Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа состоит из  1 файл

mpp2.doc

— 996.50 Кб (Скачать документ)

 

45 Правовой режим Арктики

 

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: го­сударственная территория в полярном секторе ограничивается внеш­ним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую зна­чимость полярных секторов для экономики и безопасности прибреж­ных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориаль­ных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как откры­тые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.


46 Правовой режим Антарктики

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участву­ет около сорока государств. Это соглашение на конференции госу­дарств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территори­альные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отри­цает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых при­тязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарк­тики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных ис­следований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюда­телей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике нахо­дятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они явля­ются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

48 Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами

В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и без­опасность.

Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разре­шении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах между­народного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итого­вый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Различают два основных вида международных разногласий: спор и ситуацию.

Спор — это совокупность взаимных притязаний субъектов меж­дународного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств субъек­тивного характера, вызвавших трения между субъектами вне связи с конкретным предметом спора. Таким образом, при ситуации состоя­ния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения; ситуация — это состояние потенциального спора.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию меж­дународного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить его посредством переговоров, посредничества, примире­ния, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональ­ным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.

49 Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги

Непосредственные переговоры и консультации

Содержание непосредственных переговоров заключается в поис­ке решения разногласий самими спорящими сторонами путем уста­новления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распро­страненное средство устранения разногласий.

Переговоры можно классифицировать:

по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);

по количеству участников (многосторонние и двусторонние);

по уровню представительства сторон (межгосударственные, меж­правительственные, межведомственные) и др.

Переговоры могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обя­зуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреж­дение возникновения международных споров.

Добрые услуги

Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при кото­ром сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегу­лирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобнов­лении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облег­чить взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество

При посредничестве находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организа­ции), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех споря­щих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель по­средничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согла­совании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои про­екты урегулирования спора и предлагать их сторонам.

50 Международная примирительная процедура

Следственные комиссии

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни суще­ственных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учре­дить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого со­глашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном поряд­ке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, пред­ставляют необходимые документы, а также список свидетелей и экс­пертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запро­сить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбиратель­ства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказа­тельства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется закон­ченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничи­вается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не огра­ничиваются только установлением того или иного факта, но и пред­лагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сто­ронами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении меж­дународных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия со­стоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают споря­щие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим госу­дарствам или решено жребием.


51 Международные третейские суды (арбитраж)

Международный арбитраж — организованное на основе согла­шения сторон разбирательство спора отдельным лицом (арбитром) или группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон.

Различают арбитраж ad hoc и институционный арбитраж.

Арбитраж ad hoc (специальный арбитраж) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. В этом случае спор на рассмот­рение арбитража передается на основании арбитражного соглаше­ния сторон. В соглашении указываются: порядок назначения арбит­ров или конкретные лица в качестве арбитров, процедура рассмотре­ния спора, место и язык разбирательства и другие вопросы.

Институционный арбитраж осуществляется постоянно действу­ющим арбитражным органом. Государства заранее обязуются пере­давать в арбитраж все споры, возникающие по вопросам толкования какого-либо договора, или разногласия, которые могут возникнуть в будущем по определенным категориям споров.

Разрешение разногласий посредством арбитража имеет большое сходство с судебным способом, однако в отличие от судебной проце­дуры состав арбитражного органа зависит от спорящих сторон.

Обращение к третейскому суду влечет за собой обязанность добросовестно подчиниться его решению.

В последнее время в международной практике получила развитие тенденция включения в принимаемые конвенции механизма арбит­ражного разбирательства споров.

В соответствии со ст. 19 Хартии Организации африканского един­ства 1963 г. в ОАЕ создана Комиссия по посредничеству, примире­нию и арбитражу, состав и условия функционирования которой оп­ределены отдельным протоколом, одобренным Конференцией глав государств и правительств ОАЕ.

На основании Вашингтонской конвенции об урегулировании ин­вестиционных споров между государствами и физическими и юриди­ческими лицами других государств 1965 г. был учрежден орган по разрешению данных споров — Международный центр по урегулиро­ванию инвестиционных споров — и предусмотрена процедура арбит­ражного разбирательства.

Приложение II к Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. предусматривает, что в случае спора государство-истец подает заявление в Секретариат Конвенции, который извещает об этом ос­тальные страны. Стороны назначают арбитров (арбитра), который и разрешает спор по существу.

52 Международная судебная процедура

Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­версального (Международный Суд ООН), так и регионального ха­рактера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Эконо­мический Суд СНГ).

Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обя­зательны для сторон и обжалованию не подлежат.

В зависимости от характера рассматриваемых споров между­народные суды делятся на суды по разрешению: межгосударствен­ных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физи­ческими и юридическими лицами против государств и междуна­родных организаций (Европейский суд по правам человека); тру­довых споров в рамках международных организаций (Администра­тивный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физи­ческих лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибу­нал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участника­ми Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морско­го дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юри­дическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответ­ственность за ущерб этим субъектам.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"