Презумпции фикции и преюдиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание

1. Заполните следующую таблицу:

Законодательная власть
Исполнительно-распорядительная власть
Судебная власть
1
2
3
4
Законодательная регламентация
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
Суды Республики Беларусь

Содержание

1. Заполните следующую таблицу
2. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь
3.Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь
4.Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства
5. Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой их которых изложены:
а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;
б) две и более гипотезы правовой нормы;
в) две и более диспозиции правовой нормы;
д) кумулятивная санкция;
е) содержится три нормы.

Работа состоит из  1 файл

Завдание 010-09.doc

— 48.36 Кб (Скачать документ)

ВАРИАНТ 3 (ФАМИЛИИ  Ж – К)

 

ПЛАН 

 

1. Заполните следующую  таблицу

2. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь

3.Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь

4.Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства

5. Выбрать в нормативных  правовых актах и выписать  несколько статей, в каждой их которых изложены:

а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;

б) две и более гипотезы правовой нормы;

в) две и более диспозиции правовой нормы;

д) кумулятивная санкция;

е) содержится три нормы.

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Заполните следующую  таблицу:

 

Законодательная власть

Исполнительно-распорядительная власть

Судебная власть

1

2

3

4

Законодательная регламентация

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь

Суды Республики Беларусь

Цели власти

1.Издание законов

2.Финансовая цель, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

3.Ратификация (утверждение)  международных договоров

1.Обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2.Создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3.Создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4.Защита человека от противоправных посягательств.

Восстановление нарушенного права и справедливости, обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Формирование 

1.Выборы депутатов в палате нового созыва  назначает президент.

2. Внеочередные выборы палат проводятся в  течение  трех  месяцев  со  дня

досрочного прекращения  полномочий палат парламента.

3. Право выдвижения  кандидата депутата  в Палате  представителей

принадлежит   непосредственно   избирателем,   избирательным    блокам     и

объединением. Право это  может быть аннулировано, если в  процессе  выдвижения

кандидатов нарушены конституционные или иные нормы.

4.Депутатом Палаты представителей  может  быть  лицо,  достигшее  21

года и являющиеся гражданином РБ.

5. Подготовкой и ходом выборов  депутатов   в  Палату  представителей

руководит Центральная Избирательная  Комиссия

1.Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

2.Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

- шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

- шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь

В случае досрочного выбытия  из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи  назначение (избрание) другого судьи  производится в порядке, установленном  Конституцией Республики Беларусь.

Функции власти

Основная функция любого Парламента – законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной)

1.Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РБ;

2.Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3.Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

обеспечения законности и  соблюдения конституционного порядка  в стране;

регулирующая – осуществление  руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

4.Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

5.Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

1.Правосудие.

2.Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

3.Толкование правовых норм.

4.Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

5.Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан.

Структура власти

Совет Республики

Палата представителей

1.Республиканские органы  государственного управления: Министерства, государственные комитеты.

2.Местные исполнительные  и распорядительные органы: Областные  и Минский городской исполнительные комитеты, Районный городские (городов областного подчинения). Исполнительные комитеты.

3.Государственные организации:  Объединения юридических лиц,  иные государственные организации,  подчиненные правительству Республики  Беларусь 

1.Конситуционный суд

2.Верховный суд

3.Высший хозяйственный  суд

4.Белоруссикий военный  суд

5.Областные, минский городской  суды

6.Хозяйственные суды областей  и города Минска

7.Межгарнизонные военные  суды

8.Районные (городские) суды

Правовые акты

Решения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме  законов и постановлений. Постановления  Палаты представителей принимаются  по вопросам распорядительного и  контрольного характера.

В случаях, предусмотренных  Конституцией Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер.

В случаях, предусмотренных  Конституцией Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вправе принимать  постановления, имеющие нормативный  характер.

Постановления Совета Министров  Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции  Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Постановления Совета Министров  Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Акт судебной власти - приговор, решение, определение.


