СНГ-межрегиональная организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание

Содружество Независимых Государств (СНГ) является уникальным межгосударственным образованием с декларированными интеграционными целями с дезинтеграционными результатами. Доля взаимного товарооборота стран СНГ в их общем товарообороте последовательно сокращалась.
СНГ — плод развала СССР в итоге поражения Союза ССР в "холодной войне", окончившейся, как и почти все "горячие" войны, территориальными изменениями.

Содержание

Введение
1. Создание Содружества Независимых Государств
2. Правовая природа Содружества Независимых Государств
3. Членство в Содружестве Независимых Государств
4. Органы Содружества Независимых Государств
5. Правовой статус Содружества Независимых Государств
6. СНГ: организационный и правовой хаос на постсоветском пространстве
7. Экономическое сотрудничество стран — членов Содружества Независимых Государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.83 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Создание Содружества Независимых Государств

2. Правовая природа  Содружества Независимых Государств

3. Членство в  Содружестве Независимых Государств

4. Органы Содружества Независимых Государств

5. Правовой статус  Содружества Независимых Государств

6. СНГ: организационный  и правовой хаос на постсоветском пространстве

7. Экономическое сотрудничество стран — членов Содружества Независимых Государств

Заключение

Список использованной литературы

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

Содружество Независимых  Государств (СНГ) является уникальным межгосударственным образованием с  декларированными интеграционными  целями с дезинтеграционными результатами. Доля взаимного товарооборота стран  СНГ в их общем товарообороте  последовательно сокращалась.

СНГ — плод развала СССР в итоге поражения Союза ССР  в "холодной войне", окончившейся, как и почти все "горячие" войны, территориальными изменениями.

По существу образование  СНГ было в известном роде политическим "утешительным призом" для "широких  масс трудящихся" (как выражались в советские времена), совершенно обескураженных и разочарованных не чаявшимся крушением Союза "нерушимого республик свободных" (согласно бывшему  Советскому Гимну). Ведь еще весной 1991 г. абсолютное большинство граждан  СССР, во всех его республиках, высказалось  на референдуме за сохранение Союза, а уже к концу того же года Союз был разрушен.

Цель курсовой работы состоит  в исследовании возникновения и создания Содружества Независимых Государств (СНГ), их правовой природы, членство СНГ и органов СНГ.

В соответствии с указанной  целью поставлены следующие задачи:

  • изучение нормативно – правовой базы, касающейся возникновения и создания Содружества Независимых Государств;
  • изучение правовой природы СНГ;
  • анализ предпосылок для дальнейшего развития СНГ и экономического сотрудничества стран – членов Содружества Независимых государств.

Для достижения цели и решения  поставленных задач в данной курсовой работе были использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ, как основополагающий нормативно-правовой акт, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; Постановление ВС РФ от 12.12.1991 № 2014-1 "О Ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств" (вместе с Соглашением от 08.12.1991 "О Создании Содружества Независимых Государств", Протоколом от 21.12.1991, "Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств", "Протоколом совещания глав независимых государств", Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, "Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия", "Алма-Атинской декларацией") – отражает важное значение правовой природы СНГ; Соглашение о статусе экономического суда Содружества Независимых Государств" (Вместе с "Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств"), заключено в г. Москве 06.07.1992 г., Регламент Экономического Уда Содружества Независимых Государств" – обеспечивают выполнение экономических обязательств в рамках Содружества; Решение Совета глав государств СНГ "О принятии Устава СНГ" (Вместе с "Уставом Содружества Независимых Государств") – на основании которого различают государства-учредители и государства – члены Содружества; Гражданский Кодекс РФ; учебная литература и статья В.Г. Вишнякова по вопросу Содружества Независимых Государств / Журнал российского права, № 11, 2003).

 

1. СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА  НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

Создание Содружества  Независимых Государств (СНГ) было декларировано  в Соглашении, келейно подписанном 8 декабря 1991 г. в местечке Вискули, в глуши Беловежской Пущи тремя тогдашними руководителями России, Белоруссии и Украины — Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком. Это, формально Минское, Соглашение юридически хромает во многих отношениях. Прежде всего, конечно, в том, что "волей" трех из бывших пятнадцати советских республик прекращалось существование федеративного СССР, пренебрегая мнениями не участвующих в Вискульском совещании республик, которые формально имели полное право сохранять Союз за выходом из него лишь трех, хотя и крупных членов Федерации. Впрочем, практически "аутсайдерам" ничего не оставалось другого, как, незамедлительно, подписав 21 декабря 1991 г. Алма-Атинскую Декларацию и Протокол, присоединиться к СНГ.

На  заседании Совета глав государств СНГ  в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил  в силу через год после принятия.

