Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:26, контрольная работа
1. Заполните следующую таблицу:
Законодательная власть
Исполнительно-распорядительная власть
Судебная власть
1
2
3
4
Законодательная регламентация
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
Суды Республики Беларусь
1. Заполните следующую таблицу
2. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь
3.Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь
4.Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства
5. Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой их которых изложены:
а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;
б) две и более гипотезы правовой нормы;
в) две и более диспозиции правовой нормы;
д) кумулятивная санкция;
е) содержится три нормы.
Следует отметить, что формы и методы управления взаимосвязаны. Суть соотношения методов управления и соответствующих форм управления состоит и том, что если метод отражает содержание управленческой деятельности, то форма есть способ выражения этого содержания.
Метод управления, условно говоря, есть ни что иное, как возможность соответствующего воздействия со стороны управляющего субъекта на управляемый объект. Но для того, чтобы эта возможность стала действовать интенсивно, необходимо облечь ее в определенную форму. Таким образом, метод и форма являются взаимосвязанными сторонами процесса управления.
4.Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства
В силу достаточно большого
количества нормативных правовых актов,
принятых в 90-е годы ХХ века, на современном
этапе развития Республики Беларусь
как суверенного государства
особое значение приобрела проблема
упорядочения действующего законодательства.
Повышение эффективности
В юридической науке и
практике наиболее перспективным направлением
развития и совершенствования
В юридической науке понятие
системы приобретает конкретное
содержание, в силу чего «системный
подход к исследованию правовых явлений
необходимо предполагает их комплексное
исследование, которое требует, в
первую очередь, выяснения качества
системности и структурно-
В Республике Беларусь задача
создания внутренне согласованной,
научно обоснованной и логически
непротиворечивой системы законодательства
нормативно закреплена в концепции
совершенствования
Термин «система законодательства»
употребляется во многих законодательных
актах, однако само определение понятия
«система законодательства» в
Нелишним будет подчеркнуть, что понятие совокупности не эквивалентно понятию системы – например, С.И.Ожеговым понятие совокупности определяется как «сочетание, соединение, общий итог чего-нибудь» [8], а Д.А.Керимов, в свою очередь, правильно отмечает, что «суммативное целое, конгломерат частей целого или механический агрегат вовсе не является системой» [2]. Понятие системы может быть определено через понятие совокупности, но не наоборот.
В различных областях научного
знания встречается множество
Можно констатировать, что система законодательства, находясь в состоянии постоянного и непрерывного развития на всех ее структурных уровнях, является развивающейся системой. С каждым вновь принятым актом законодательства параметры системы, связи между ее элементами меняются. И только от законодателя зависит, как повлияют эти изменения на системность законодательства. Результатом непродуманной законодательной политики может стать системный кризис [9], который может привести к распаду или разрушению всей системы законодательства. И даже если сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что законодательство Республики Беларусь отвечает всем системным характеристикам, то это еще вовсе не означает, что таковым оно останется завтра.
Определение законодательства
изначально как системы является
просто констатацией состояния объекта
в его статике, структурной и
функциональной постоянности. По сути,
это означает отрицание возможности
исторического движения, развития законодательства.
Поэтому логично будет
Раскрывая понятие «законодательство»,
нельзя оставить без внимания представляющийся
не бесспорным вопрос о нормативных
правовых актах, составляющих законодательство,
по поводу которого в юридической
науке пока не сложилось единого
мнения. В результате анализа юридической
литературы можно выделить два основных
подхода к пониманию
В широком смысле законодательство
понимается как совокупность всех издаваемых
в государстве нормативно-
Однако на практике дело
обстоит иначе. В Республике Беларусь
к законодательным актам
Таким образом, понимание законодательства в узком смысле, то есть как совокупности законодательных актов либо законов, может повлечь за собой возникновение пробелов в законодательстве, нарушить существующие связи между нормативными правовыми актами и привести к бессистемному развитию белорусского законодательства. Поэтому в настоящее время не представляется возможным отказаться от широкого и перейти к более узкому пониманию законодательства. Хотя, такой подход к определению законодательства был бы целесообразен исходя из идеи правового государства. Законодательство должно пройти определенный этап совершенствования, чтобы высказанные идеи стали приемлемыми на практике. В силу вышеизложенного, широкая трактовка законодательства, как нормативных правовых актов, данная в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [4], представляется достаточно корректной.
Чтобы рассматривать законодательство
как систему, представляется необходимым
выявить и обосновать вышеупомянутые
признаки, присущие всем системам вообще,
применительно к системе
Первая пара признаков – это признаки целостности и членимости объекта. Целостность системы законодательства, прежде всего, заключается в единстве цели – регулировании общественных отношений и единстве государственной воли при формировании законодательства. Также целостность системы законодательства определяется наличием среды, с которой система законодательства взаимодействует как целое. Поскольку система законодательства регулирует общественные отношения, то она непосредственно связана с системой общественных отношений. Одновременно, система законодательства также тесно взаимосвязана с системой права. Долгое время в науке данные понятия не разграничивались. В современных исследованиях доказано, что это разные категории одного и того же явления – права. Система законодательства и система права «соотносятся между собой как форма и содержание» [12].
Признак членимости системы законодательства выражается в том, что, будучи целостным образованием, в ней в то же время можно выделить неодинаковые по своему содержанию и объему элементы. Такое деление основывается на большом разнообразии относительно обособленных групп однородных общественных отношений, которые отражает и регулирует система законодательства. Рассматривать совокупность элементов системы законодательства как единое целое нам позволяет взаимодействие и наличие связей между этими элементами. Таким образом, система законодательства рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих или взаимосвязанных, разнокачественных, но совместимых элементов.
Учитывая вышесказанное в качестве следующего признака системы можно отметить наличие более или менее устойчивых связей (отношений) между элементами системы. Функционирование законодательства, как целостного, единого органичного образования приближает его к типу органичных систем. Как и всякая органичная система, система законодательства обладает генетическими, структурными и функциональными видами связей. Однако с системных позиций значимыми являются не любые связи, а только лишь связи, которые определяют интегративные свойства системы. В литературе такие связи называют системообразующими. Представляется, что не все связи системы законодательства можно именовать системообразующими, а лишь генетические и структурные связи. Что касается связей, сложившихся в процессе функционирования системы законодательства, то их, в отличие от системообразующих, правильнее называть системоприобретенными связями.
Следующий признак представляет
собой наличие интегративных
свойств (качеств), присущих системе
в целом, но не присущих ее элементам
в отдельности. Под интегративным
свойством понимается то новое качество,
которое образуется в результате
согласованного взаимодействия объединенных
в структуру элементов и
Не менее значимым признаком
развивающихся систем является их организованность.
Организованность проявляется в
структурных особенностях системы
законодательства. Любая целостная
система обладает определенным составом,
то есть количеством известных