Суд Европейского союза и Европейский суд по правам человека: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание

Суд Европейского Союза является одним из семи институтов Европейского Союза. В структуру этого института входят три органа: 1) Суд – высшее звено, 2) Трибунал и 3) Специализированные трибуналы.
Трибунал (до редакции Лиссабонского договора – «Трибунал первой инстанции») был учрежден Единым европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд Европейского Союза, передав в ведение Трибунала менее значимые дела.

Содержание

1. Состав, структура и порядок формирования Суда Европейского Союза
и Европейского суда по правам человека………………………………………2
2. Юрисдикция Суда Европейского Союза и Европейского суда по пра-
вам человекам…………………………………………………………………….8
3. Процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел в Суде Ев-
ропейского Союза и Европейском суде по правам человека…………………13
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

кр ЕС.docx

— 46.28 Кб (Скачать документ)

Члены секции, не являющиеся членами палаты, участвуют в заседании  в качестве запасных судей.

 

2. Юрисдикция Суда  Европейского Союза и Европейского  суда по пра-

вам человекам.

Суд Европейского Союза обладает обязательной юрисдикцией в отношении  государств – членов ЕС.

Юрисдикция Суда ЕС по своему содержанию включает в себя следующие  группы полномочий:

- разрешение споров из  правоотношений, возникающих на  основании норм учредительных  договоров и законодательства  ЕС (прямая юрисдикция). Дела прямой  юрисдикции – это споры, возникающие  в ходе претворения в жизнь  норм европейского права. В  большинстве случаев это дела  искового производства. Одна из  сторон (истец) привлекает другую  сторону (ответчика) к суду  за предполагаемое нарушение  юридической нормы Европейского  Союза, а также ее субъективного  права или интереса (например, в  исках о возмещении вреда, причиненного  частным лицам). По общему правилу  Суд ЕС не рассматривает иски  к частным лицам, а также  к должностным лицам государств  – членов ЕС;

- рассмотрение запросов  судебных органов государств  – членов ЕС, которые сталкиваются  с проблемами толкования и  применения норм права ЕС (преюдициальная  юрисдикция). Если национальный суд  сталкивается с необходимостью  применить норму права ЕС, то  он может, а в ряде случаев  обязан сначала обратиться в  Суд ЕС за официальным разъяснением. В отличие от дел прямой  юрисдикции, Суд в данном случае  не выносит решения по существу  конфликта – это делает национальный  суд на основании собственной  оценки фактических обстоятельств  дела. В данном случае функция  Суда ЕС заключается в разрешении  правовой неясности, с которой  сталкиваются органы правосудия  государств – членов ЕС в  ходе применения юридических  норм ЕС;

- разбирательство дела  в порядке предварительного контроля. В делах предварительного контроля  Суд рассматривает правомерность  юридических актов на этапе  подготовки проекта решения. Сюда  относятся, в первую очередь,  запросы о соответствии учредительному  договору подписанных, но еще  не вступивших в силу соглашений  ЕС с третьими лицами и международными  организациями – предварительный  контроль международных договоров,  аналогичный существующему во  Франции.

К сфере предварительного контроля Суда ЕС можно также отнести  следующие категории дел:

- дела о снятии иммунитета  с судей и генеральных адвокатов.  Соответствующее решение Суд  может вынести как по собственной  инициативе, так и на основании  обращения заинтересованных государств  – членов ЕС в случае совершения  членом Суда правонарушения;

- дела о снятии иммунитета  с имущества ЕС. Здания и помещения  ЕС являются неприкосновенными.  Государства – члены ЕС, на  территории которых расположено  имущество Союза, в.т.ч. денежные  активы, могут применять к этому  имуществу меры принудительного  характера (реквизиция, конфискация  и т.д.) лишь с разрешения Суда  ЕС, полученного заблаговременно;

- проверка законности  процедуры привлечения государств  – членов ЕС к ответственности  за нарушение общих принципов  права ЕС.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Суд  Европейского Союза наделен достаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные для конституционного, гражданского, арбитражного и административного  судопроизводства. Кроме того, Суд  ЕС выступает также и как консультативный  орган, заключению которого придается  особая юридическая сила.

Европейский Суд по правам человека наделен полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и  отдельных лиц. Любое государство  – участник Конвенции может направить  в Суд жалобу о том, что другая сторона нарушает положения Конвенции 11. Суд правомочен рассматривать также жалобы отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции.

