Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа состоит из  1 файл

mpp2.doc

— 996.50 Кб (Скачать документ)

Для изучения опыта безопасной эксплуатации АЭС и оказания консультативной помощи государственным органам развивающихся стран, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности, в МАГАТЭ создана специальная Группа МАГАТЭ по контролю, при участии которой подготовлено большинство между­народных документов в этой сфере.

При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. В этих целях МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание — «Серию безопасности», в которой излагают­ся правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, для защиты здоро­вья человека и окружающей среды. МАГАТЭ также регулярно гото­вит Программы разработки норм безопасности АЭС, которые пред­назначены для государственных органов стран — членов МАГАТЭ, регламентирующих и контролирующих деятельность по реализации программ развития атомной энергетики.

Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой области является разработка с учетом рекомендаций Международ­ной комиссии по радиологической защите принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению.

Система радиационной защиты МАГАТЭ сочетает две системы защиты: общие правила радиационной защиты в отношении отдель­ного человека и требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизирующего излучения. В соответствии с этими прави­лами облучение отдельных лиц контролируемым источником или в результате контролируемой деятельности не должно превышать ус­тановленные пределы доз. Если облучение исходит от нескольких источников, устанавливается верхняя граница, суммирующая дозы, получаемые от отдельных источников. Дополнительная защита пред­ставляет собой систему учета всех доз, исходящих от источника, независимо от места и времени облучения.

Значительное место в системе источников регулирования в облас­ти радиационной защиты занимает Конвенция МОТ № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г. Конвенция распро­страняется на все виды деятельности, влекущие воздействие ионизи­рующей радиации на трудящихся в процессе их работы. В Конвенции определяется порядок установления максимально допустимых доз радиации и максимальные количества радиоактивных веществ, кото­рые могут попадать в организм трудящихся. Запрещается допускать к работе, связанной с ионизирующей радиацией, трудящихся моложе 16 лет, других лиц, если это противоречит медицинскому заключе­нию. Администрация предприятия обязана измерять уровни радиа­ции на рабочих местах, информировать о них трудящихся и прини­мать все меры по снижению радиации. Государства обязаны привести свое законодательство в соответствие с этой конвенцией.

 


134 Транспортировка радиоактивных веществ

Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международ­ные документы подробно определяют условия безопасной транспор­тировки радиоактивных веществ, обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, порядок оформления документации, маркировку упаковочных комплектов и транспортных средств, кон­троль и меры ответственности.

В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку как ядерного оружия, так и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях, например: Соглашение между правительствами РФ и Франции о сотрудничестве в области безопасности и мониторинга радиационной обстановки при транспортировке, складировании и уничтожении ядерного оружия в России 1992 г., Соглашение между правительствами России, Украины, Венгрии о сотрудничестве в об­ласти транспортирования ядерного топлива между Венгрией и Рос­сией 1992 г., Соглашение о международном железнодорожном грузо­вом сообщении — Организации сотрудничества железных дорог; Со­глашение о международном железнодорожном сообщении COTIF (приложение — Правила перевозки опасных грузов RID); Европей­ское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов; Международный кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации; Правила воздушной перевоз­ки опасных грузов Международной ассоциации воздушного транс­порта.

Они определяют, в частности, правила, регулирующие:

классификацию грузов (в зависимости от видов излучения и сте­пени опасности);

предотвращение утечки жидких и сыпучих грузов;

ограничение излучения на поверхности с указанием максимально допустимых расстояний для людей;

ограничение радиоактивных загрязнений;

ограничение активности изотопа в упаковках;

ограничение числа упаковок в транспортном средстве;

маркировку упаковок и транспортных средств;

составление упаковочных комплектов.

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регу­лярно пересматриваются МАГАТЭ. Однако на практике в этой об­ласти имеются определенные проблемы, осложняющие международ­ные перевозки. Так, одни государства используют различные редак­ции Правил МАГАТЭ, в других странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов. Не до конца унифици­рованы национальные правила по оформлению сертификатов соот­ветствия нормам безопасности упаковочных комплектов и упаковок и т.д. В ряде стран требуется, чтобы страховые полисы по радиацион­ным грузам, были подписаны также и национальными страховыми компаниями, в результате чего на одну партию груза приходится оформлять несколько страховых полисов, что ведет к задержкам в пути следования. Все это создает определенные трудности в приме­нении международных правил перевозки радиоактивных веществ и не способствует повышению радиационной безопасности.

Определенными особенностями отличаются перевозки радиоак­тивных грузов воздушным транспортом. При воздушных перевозках радиоактивных веществ применяются документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и, в частности, Чикаг­ская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. К Конвенции имеется Приложение № 18 «Безопасная перевозка опас­ных грузов по воздуху». Нормы, содержащиеся в этом Приложении, отсылают к техническим инструкциям ИКАО по безопасной перевоз­ке опасных грузов по воздуху. Детально обязанности сторон договора перевозки радиоактивных веществ регулируются законодательством отдельных государств.

Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов являет­ся необходимость принятия мер по их физической защите (охраны груза от хищения и несанкционированных перемещений).

135 Физическая защита ядерного материала

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для пресечения незаконного завладения ядерными матери­алами в процессе их транспортирования. По Конвенции должны соблюдаться следующие требования:

время нахождения груза в пути должно быть минимальным;

временное складирование на остановочных пунктах, число пере­грузок в пути должно быть сведено к минимуму;

необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных мате­риалов, менять их маршруты, остановки и т.п.;

сообщения о перевозках должны передаваться секретными кана­лами связи с использованием шифров;

маркировка транспортных средств должна осуществляться с ос­торожностью и в ограниченном виде;

круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки, должен быть максимально ограничен.

Участники Конвенции договорились также консультироваться и сотрудничать непосредственно или через международные организа­ции в целях усовершенствования конструкций или улучшения обслу­живания систем физической защиты, предназначенных для междуна­родной перевозки. Кроме того, государства взяли на себя обязатель­ство не экспортировать или не разрешать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гарантий, что этот материал во время международной перевозки будет защищен; государства-участники не импортируют или не разрешают импортировать ядерный материал из страны, не участвующей в Конвенции, если не получат гарантий, что такой материал во время международной перевозки будет защищен. Не разрешаются при отсутствии гарантий безопасности и транзитные перевозки ядерного материала на своей территории по суше или по внутренним водным путям, или через свои аэродромы, или морские порты между государствами, не являющимися участниками Конвен­ции. Государства определяют в рамках своего законодательства уров­ни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осу­ществляется из одной части этого государства в другую по междуна­родным водам или по воздушному пространству.

Конвенция устанавливает перечень преступных деяний в отно­шении ядерного материала и меры правовой помощи.

153 Признание и исполнение иностранных арбитражных решений

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России осуществляется на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Европейской конвенции о внешнеторговом арбит­раже 1961 г., договоров о правовой помощи по гражданским делам, соглашений о поощрении и защите капиталовложений, торговых со­глашений, а также в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.*, ГПК РСФСР и др.

Иностранные арбитражные решение приводятся в исполнение в России судом (не ниже суда субъекта Федерации) — в зависимости от сторон спора и правил подведомственности.

Арбитражное решение признается в России обязательным неза­висимо от того, в какой стране оно вынесено и заключен ли с этим государством международный договор.

Заявление (ходатайство) о принудительном исполнении подается в суд по месту нахождения стороны, против которой было вынесено решение. К заявлению прилагаются:

заверенные должным образом (как правило, в Министерстве юс­тиции) копии арбитражного решения и арбитражного соглашения;

документы о своевременном уведомлении стороны, против кото­рой было вынесено решение, о рассмотрении дела;

заверенный перевод указанных документов на русский язык.

Рассмотрение заявления производится в открытом заседании с извещением должника. Выслушав объяснения должника и рассмот­рев представленные документы, суд выносит определение о призна­нии иностранного арбитражного решения и выдаче документа на принудительное его исполнение или об отказе в этом.

В признании или приведении в исполнение может быть отказано, если:

сторона, против которой было вынесено решение, докажет, что она не была уведомлена о назначении арбитра или арбитражном разбирательстве;

решение вынесено по спору, не предусмотренному соглашением;

одна из сторон соглашения была недееспособна;

арбитражное соглашение было недействительным;

состав арбитража или процедура не соответствовали соглаше­нию;

решение еще не стало обязательным или было отменено;

объект спора не может быть предметом разбирательства в РФ;

истек срок давности предъявления решения к принудительному взысканию.

Международные договоры устанавливают особенности призна­ния арбитражных решений, вынесенных в отдельных государствах.


138 Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства

 

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждеб­ному использованию средств воздействия на природную среду (пред­намеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нане­сения ущерба или причинения ущерба другому государству. При этом перечень запрещенных действий не исчерпывается указанными в Конвенции, поскольку в любое время могут быть созданы новые средства воздействия. Конвенция устанавливает пределы дозволен­ных действий государств в сфере управления природными явлениями и является бессрочной.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воз­духа на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглаше­нию о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загряз­нения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выброса­ми загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответ­ствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европей­ской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений. В 1985 г. к Конвенции был принят Про­токол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены к 1993 г. на 30 процентов.

Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении кли­мата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Вторым составляющим системы международной защиты приро­ды является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, раз­рушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающие­ся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запре­щается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекра­титься. Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, по­треблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участника­ми Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хра­нения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"