Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:26, контрольная работа
1. Заполните следующую таблицу:
Законодательная власть
Исполнительно-распорядительная власть
Судебная власть
1
2
3
4
Законодательная регламентация
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
Суды Республики Беларусь
1. Заполните следующую таблицу
2. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь
3.Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь
4.Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства
5. Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой их которых изложены:
а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;
б) две и более гипотезы правовой нормы;
в) две и более диспозиции правовой нормы;
д) кумулятивная санкция;
е) содержится три нормы.
ВАРИАНТ 3 (ФАМИЛИИ Ж – К)
ПЛАН
1. Заполните следующую таблицу
2. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь
3.Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь
4.Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства
5. Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой их которых изложены:
а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;
б) две и более гипотезы правовой нормы;
в) две и более диспозиции правовой нормы;
д) кумулятивная санкция;
е) содержится три нормы.
Список использованных источников
1. Заполните следующую таблицу:
Законодательная власть |
Исполнительно-распорядительная власть |
Судебная власть | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Законодательная регламентация |
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь |
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь |
Суды Республики Беларусь |
Цели власти |
1.Издание законов 2.Финансовая цель, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги. 3.Ратификация (утверждение) международных договоров |
1.Обеспечение безопасности личности, общества, государства; 2.Создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства; 3.Создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов; 4.Защита человека от противоправных посягательств. |
Восстановление нарушенного права и справедливости, обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ. |
Формирование |
1.Выборы депутатов в палате нового созыва назначает президент. 2. Внеочередные выборы палат проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат парламента. 3. Право выдвижения кандидата депутата в Палате представителей принадлежит непосредственно избирателем, избирательным блокам и объединением. Право это может быть аннулировано, если в процессе выдвижения кандидатов нарушены конституционные или иные нормы. 4.Депутатом Палаты представителей может быть лицо, достигшее 21 года и являющиеся гражданином РБ. 5. Подготовкой и ходом выборов депутатов в Палату представителей руководит Центральная Избирательная Комиссия |
1.Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. 2.Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь. |
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке: - шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; - шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь. |
Функции власти |
Основная функция любого Парламента – законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной) |
1.Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РБ; 2.Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3.Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.; 4.Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов; 5.Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. |
1.Правосудие. 2.Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. 3.Толкование правовых норм. 4.Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. 5.Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан. |
Структура власти |
Совет Республики Палата представителей |
1.Республиканские органы государственного управления: Министерства, государственные комитеты. 2.Местные исполнительные и распорядительные органы: Областные и Минский городской исполнительные комитеты, Районный городские (городов областного подчинения). Исполнительные комитеты. 3.Государственные организации: |
1.Конситуционный суд 2.Верховный суд 3.Высший хозяйственный суд 4.Белоруссикий военный суд 5.Областные, минский 6.Хозяйственные суды областей и города Минска 7.Межгарнизонные военные суды 8.Районные (городские) суды |
Правовые акты |
Решения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер. |
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, палаты Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер. Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь. |
Акт судебной власти - приговор, решение, определение. |
2. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь
Юридические презумпции представляют собой предположения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов.
Существует несколько классификаций презумпций:
1.По форме существования различают фактические (неписаные) и законные (писаные) презумпции.
Фактические презумпции — это предположения, основанные на разумных основаниях и житейском опыте.
Законные (легальные) презумпции — это предположения, которые прямо или косвенно закреплены в качестве правовых предписаний.
2.По сфере действия различают общеправовые и отраслевые презумпции.
Общеправовые презумпции действуют во всех отраслях права. К ним относятся презумпция истинности нормативного акта, презумпция знания законов, презумпция добропорядочности граждан. Презумпция истинности нормативного акта означает, что каждый нормативный акт содержит правильные правовые предписания и отвечает всем требованиям, предъявляемым к нормативным актам. Презумпция знания законов известна со времен римского права и сформулирована как положение, которое гласит: «Никто не может отговариваться незнанием закона». Презумпция добропорядочности означает, что каждый гражданин предполагается добропорядочным, то есть не имеющим противоправных намерений.
Отраслевые презумпции выполняют роль юридических фактов в пределах одной отрасли. Наиболее известными отраслевыми презумпциями являются:
- презумпция компетентности вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящих органов (в административном праве);
- презумпция отцовства — в семейном праве;
- презумпция невиновности, в силу которой время доказывания вины ложится на правоохранительные органы (в уголовно-процессуальном праве).
3.По юридической силе различают опровержимые и неопровержимые презумпции.
