Суд Европейского союза и Европейский суд по правам человека: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание

Суд Европейского Союза является одним из семи институтов Европейского Союза. В структуру этого института входят три органа: 1) Суд – высшее звено, 2) Трибунал и 3) Специализированные трибуналы.
Трибунал (до редакции Лиссабонского договора – «Трибунал первой инстанции») был учрежден Единым европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд Европейского Союза, передав в ведение Трибунала менее значимые дела.

Содержание

1. Состав, структура и порядок формирования Суда Европейского Союза
и Европейского суда по правам человека………………………………………2
2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского суда по пра-
вам человекам…………………………………………………………………….8
3. Процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел в Суде Ев-
ропейского Союза и Европейском суде по правам человека…………………13
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

кр ЕС.docx

— 46.28 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

1. Состав, структура и  порядок формирования Суда Европейского  Союза

и Европейского суда по правам человека………………………………………2

2. Юрисдикция Суда Европейского  Союза и Европейского суда  по пра-

вам человекам…………………………………………………………………….8

3. Процессуальные правила  рассмотрения и разрешения дел  в Суде Ев-

ропейского Союза и  Европейском суде по правам человека…………………13

 Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состав, структура  и порядок формирования Суда  Европейского Союза

и Европейского суда по правам человека.

Суд Европейского Союза является одним из семи институтов Европейского Союза. В структуру этого института входят три органа: 1) Суд – высшее звено, 2) Трибунал и 3) Специализированные трибуналы.

Трибунал (до редакции Лиссабонского  договора – «Трибунал первой инстанции») был учрежден Единым европейским  актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд Европейского Союза, передав  в ведение Трибунала менее  значимые дела. Трибунал первой инстанции  приступил к работе в 1989 г. Его  деятельность основывается на ст.254 Договора о Европейском Союзе и соответствующих положениях Статута Суда.

Юрисдикцию Трибунала  составляют:

Все трудовые споры;

Все дела по искам физических и юридических лиц;

Все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных  после 1 августа 1993 г.

Юрисдикция Трибунала  определяется специальным решением Совета Европейского Союза 1, а вопросы внутренней организации и деятельности регулируются одним из разделов Статута Суда ЕС 2. Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документа Суда ЕС 3.

В последние годы наметилась тенденция к повышению роли и  значения Трибунала в судебной системе  ЕС в целом, которая нашла признание  в ст. 51 Статута Суда ЕС редакции 2004г., согласно которой он был наделен  юрисдикцией рассматривать некоторые  иски, подаваемые к институтам Союза  другими институтами или государствами  членами4.

В целях ускорения разрешения дел в структуре Суда ЕС могут  быть образованы судебные палаты (специализированные трибуналы). Данные органы создаются для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке возможно обжаловать в Трибунал. На сегодняшний день создан и действует только одна судебная палата - Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию в соответствии с «Приложением 1» к Статуту Суда ЕС входит рассмотрение  «служебных споров», споров между Европейским Союзом и его служащими или другими сотрудниками.

Состав Суда Европейского Союза формируется правительствами государств – членов ЕС «по общему согласию». Каждое государство – член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на замещение этого места. Государство делегирует судью либо генерального адвоката, но, уже став членом Суда ЕС, он становится полностью независимым и несменяемым. Каким-либо образом проконтролировать деятельность судьи государства-члены не могут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Каждое государство – член ЕС имеет право вето при формировании Суда ЕС. На практике же государства-члены, как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья и, возможно, один генеральный адвокат).

К кандидатам на должность  судей и генеральных адвокатов  Суда ЕС предъявляются следующие  требования:

Личная независимость  судей и генеральных адвокатов. В соответствии с Договором о  Европейском Союзе, судьи и генеральные  адвокаты выбираются из числа лиц, независимость  которых не вызывает сомнений 5;

Профессиональная пригодность. Допускается назначение на должность  судей и генеральных адвокатов  только лиц, обладающих необходимой  компетентностью 6. Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которых является общепризнанной.

