Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа состоит из  1 файл

mpp2.doc

— 996.50 Кб (Скачать документ)

осуществлять преследование по «горячим следам»;

сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;

осуществлять иные правомочия, предусмотренные международ­ными договорами.

В территориальных и внутренних водах военные корабли подчи­няются правилам судоходства и пребывания, установленным при­брежным государством.

 


121 Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море

 

Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регла­ментируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвен­цией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопас­ности плавания все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаружен­ному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать на помощь терпящим бедствие судам, после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано пре­ступлением. Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасав­шему судну может быть выплачено вознаграждение.

Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов В этих целях они организуют морскую поисково-спаса­тельную службу, координируют деятельность национальных средств спасания, разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания, обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бед­ствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.

122 Понятие и источники международного воздушного права

Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового стату­са воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческо­го характера. Государства заключали соглашения о порядке исполь­зования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась право­вая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.

Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся между­народных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиа­ции 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причи­ненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по­верхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном со­общении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.

Важнейшими принципами современного международного воз­душного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода поле­тов в международном воздушном пространстве.

123 Правовой статус воздушного пространства

В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опреде­ленным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому по­ложению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространст­во, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объ­ектов регламентируются нормами космического права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, кото­рый может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государствен­ные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к воору­женным, таможенным, полицейским силам государства. Военный ле­тательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий во­оруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние при­знаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат на­ходится под командованием офицера, состоящего на правительст­венной службе, имя которого внесено в список офицеров вооружен­ных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной воен­ной дисциплине.

Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международ­ные полеты и полеты в пределах одного государства.

К международным относятся все полеты, при которых пересека­ется граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Ре­гулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пасса­жиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным распи­санием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые поле­ты, например, для обеспечения чартерных перевозок.

154 Международно-правовое сотрудничество в области пенсионного обеспечения

Государства должны нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, приобретших право на пен­сионное обеспечение на их территории и реализующих его за грани­цей. Международное сотрудничество в области пенсионного обеспе­чения регламентируется как многосторонними договорами, в кото­рых участвует РФ, так и двусторонними соглашениями, в том числе заключенными СССР (их несколько десятков).

Например, в соответствии с межправительственным Соглашени­ем о гарантиях граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. (РФ участвует) пенсионное обеспе­чение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на террито­рии которого они проживают.

Право на обращение за назначением пенсии приобретают граж­дане стран — участниц Соглашения после прописки на территории РФ или приобретении статуса беженца (вынужденного переселенца). Для граждан не участвующих в Соглашении государств пенсионное обеспечение регулируется законодательством РФ. Назначение пен­сий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам госу­дарств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, при­обретенный на территории любого из этих государств. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, ко­торые засчитываются в трудовой стаж. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем по­рядке на территории государств — участников СНГ и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств Содружества без легализации.

При переселении пенсионера в пределах государств — участни­ков Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства пре­кращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательст­вом государства по новому месту жительства пенсионера.

Государства берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательст­ве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.


124 Режим полетов в суверенном воздушном пространстве

Воздушное пространство, расположенное над территорией госу­дарства, является частью его территории. Государство обладает пол­ным и исключительным суверенитетом над своим воздушным про­странством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Для организации полетов воздушных судов и осуществления дру­гих видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэро­дромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответст­вующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной без­опасности государства вправе также устанавливать зоны ограниче­ния полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных рай­онах государства полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностран­ных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплу­атацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.

В соответствии с международными договорами выработаны сле­дующие «права или свободы воздуха»:

право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем про­странстве иностранным авиаперевозчиком;

право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.);

право принимать на борт и высаживать на территории иностран­ного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;

те же действия для любых третьих стран;

право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;

право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государствен­ный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. Собы­тия 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном про­странстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное про­странство в пределах границ РФ является государственной террито­рией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламен­тируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 но­ября 1996 г. и Федеральным законом от 19 июля 1997 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.

Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями междуна­родных договоров и нормами национального законодательства. Ус­танавливаются, в частности, правила пролета государственной грани­цы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами испол­нительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разо­вых полетов.

Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное про­странство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совер­шать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.

На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находя­щиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными догово­рами.

Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установ­лены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разре­шения федеральных органов исполнительной власти.

Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.

 

125 Режим полетов в международном воздушном пространстве

 

Открытое воздушное пространство — это пространство над от­крытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарк­тида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

В открытом воздушном пространстве признаны следующие сво­боды:

свобода беспрепятственно осуществлять полеты;

право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;

право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять «преследование по горячим следам».

Эти свободы реализуются в дозволенных международным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено ис­пользовать государственные летательные аппараты в военных целях.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"