Опровержимые презумпции — это положения, которые допустимо оспаривать, например, презумпция отцовства в определенных случаях может быть опровергнута как несостоятельное предположение.
Неопровержимые презумпции — это положения, которые являются принципами права, например, презумпция невиновности. В ходе уголовного разбирательства эта презумпция остается неопровергнутой и продолжает действовать в отношении других обвиняемых.
Презумпции формируют нравственное содержание общества к той или иной деятельности органов правосудия. Существуют такие виды презумпций как: презумпция невиновности, презумпция отношения, презумпция действий, презумпция оценок. Все они являются нравственными категориями. Например, презумпция бремени доказывания требует детального рассмотрения действительно складывающихся отношений.
В предусмотренных законом случаях роль юридических фактов выполняют фикции. Юридические фикции (от лат. - выдумка) представляют собой заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют регулированию общественных отношений с его участием.
Традиционно теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности нрава, к своего рода связкам в нормативном материале. При таком подходе внимание уделяется технико-юридической значимое и юридических фикций и упускается из вида их правовая функция, которая заключается в способности фикций выполнять роль отсутствующих юридических фактов. Юридические фикции не только упрощают правовые отношения, но и способствуют поискам справедливости.
В отечественном праве
юридические фикции закреплены нормами
права нескольких отраслей права. Так,
гражданское право в
Французские правоведы наряду с легальными фикциями выделяют фактические фикции и в качестве примера фактической фикции приводят знаменитое изречение: «Незнание закона не освобождает от ответственности».
Некоторые ученые называют
юридические фикции и презумпции
нетипичными правовыми
Например, невозможно было бы урегулировать деятельность людей, имеющих общее обособленное имущество, выступающих в отношениях с другими людьми в качестве единого коллективного субъекта, без юридической конструкции «юридическое лицо». Эта конструкция, на наш взгляд, представляет собой пример юридической фикции.
Преюдиция - это не формальная юридическая «тонкость» законодательства, в которую должны быть посвящены исключительно такие специалисты, как юристы, судьи, адвокаты и т.п. Любой, кому предстоит участвовать в судебном разбирательстве, должен знать о ней.
В законодательстве отсутствует закрепленное определение понятия «преюдиция» (или «преюдициальный»).
Вообще под преюдициальностью принято понимать обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию). Помимо них нет надобности доказывать обстоятельства, которые признаны судом общеизвестными.
Примером общеправовой преюдиции может служить преюдиция в отношении юридического факта в рамках особого производства.
3. Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь
Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства. Они наделены полномочиями по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.
Велика роль государства в обеспечении реализации права. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений через функцию принуждения. Право потеряло бы свое значение без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Даже только угроза принуждения охраняет право.
Для государственно-властных
полномочий характерно право органов
государства в необходимых
Для обеспечения необходимого
поведения участников общественных
отношений в области
Меры убеждения могут быть правовыми и организационными, моральными и материальными, выраженными устно или письменно и т. д.
Принуждение - вспомогательный метод в управлении, он сочетается с убеждением, основан на убеждении и дополняет его. Принуждение находит свое выражение в применении мер административного и дисциплинарного воздействия, в возложении на государственных служащих обязанности возместить ущерб, причиненный их неправильными служебными действиями, в привлечении к уголовной ответственности.
В границах соотношения убеждения
и принуждения может
Административные методы - это государственно-властное прямое воздействие на поведение объекта управления путем установления для него определенных задач, прав и обязанностей, того или иного варианта поведения. Фактически же административные методы выражаются в административном нормотворчестве, распорядительстве, в административной юрисдикции. Они наиболее последовательно выражают властную природу управленческой деятельности.
Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются средства убеждения и принуждения. Однако возможности использования административных методов имеют свои пределы, особенно в связи с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления, резким усилением самостоятельности субъектов хозяйствования, устранением прямой организационной подчиненности предприятий министерствам и ведомствам, развитием договорных связей в сфере государственного управления экономикой.
Переход к экономическим методам руководства (косвенного воздействия) на всех уровнях народного хозяйства - одно из важнейших направлений проводимой в Республике Беларусь радикальной реформы управления экономикой.
Экономические методы выражаются в создании таких условий для объектов управления, при которых они сами выбирают под влиянием экономических (материальных) стимулов должный вариант поведения. Чаще всего стимулирующие средства выражаются в материальном поощрении, предоставлении имущественных льгот (налоговые льготы, льготное кредитование, лицензирование продукции и т.д.).
Вместе с тем необходимо
отметить, что недопустимо
В различных управленческих
ситуациях, отраслях и сферах управления
может преобладать