями митинги, Далай-лама так и не получил. А даже если бы визит его состоялся, то и регистрацию ему пришлось бы пройти на общих основаниях, как гражданину КНР, т.к. главой международно-признанного государства он не является и проживает в автономном образовании КНР.  

Для учета иностранных  граждан создается центральный  банк данных, что, безусловно, является большим шагом вперед в деле эффективного учета иностранцев. Теперь информация об иностранцах, работающих или обучающихся в России, будет сконцентрирована в один информационный блок. И если раньше информация по каждой категории иностранцев уходила по вертикали в соответствующее федеральное ведомство, то теперь она направится в центральный банк данных, что позволит сконцентрировать всю эту информацию в одной структуре.  

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации