Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 72 вопроса по "Международной торговле"
3. Национальный доход (НД) – это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны; первичные доходы включают оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт. Национальный доход отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу, т.е. отличается количественно. С точки зрения содержания, различие между этими показателями состоит в том, что внутренний продукт (валовой или чистый) характеризует поток товаров и услуг (конечных), а национальный доход – поток доходов (первичных).
Показатели СНС позволяют охарактеризовать следующие элементы:
1. Объем
произведенного национального (
2. Темпы
экономического роста,
3. Отраслевую
структуру экономики. Для этой
цели используются данные об
отраслевой структуре ВВП; они
показывают, какая доля в экономике
приходится на отдельные
4. Структуру
использования произведенного
Степень участия национального государства на мировом рынке определяется на основании основных показателей - экспортной, импортной и внешнеторговой квот.
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т. е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
• внешнеторговая политика;
• международная торговая политика.
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т. п.); изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
1. Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Гос-во заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам;
2. Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
Основой хозяйственной политики многих стран в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм. Меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле как источнику увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Для превышения поступления золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Соответствующая экономическая политика получила название протекционизма; ее сутью является создание отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами.
Протекционизм – это экономическая
политика государства, заключающаяся
в целенаправленном ограждении национальной
экономики от иностранной конкуренции.
Активная протекционистская политика
отдельных стран неизбежно
Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. принципа свободной торговли – фритредерства. Соответствующая политика связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Экономическое лидерство Великобритании
в конце XVIII – середине XIX в. сделало
ненужным использование
Экономическая мысль и хозяйственная
практика XX в. развиваются в дискуссии
приверженцев свободной торговли и
протекционизма. Доминируют фритредерские
взгляды, однако в отдельные периоды
наблюдается оживление
К началу XXI в. достаточно прочное место
заняли концепции, рассматривающие
национальное хозяйство в качестве
открытой экономики, ориентированной
на мировой рынок. Но и в наши дни
торговая политика колеблется между
более-менее либеральными и протекционистскими
мерами. Практика демонстрирует большую
или меньшую степень
Совокупность мер, которые используются
государствами в сфере
Государства,
проводя протекционистскую
по характеру и целям применения мер регулирования:
• инструменты, которые предполагают применение мер регулирования при пересечении товаром таможенной границы (пограничные меры);
• инструменты, предполагающие применение мер, которые касаются внутреннего рынка в целом, но затрагивают условия доступа иностранных товаров на внутренний рынок;
• инструменты, используемые для улучшения условий доступа отечественных товаров на иностранные рынки.
по характеру применяемых инструментов:
• тарифные — таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры;
• нетарифные — все остальные инструменты регулирования;
по характеру воздействия на условия конкуренции:
•инструменты, ограничивающие иностранную конкуренцию на внутреннем рынке;
• инструменты обеспечения
• инструменты, обеспечивающие повышение
конкурентоспособности
• инструменты, направленные на устранение ограничений конкуренции на зарубежных рынках и облегчение доступа товаров на эти рынки.
Кроме того, в зависимости от особенностей применения мер регулирования различают: • автономные меры (применяются в одностороннем порядке); • двусторонние меры (применяются в рамках двусторонних соглашений); • многосторонние меры (применяются в рамках многосторонних соглашений).
С точки зрения исторического развития
форм протекционизма и эволюции международной
торговли можно различать также
инструменты, которые соответствуют
различным уровням развития протекционизма
и интернационализации
• инструменты традиционного протекционизма. Носят в основном исключительно ограничительный характер и выражаются в создании торговых барьеров, которые препятствуют доступу иностранных товаров на внутренний рынок в целом.
• инструменты, характерные для избирательного протекционизма. Направлены в основном против недобросовестных и наиболее опасных иностранных конкурентов. Такой протекционизм в чистом виде носит не столько ограничительный, сколько корректирующий характер и направлен на устранение искажений нормальных условий конкуренции, которые могут быть связаны с вмешательством государства (в форме субсидирования) или с дискриминационной политикой частных компаний в области цен (демпинг).
• инструменты, действие которых носит глобальный (экстерриториальный) характер. В идеальном случае протекционистский эффект достигается не за счет ограничения доступа на внутренний рынок или устранения элементов недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, а благодаря воздействию на условия производства за рубежом. Страна, которая проводит такую политику, стремится воздействовать на условия использования конкурентных преимуществ и факторов производства в странах-конкурентах. Торговые ограничения применяются в тех случаях, когда структура использования факторов производства в странах-конкурентах такова, что по тем или иным параметрам они могут получить существенные преимущества с точки зрения снижения затрат (например, отсутствие в стране экологических требований или системы обеспечения социальных прав трудящихся).
Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.
Первоначально
в мировой практике применялась
одна ставка пошлины и тариф был
одноколонным (простым). При таком
тарифе величина пошлины едина вне
зависимости от страны происхождения
товара. Однако с развитием экономики,
диверсификацией товарной структуры
внешней торговли, обострением конкурентной
борьбы на мировых рынках происходит
детализация и усложнение таможенных
тарифов. В настоящее время
Ставки таможенных пошлин:
-адвалорные,
начисляемые в процентах к
таможенной стоимости
-специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
-комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров она может быть поделена соответственно на два вида: ввозную (импортную), и вывозную (экспортную). Существуют еще транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Однако транзитные пошлины вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
Расхождение национальных систем внешнеэкономического
регулирования является препятствием
для международной торговли. Унификацией
таможенных процедур занимается международная
организация – Совет