 

2. Юридические  «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь

 

Юридические презумпции представляют собой предположения о наличии  обстоятельств, имеющих силу юридических  фактов.

Существует несколько  классификаций презумпций:

1.По форме существования различают фактические (неписаные) и законные (писаные) презумпции.

Фактические презумпции —  это предположения, основанные на разумных основаниях и житейском опыте.

Законные (легальные) презумпции — это предположения, которые  прямо или косвенно закреплены в  качестве правовых предписаний.

2.По сфере действия различают общеправовые и отраслевые презумпции.

Общеправовые презумпции действуют во всех отраслях права. К  ним относятся презумпция истинности нормативного акта, презумпция знания законов, презумпция добропорядочности  граждан. Презумпция истинности нормативного акта означает, что каждый нормативный  акт содержит правильные правовые предписания  и отвечает всем требованиям, предъявляемым  к нормативным актам. Презумпция знания законов известна со времен римского права и сформулирована как положение, которое гласит: «Никто не может отговариваться незнанием закона». Презумпция добропорядочности означает, что каждый гражданин предполагается добропорядочным, то есть не имеющим противоправных намерений.

Отраслевые презумпции выполняют роль юридических фактов в пределах одной отрасли. Наиболее известными отраслевыми презумпциями являются:

- презумпция компетентности вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящих органов (в административном праве);

- презумпция отцовства — в семейном праве;

- презумпция невиновности, в силу которой время доказывания вины ложится на правоохранительные органы (в уголовно-процессуальном праве).

3.По юридической силе различают опровержимые и неопровержимые презумпции.

Опровержимые презумпции — это положения, которые допустимо  оспаривать, например, презумпция отцовства  в определенных случаях может  быть опровергнута как несостоятельное предположение.

Неопровержимые презумпции — это положения, которые являются принципами права, например, презумпция невиновности. В ходе уголовного разбирательства  эта презумпция остается неопровергнутой и продолжает действовать в отношении других обвиняемых.

Презумпции формируют  нравственное содержание общества к  той или иной деятельности органов  правосудия. Существуют такие виды презумпций как: презумпция невиновности, презумпция отношения, презумпция действий, презумпция оценок. Все они являются нравственными категориями. Например, презумпция бремени доказывания требует детального рассмотрения действительно складывающихся отношений.

В предусмотренных законом  случаях роль юридических фактов выполняют фикции. Юридические фикции (от лат. - выдумка) представляют собой заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют регулированию общественных отношений с его участием.

Традиционно теория права  относит юридические фикции к  особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности нрава, к своего рода связкам в нормативном материале. При таком подходе внимание уделяется технико-юридической значимое и юридических фикций и упускается из вида их правовая функция, которая заключается в способности фикций выполнять роль отсутствующих юридических фактов. Юридические фикции не только упрощают правовые отношения, но и способствуют поискам справедливости.

В отечественном праве  юридические фикции закреплены нормами  права нескольких отраслей права. Так, гражданское право в определенных случаях предусматривает возможность  признания гражданина умершим или  безвестно отсутствующим. В соответствии с нормами уголовного права гражданин  считается несудимым, если судимость  снята либо погашена. Гражданско-процессуальное право предусматривает возможность  доставления судебной повестки по последнему адресу, известному суду в случае перемены места жительства и несообщения  об этом в суд.

Французские правоведы наряду с легальными фикциями выделяют фактические  фикции и в качестве примера фактической  фикции приводят знаменитое изречение: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Некоторые ученые называют юридические фикции и презумпции нетипичными правовыми образованиями, считая, что они плохо укладываются в рамках привычных правовых категорий. Но многовековое существование презумпций и фикций в качестве правовых элементов показывает, что эти категории неизбежны и типичны для всех правовых систем, вместе с тем меняется представление об этих правовых явлениях: от оценки презумпций и фикций в качестве второстепенных средств правового регулирования до отождествления их с юридическими срактами и придания им соответствующей значимости.

