Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа
В современный период происходит значительное усиление роли международного права в поддержании мира и укреплении международной стабильности, а также в решении множества обострившихся под влиянием научно-технического прогресса глобальных проблем современности, таких, как выживание человечества, запрещение ядерного оружия, угроза экологической катастрофы и др.
Существенно возрастает роль современного международного права и в обеспечении каждому государству, каждому народу своего собственного пути развития, его суверенитета, экономической, политической, военной безопасности, в уважении самобытности каждой страны, большой или малой, что объективно отвечает не только интересам каждого суверенного государства, но и интересам человечества в целом.
Введение 3
1. Способы квалификации основных принципов международного права 6
1.1. Классификация основных принципов …………………………………...6
1.2Классификация принципов по объекту сотруничества…………………..8
1.3 Принципы, регулирующие межгосударственную систему……………..9
2. Содержание и характеристика основных принципов международного права 15
2.1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем 15
2.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности 16
2.3. Общие принципы международного сотрудничества 28
Заключение 50
Список использованной литературы: 53
д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
е) запрещается подчинение народа иностранному господству.
Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность[27].
Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.
Право народов и наций на самоопределение
теснейшим образом связано со
свободой политического выбора. Самоопределившиеся
народы свободно выбирают не только свой
внутриполитический статус, но и свою
внешнеполитическую ориентацию. Уважение
свободы политического выбора становится
фундаментом сотрудничества, а не
соперничества и
Таким образом, от свободного решения
самой нации, самого народа должно зависеть
создание государственного образования
– субъекта международного права. Как
указывается в Декларации о принципах
международного права 1970 года, создание
суверенного и независимого государства,
свободное присоединение к
В настоящее время, особенно в связи с распадом Советского Союза и Югославии, остро встал вопрос о соотношении права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «Ничто... не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств»[29].
Несомненно, что каждый народ имеет
право на свободное решение своей
собственной судьбы. Но в ряде случаев
этот принцип используется экстремистами,
националистами, рвущимися к власти
и жаждущими для этого
Принцип сотрудничества государств.
Он представляет собой результат углубления международного разделения труда, широкого развития международных экономических и других связей в современную эпоху. Экономическая и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т.д. породила этот юридический принцип.
После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.
Представители некоторых школ международного
права утверждают, что обязанность
государств сотрудничать носит не правовой,
а декларативный характер. Подобные
утверждения уже не соответствуют
реальной действительности. Разумеется,
было, время, когда сотрудничество представляло
собой добровольный акт государственной
власти, однако впоследствии требования
развивающихся международных
С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права 1970 года следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества государств:
а)
государства обязаны
б) сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;
в) государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 года конкретизирует содержание этого принципа применительно к положению в Европе[30].
Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Однако анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (таких, как Декларация 1970 года и Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер.
Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами ООН со всей очевидностью предполагает их обязанность сотрудничать в решении различных международных проблем, «поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности»[31].
Обязанность государств сотрудничать друг с другом, естественно, предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.
Принцип уважения прав человека.
Он получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций, принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений.
Становление принципа всеобщего уважения
прав человека и основных свобод для
всех в качестве одного из основных
международно-правовых принципов относится
к послевоенному времени и
связано непосредственно с
В Декларации о принципах международного права 1970 года нет принципа уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов, содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В настоящее время практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем, международном праве[32].
В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года название этого принципа сформулировано так: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».
В Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека – «первейшая обязанность правительства» и что «их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира»[33].
В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин...». В ст. 1 и качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;.. с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действии в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».
Нетрудно заметить, что обязательства
государств изложены здесь в самой
общей форме, поэтому с момента
принятия Устава и до настоящего времени
государства стремятся
Анализ многочисленных международных
документов, по нравам человека показывает,
что в современном
Отмеченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права, и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.
Таким образом, непосредственная регламентация
и защита прав и свобод человека
по-прежнему остаются внутренним делом
каждого государства. Международные
нормы в области прав человека
в подавляющем большинстве не
могут применяться
Как правило, международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятие на себя обязательства. Вместе с тем стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства. Более того, анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.
Речь прежде всего идет о грубых и массовых нарушениях прав человека, когда сложившаяся в конкретной стране внутриполитическая ситуация позволяет говорить о «систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод» (рез. ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г.). Такие явления, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация и т. п., уже квалифицированы международным сообществом как международные преступления и в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.
Содержание принципа уважения прав человека в общем, международном праве сводится к следующему:
а) все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;
б) государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;
в) государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.
Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека. Например, Итоговый документ встречи государств -участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью».
Документ Копенгагенского
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Информация о работе Способы квалификации основных принципов международного права