Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 07:41, курсовая работа
Идея человеческого достоинства прошла через всю историю. На протяжении веков она обогащалась многими правами и свободами. Но лишь XX век окончательно вывел эту идею на международный уровень, признав человеческие права главной ценностью и закрепив их в соответствующих документах.
Международное нормотворчество в области прав человека стало всерьез развиваться только во второй половине XX в. Начало этому процессу положила Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН. Она стала отправной точкой нового периода утверждения веры в права человека, их интернационализации и осуществления. С тех пор, как никогда прежде, без утверждения соблюдения прав человека невозможны мир на земле, свобода и справедливость, нормальное развитие личности.
Введение 3
1 Исторические вехи развития прав человека в международно – правовой доктрине 5
2 Механизм защиты прав человека в международных правовых нормах и институтах 9
2.1 Система органов ООН по защите прав человека 9
2.2 Защита прав человека в системе международных судебных учреждений 14
3 Влияние решений международных судебных органов на защиту прав человека в
России 18
Заключение 25
Список использованных источников 26
Первый российский судья Европейского суда по правам человека Анатолий Иванович Ковлер в 2008 году отметил, что если ситуация с систематическим нарушением Конвенции Российской Федерацией не будет разрешена на национальном уровне, то Европейский суд намерен принимать специальные пилотные постановления по России. В отношении других стран такие пилотные решения принимаются с 2004 г. В пилотном постановлении выявляются системные или структурные проблемы, приводящие к нарушению Конвенции, и даются рекомендации по их устранению, после чего жалобы, поступающие по аналогичным делам, замораживаются на год для принятия государством соответствующих мер [20].
В этой связи необходимо отметить, что уже в начале 2009 года в отношении России было вынесено первое пилотное Постановление по проблеме неисполнения или задержек в исполнении решений внутригосударственных судов по делу Бурдов против России. Помимо прочего в данном Постановлении Суд отметил, что имело место нарушение статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) в результате отсутствия внутригосударственных эффективных средств правовой защиты в случае неисполнения или задержек в исполнении судебных решений, вынесенных в пользу заявителя. Европейский суд констатировал, что данное нарушение имеет системный характер, и обязал Российское государство в течение шести месяцев создать эффективное внутригосударственное средство правовой защиты или комплекс таких средств, которые обеспечили бы быстрое и адекватное восстановление нарушенных прав, включая возмещение ущерба, в случае неисполнения или задержек в исполнении национальных судебных решений [21].
В соответствии с выводами, сформулированными в пилотном Постановлении, 30 апреля 2010 года были приняты внесенный Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также пакет соответствующих поправок в другие нормативные акты Российской Федерации. Указанный Федеральный закон вступил в силу 4 мая 2010 года. В рамках исполнения пилотного Постановления еще до принятия названного Федерального закона Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации изменили процедуру рассмотрения дел, связанных с длительным неисполнением судебных решений.
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что наиболее часто попадают
в фокус внимания Европейского суда относительно
России следующие вопросы: это надзор
в гражданском судопроизводстве, неисполнение
решений, вынесенных против государства,
проблемы обеспечения процессуальных
прав в уголовном процессе. Данная динамика
представляется достаточно тревожной,
поскольку именно дела против Российской
Федерации показывают системный характер
нарушений Конвенции. Все это говорит о том,
что необходим институциональный подход
к решению проблемы анализа и обобщения
прецедентной практики Европейского суда,
и не только в отношении постановлений,
вынесенных против России. В этой связи
очень важно на законодательном уровне
закрепить процедуру устранения таких
системных нарушений. Перспективным представляется
использование Конституционным Судом
своих полномочий с целью принятия мер
общего характера, препятствующих дальнейшим
нарушениям Конвенции.
Заключение
Под защитой прав человека понимается совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а так же международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека.
Процессы глобализации и интеграции внешней и внутренней политики современных государств обусловливают формирование международных стандартов реализации и защиты прав и свобод человека.
Подчеркивая растущее значение прав человека для международного и регионального мира и безопасности, для предотвращения конфликтов как международных, так и внутренних, для экономического и социального развития государств, следует, на мой взгляд, разработать ряд мер, направленных на реализацию права граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, так как это далеко не автоматический процесс координационным центром в нем мог бы стать Верховный Суд России. Во-первых, целесообразно признать не только Европейскую Конвенцию, но и решения Европейского Суда источником российского права. Пленум Верховного Суда мог бы стать той нормативной базой, которая позволила бы обезопасить государство от лавины решений Европейского Суда, принятых не в пользу российского правительства. Во-вторых, необходимо систематически обучать судей применять прецеденты Европейского Суда, так как порой для них затруднен доступ к международным документам, ратифицированным РФ. Распоряжением Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г: «О первоочередных мероприятиях, Связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы» было предусмотрено положительное решение о подписании по вступлении в силу федеральных законов о присоединении к международным договорам, касающимся участия в Совете Европы, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколов к ней. Ратификация этой Конвенции подымет защиту прав и свобод человека на качественно новый уровень в нашей стране.
Влияние международного права выражается в том, что реализация внешнеполитических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, исключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические методы (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении международных проблем.
Список использованных источников
18 Постановление ЕСПЧ от 25.09.2007г. № 34316/02 De Clerck v. Belgium // Бюллетень Европейского суда по правам человека. - 2008. - № 3. – 61 с.
19 Штырова Е.П. Конституционное право человека и гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека / Е.П. Штыров. – Саратов: ЮНИТИ, 2007. – 102 с.
20 Ковлер А.И. Наш человек в Европе / А.И. Ковлер // ЭЖ - Юрист. - 2009. - № 3. – 21с.
21 Постановление ЕСПЧ от 15.12.2008г. № 33509/04 Burdov v. Russia // Бюллетень Европейского суда по правам человека. - 2008.- № 12. – 24 с.
Информация о работе Роль международного права в защите прав человека