Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".
Третьим объектом защиты является космическое пространство. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. обязывают государства при изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.
Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).
В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. (в последней редакции) предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.
В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;
2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.
В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);
3. обеспечение рационального использования природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчиняться следующим принципам:
предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
восстановление истощенных популяций;
сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.
На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.
Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.
Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Таким образом, Женевская конвенция 1958 г. содержит лишь общий запрет радиоактивного загрязнения морской среды и атмосферы, имея в виду в первом случае захоронение отходов, а во втором — деятельность, связанную с применением радиоактивных материалов, и не содержит запрета на захоронение радиоактивных отходов в море.
Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.
Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов. В Приложении I к Конвенции определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем, которые компетентная в данной области международная организация определяет, с точки зрения здравоохранения, как недопустимые для сброса в море), в Приложении II — сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых в качестве грузов.
Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.
В современном международном праве имеется большое число норм, посвященных вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регулирования свидетельствуют о том, что в международном праве сформировалась отрасль «международное экономическое право».
Источниками данной отрасли являются:
акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Устав ГАТТ, Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
торговые соглашения (Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г., Протокол 1995 г. между правительствами РФ и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 год и др.);
соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение между правительствами РФ и Египта об экономическом и техническом сотрудничестве 1994 г. и др.);
соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г. и др.);
соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995 г., Соглашение между правительствами России и Грузии о координации деятельности железнодорожного транспорта 1995 г., Соглашение между правительствами России и Туркмении о сотрудничестве в области связи 1995 г., Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г. и т.д.);
соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (Россией не ратифицирована). Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Россия участвует). Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. (в силу не вступила) и др.).
Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты. В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978 г., Правила Инкотермс 1990 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г. и т.д. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте.
Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и двусторонние организации (смешанные комиссии и пр.).
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. В задачи ЮНКТАД входит: поощрение международной торговли; координация принятия многосторонних документов в области торговли и т.д.
Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР и входит в систему ООН. Задачами МАИГ являются: поощрение иностранных инвестиций, предоставление гарантий, включая страхование рисков инвестиций в государства — члены МАИГ.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Членами Банка могут быть как европейские организации, так и неевропейские страны — члены МВФ, а также Европейский Союз. Капитал ЕБРР состоит из взносов государств-членов. Цели ЕБРР: поддержка экономического развития стран Европы; оказание помощи в проведении экономических реформ и др.