Кандидатом в члены  Суда ЕС может быть:

Лицо, соответствующее в  своем государстве требованиям  для назначения на высшие судебные должности (например, в Греции –  член Верховного суда Греции, в Испании  – член Конституционного трибунала Испании).

Юрисконсульт с общепризнанной компетентностью. К этой категории  относятся, главным образом, профессора университетов и другие ведущие  специалисты в области права.

Таким образом, с учетом специфики  правовых традиций различных государств – членов ЕС, в Суд Европейского Союза назначаются:

- в государствах англо-саксонской правовой системы, характеризующейся применением норм общего права и ведущей ролью судебного прецедента и судебной практики, – профессиональные судьи;

- в государствах романо-германской правовой системы, где господствует традиция приоритета закона и правовой доктрины, – академические юристы, теоретики права.

Срок полномочий всех членов Суда ЕС составляет 6 лет. Как видно, он довольно непродолжительный, но по его окончании судьи и генеральные  адвокаты, как правило, назначаются  вновь. Количество таких повторных  назначений никак не ограничено –  некоторые члены Суда ЕС находятся  в его составе десятки лет. С целью обеспечения преемственности  в работе Суда ЕС обновление его  состава осуществляется постепенно, каждые 3 года. Соответственно в этот период замещаются должности половины судей и генеральных адвокатов.

Число членов Суда ЕС и порядок  их назначения определены в учредительных  договорах. Число членов Суда ЕС зависит  от числа государств – членов ЕС.

Как упоминалось выше, назначение судей происходит с общего согласия правительств государств – членов ЕС. До вступления в должность избранный  на пост судьи должен принести присягу, публично обещая осуществлять вверенные  ему полномочия ответственно и беспристрастно, а также не разглашая тайны  совещательной комнаты 7. Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей принципов добропорядочности. Судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматься деятельностью, направленной на извлечение доходов в течение всего срока полномочий, а также не имеют права занимать правительственные должности.

До истечения срока  своих полномочий судья не может  быть отправлен в отставку государством – членом ЕС. Однако если остальные  судьи и генеральные адвокаты придут к единогласному выводу о  том, что судья более не отвечает требованиям в связи с выполнением  им служебных обязанностей, то он может  быть освобожден от обязанностей судьи  Суда Европейского Союза 8.

Каждые 3 года судьи избирают Председателя Суда ЕС путем тайного  голосования абсолютным большинством голосов. Председатель Суда ЕС играет особую роль в руководстве Суда. Он осуществляет руководство деятельностью  Суда и его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует на пленарных заседаниях Суда, а  также при обсуждении дел в  совещательной комнате.

Наиболее сложные дела рассматриваются Пленумом Суда ЕС (собранием всех судей). «Суд заседает в пленарных заседаниях, когда государства-члены или какой-либо институт Союза, участвующие в разбирательстве, просят об этом» 9. В отношении других категорий дел Суд может по своему усмотрению направить дело на рассмотрение в одну из своих палат.

Вторая, дополнительная категория  членов Суда ЕС – генеральные адвокаты. Институт генеральных адвокатов  был введен по образцу судебной системы  Франции, где подобная должность  существовала еще со средних веков. Подобная модель организации суда существует также в Бельгии и Голландии.

Главная задача генерального адвоката – самостоятельное проведение предварительного, независимого, беспристрастного исследования и представление своего заключения по изученному им делу Суду Европейского Союза. Генеральный адвокат также проводит анализ документов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов.

Таким образом, заключение генерального адвоката – это своего рода альтернатива решению Суда ЕС. Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии  правовой доктрины ЕС. Как и решения  Суда, они переводятся на все официальные  языки ЕС и тщательно изучаются  правоведами и юристами-практиками.

В подавляющем большинстве  случаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных  адвокатов. Однако это не говорит  о том, что суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката. Напротив, судьи могут  полностью или частично отступить  от этого решения, но, все же, мнение генерального адвоката всегда играет значительную роль.