Целями Содружества  согласно статье 2 Устава СНГ являются:

  • осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
  • обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
  • сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
  • содействие гражданам государств - членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  • взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Для достижения целей Содружества  согласно статье 3 Устава СНГ государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного  акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

  • уважение суверенитета государств - членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;
  • нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;
  • территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
  • неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства - члена;
  • разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
  • верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
  • невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;
  • обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;
  • добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;
  • учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;
  • объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;
  • развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;
  • духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Содружество должно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принципов  международного права (в Уставе СНГ  перечислены все десять принципов  хельсинкского Заключительного  акта). Дополнительно сформулированы также принципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и  Содружества в целом, объединения  усилий и оказания поддержки друг другу, духовного единения народов  государств-членов на основе уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей  и культурного обмена.

Сегодня в Содружестве  участвует двенадцать стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Развал СССР осуществлялся  руками своих же бывших партийно-советских  вождей, преступивших законы СССР, гражданами которого они еще оставались. При  этом, однако, интересы и роль победоносных США в расчленении Советского Союза несомненны, еще сокрыты  во всех деталях от глаз широкой  публики и неизвестно, будут ли вообще когда-нибудь до конца известны. Показательно, что геостратеги США типа небезызвестного З. Бжезинского и до сего времени не оставляют надежд на продолжение дальнейшего расчленения России. США бдительно следят и противодействуют любым шагам России по укреплению своих стратегических позиций в странах СНГ.

Чего стоит, к примеру, беспардонная реакция влиятельной  американской газеты Wall Street Journal на подписание 21 сентября 2003 г. Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной Соглашения всего лишь о намерении создать так называемое Единое экономическое пространство — ЕЭП. Газета потребовала, чтобы президент Буш заявил президенту Путину, что "крушение Советского Союза было бесповоротным и окончательным", а попытки вовлечь Украину и Белоруссию в подконтрольное России единое экономическое пространство являются неприемлемыми. Выглядит так, как будто бы разгромленная на полях войны Россия пытается нарушить условия капитуляции! Или можно понимать: не затем, дескать, мы вкладывали силы и средства на развал СССР, чтобы этот самый СССР теперь возрождался!

Все это представлено для  иллюстрации геостратегической обстановки, в которой функционирует СНГ, в том числе и в экономических параметрах его деятельности.

Но все же не от США, во всяком случае юридически, зависело формирование СНГ и эффективность сотрудничества в нем.

Практически решающей в этом отношении стала позиция Украины, наиболее значительного после России (в смысле экономического развития, населенности и т.д.) постсоветского государства. Изначально и до настоящего времени официальная Украина  неуклонно дистанцируется, ссылаясь, в частности, на свою Конституцию, от создания любых органов в рамках СНГ с "наднациональными" функциями, с правом принятия обязательных решений, не делая секрета в том, что  такое позиционирование Украины  определяется фактически ее "стратегией европейского выбора". Этому выбору (неизбежно потенциально связанному при вступлении и в НАТО, и в Евросоюз с исключительно высокой степенью отказа от многих суверенных прав и с подчиненностью наднациональным органам ЕС и НАТО) — Конституция Украины, видимо, не препятствует. И этот выбор, коль скоро он действует, по существу полностью определяет не только отношение Украины к сотрудничеству и в СНГ, и в ЕЭП, но влияет также на пониженную эффективность взаимного сотрудничества в СНГ в целом без задействования высокого политического и экономического потенциала Украины как реально заинтересованного или не заинтересованного партнера.

При ратификации 10 декабря 1991 г. Минского Соглашения Верховный Совет  Украины сделал оговорки к восьми из четырнадцати статей Соглашения, плюс три оговорки к его Преамбуле  и оговорку к Заключительной части. При этом в отдельном Заявлении  Верховного Совета Украины указывалось, что "обязательными для Украины  являются те положения Соглашения, подписанного Президентом Украины, к которым не сделано оговорок, а также Оговорки к Соглашению, одобренные Верховным Советом Украины"; Соглашение с Оговорками согласно Заявлению  Верховного Совета означает, в частности, что Украина возражает против придания содружеству статуса субъекта международного права, а решения "координационных  институтов в рамках содружества  являются рекомендательными".

Украина, а также Туркмения  не приняли и Устава СНГ от 22 января 1993 г., которому придано было значение международного договора, зарегистрированного  в Секретариате ООН.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОДРУЖЕСТВА  НЕЗАВИСИМЫХ   ГОСУДАРСТВ

 

Для понимания правовой природы СНГ  важное значение имеют положения  Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это — объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признается наличие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского  соглашения от 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Следует также обратить внимание на ст. 5 Устава, в которой установлено, что соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и  принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Содружество имеет общие цели, общие интересы и общие сферы деятельности, признает суверенитет государств-членов, что  позволяет говорить о нем как  о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию.

Информация о работе СНГ-межрегиональная организация