Например, невозможно было бы урегулировать деятельность людей, имеющих общее обособленное имущество, выступающих в отношениях с другими  людьми в качестве единого коллективного  субъекта, без юридической конструкции  «юридическое лицо». Эта конструкция, на наш взгляд, представляет собой  пример юридической фикции.

Преюдиция - это не формальная юридическая «тонкость» законодательства, в которую должны быть посвящены исключительно такие специалисты, как юристы, судьи, адвокаты и т.п. Любой, кому предстоит участвовать в судебном разбирательстве, должен знать о ней.

В законодательстве отсутствует закрепленное определение понятия «преюдиция» (или «преюдициальный»).

Вообще под преюдициальностью принято понимать обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию). Помимо них нет надобности доказывать обстоятельства, которые признаны судом общеизвестными.

Примером общеправовой преюдиции может служить преюдиция в отношении юридического факта в рамках особого производства.

 

3. Система мер  государственного принуждения в Республике Беларусь

 

Субъекты государственного управления наделены государственно-властными  полномочиями и выступают от имени  государства. Они наделены полномочиями по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Велика роль государства  в обеспечении реализации права. Государство обеспечивает охрану права  и господствующих правовых отношений  через функцию принуждения. Право  потеряло бы свое значение без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Даже только угроза принуждения  охраняет право.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов  государства в необходимых случаях  и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные  меры принуждения.

Для обеспечения необходимого поведения участников общественных отношений в области государственного управления применяются различные  методы, которые можно свести в  две наиболее общие группы: методы убеждения и методы принуждения.

Меры убеждения могут  быть правовыми и организационными, моральными и материальными, выраженными  устно или письменно и т. д.

Принуждение - вспомогательный метод в управлении, он сочетается с убеждением, основан на убеждении и дополняет его. Принуждение находит свое выражение в применении мер административного и дисциплинарного воздействия, в возложении на государственных служащих обязанности возместить ущерб, причиненный их неправильными служебными действиями, в привлечении к уголовной ответственности.

В границах соотношения убеждения  и принуждения может проводиться  более детальная классификация  методов управления по разным основаниям. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является в зависимости от характера (содержания) управляющего воздействия выделение двух групп методов - административных и экономических.

Административные методы - это государственно-властное прямое воздействие на поведение объекта  управления путем установления для  него определенных задач, прав и обязанностей, того или иного варианта поведения. Фактически же административные методы выражаются в административном нормотворчестве, распорядительстве, в административной юрисдикции. Они наиболее последовательно  выражают властную природу управленческой деятельности.

Должное поведение в сфере  государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются средства убеждения и принуждения. Однако возможности использования  административных методов имеют  свои пределы, особенно в связи с  переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления, резким усилением самостоятельности субъектов хозяйствования, устранением прямой организационной подчиненности предприятий министерствам и ведомствам, развитием договорных связей в сфере государственного управления экономикой.

Переход к экономическим методам руководства (косвенного воздействия) на всех уровнях народного хозяйства - одно из важнейших направлений проводимой в Республике Беларусь радикальной реформы управления экономикой.

Экономические методы выражаются в создании таких условий для объектов управления, при которых они сами выбирают под влиянием экономических (материальных) стимулов должный вариант поведения. Чаще всего стимулирующие средства выражаются в материальном поощрении, предоставлении имущественных льгот (налоговые льготы, льготное кредитование, лицензирование продукции и т.д.).

Вместе с тем необходимо отметить, что недопустимо антагонистическое  противоречие между методами прямого  и косвенного воздействия, ибо это - два направления единого воздействия  и в управленческой практике они  не применяются изолированно друг от друга.

В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование  тех или иных методов. Так, например, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам, в управлении обороной, внутренними делами преобладают административные методы. Административные методы управления можно классифицировать по форме выражения (административно-правовые и административно-организационные); юридическим свойствам (нормативные и индивидуальные); способу воздействия на поведение объектов управления (обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, закрепляющие); по форме предписания (категорические, поручительные, рекомендательные).

Информация о работе Презумпции фикции и преюдиции