Корпус генеральных адвокатов  Суда ЕС насчитывает 8 человек. Как показывает практика, этого количества явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых  Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен отдельный генеральный адвокат. В связи с этим Договор о  ЕС в редакции Лиссабонского соглашения 2007г. предусматривает возможность  расширения числа генеральных адвокатов, а Декларация к ст. 252 Договора о ЕС уточняет количество, до которого корпус генеральных адвокатов может быть расширен – 11 человек.

Аналогично судьям при  формировании корпуса генеральных  адвокатов существуют определенные квоты для государств – членов ЕС. Принцип “одно государство  – один генеральный адвокат” здесь  не действует. 6 генеральных адвокатов  назначаются из числа граждан  Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии и Польши. Остальные 5 замещаются гражданами других государств – членов ЕС в порядке ротации.

Европейский Суд по правам человека является уникальным институтом, чья компетенция беспрецедентна в истории международного права. Конвенция о защите прав и основных свобод человека провозгласила основополагающие права и своды человека, а также создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал 3 органа, которые несли ответственность  за обеспечение соблюдения обязательств, принятых государствами – участниками  Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд  по правам человека и Комитет министров  Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., при вступлении в силу Протокола № 11, Европейская  Комиссия по правам человека и Европейский  Суд по правам человека были реорганизованы в единый орган – Европейский  Суд по правам человека. С 1 июня 2010 г., после ратификации Российской Федерацией, вступил в силу Протокол № 14 к  Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения  в контрольный механизм Конвенции.

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение  недели в каждом месяце.

Европейский Суд по правам человека состоит из 47 судей, в соответствии с количеством государств – участников Конвенции, при этом они не могут  быть гражданами одного и того же государства. Судьи в Европейский Суд по правам человека избираются Парламентской  ассамблеей Совета Европы сроком на 9 лет  без права переизбрания на второй срок (до 1 июня 2010г судьи избирались сроком на 6 лет с правом переизбрания),. Полномочия половины судей, избранных  на первых выборах, прекращаются через 3 года, с тем, чтобы судейский  состав обновлялся наполовину каждые 3 года.

На пленарных заседаниях Суд избирает сроком на 3 года Председателя Суда, двух его заместителей и двух председателей секций.

Судьи участвуют в работе Суда лично и не выступают от имени  государств. Они не вправе заниматься деятельностью, которая несовместима с их независимостью, беспристрастностью, а также постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей  истекает по достижении ими 70 лет.

В отличие от Суда ЕС, где  сохраняется абсолютная секретность  совещаний судей и решение  выносится от имени Суда в целом, в ЕСПЧ отдельные судьи вправе заявлять о своей особой позиции и своем несогласии с решением большинства судей.

Согласно Регламенту, Суд  разделен на 4 секции, состав которых, утверждаемый на 3 года, должен быть сбалансирован  по географическому и половому признаку, а также представлять различные  правовые системы государств – участников Конвенции. 2 секции возглавляются заместителями  Председателя Суда, другие 2 – Председателями секций. Заместители председателей  секций, избранные секциями, оказывают  помощь председателям секций и при  необходимости их замещают.

Дела в ЕСПЧ рассматриваются  судьями единолично, комитетами, Палатами и Большой Палатой.

Комитеты из 3 судей создаются  в каждой секции сроком на 12 месяцев.

Палаты из 7 судей создаются  в каждой секции на основе ротации. Комитет Министров может на определенный срок уменьшить количество судей  Палат до 5 человек путем единогласного  решения. В состав палаты, рассматривающей  дело, обязательно входит председатель секции и судья, избранный от государства  – ответчика. Если национальный судья  не может заседать или пользуется правом самоотвода, то соответствующее  государство может назначить  специального судью. Имена остальных  членов состава определяются по жребию. Образованный таким образом состав может, а в некоторых случаях  должен отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой палаты в составе 17 судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда 10.

Информация о работе Суд Европейского союза и Европейский суд по правам человека: сравнительный анализ