Прежде чем принять  жалобу к рассмотрению по существу, Суд должен удостовериться, что исчерпаны  все доступные внутригосударственные  средства правовой защиты и не истек 6-месячный срок после принятия решения  на национальном уровне. К производству не принимаются анонимные жалобы, а также те, которые уже рассматривались  или рассматриваются в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования. Суд не рассматривает жалобы, содержащие требования о признании прав, не перечисленных в Конвенции или не признаваемых государствами – участниками Конвенции. Ряд критериев приемлемости жалоб сформулирован широко и недостаточно определено, что дает Суду возможность отклонять многие из них. Среди таких критериев упоминаются недостаточная обоснованность жалобы и злоупотребление правом на подачу жалобы 12. Однако даже после принятия жалобы к рассмотрению Суд может впоследствии отвергнуть ее, если в ходе расследования обнаружатся основания для отклонения этой жалобы. Протокол № 14 предусматривает некоторые изменения-дополнения в сфере «приемлемости» жалоб:

- очевидно неприемлемые дела: решения о неприемлемости по этим делам, которые сейчас принимаются комитетом из трех судей, будут приниматься единолично судьей, которому будут оказывать помощь несудебные докладчики. Цель состоит в том, чтобы расширить возможности Суда по отсеву дел, т.е. его возможности отсеивать "безнадежные дела".

- повторяющиеся дела: когда дело является одним из целой серии дел, связанных с определенным структурным недостатком на национальном уровне, предполагается, что оно может быть признано приемлемым к рассмотрению, и решение по нему может вынести комитет в составе трех судей, в отличие от палаты из семи судей в настоящее время, по упрощенной краткой процедуре.

- новый критерий приемлемости, на основании которого Суд может объявлять неприемлемыми те заявления, по которым заявитель не понес значительный ущерб, если только "принцип уважения к правам человека" не требует от Суда полного рассмотрения дела по существу. Однако для обеспечения того, чтобы заявители даже с небольшими жалобами не оставались без судебной защиты, Суд не может отклонить это дело на данном основании, если в заинтересованной стране не существует такого средства судебной защиты.

После принятия жалобы Суд  переходит к рассмотрению ее по существу, а в необходимых случаях проводит расследование. Он оказывает услуги заинтересованным сторонам в целях  дружественного разрешения спора. Если такое решение не достигнуто, Суд  направляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий заключения по вопросу о нарушении Конвенции, а также рекомендации, которые необходимо выполнить 13.

Судебное решение, принятое Европейским судом по правам человека, состоящим из независимых и беспристрастных  судей, гарантирует объективное  рассмотрение и решение дела по поданной жалобе, свободное от каких-либо политических соображений. Такая объективность  далеко не всегда характерна для конвенционных  организаций, многие из которых избираются из числа дипломатов и государственных  служащих, которые в своей деятельности выражают интересы определенных политических сил.

Вынесенное Европейским  Судом решение носит обязательный характер, является окончательным и  обжалованию не подлежит.

В процессе, происходящем в  международном судебном органе, применяются  нормы международного права, и на основе этих норм выносится решение. Исполняется же такое решение  государством в соответствии с его  национальным правом, нормы которого совпадают или приведены в  соответствие с международно-правовыми  нормами. В противном случае государство  обязано привести данные нормы национального  права в соответствии с международным  правом либо законодательно признать приоритет международного права  над национальным. Следует отметить изменения процедурного характера, внесенные Протоколом №14, направленные на увеличение эффективности деятельности Комитета Министров и ЕСПЧ, а именно: 1) Комитет Министров получает полномочия, если имеется большинство в две  трети голосов, обратиться в Суд  в том случае, если государство  отказывается выполнять судебное постановление; 2) Комитет Министров имеет также  новые полномочия запрашивать Суд  о толковании постановления. Это  поможет Комитету Министров в  его задаче осуществлять надзор за исполнением постановлений и, в  частности, определять, какие меры могут  быть приняты для исполнения постановлений.

Таким образом, судебные прецеденты Европейского суда по правам человека оказывают положительное воздействие  на судебную практику, а порой и на законодательство государств, а также способствуют практической реализации прав и свобод человека.

 

3. Процессуальные  правила рассмотрения и разрешения  дел в Суде Ев-

ропейского Союза  и Европейском суде по правам человека.

Рассмотрение дел в  Суде ЕС складывается из двух стадий: письменного и устного производства при ведущей роли первого (ст. 20 Статута 2001 г.). Основное содержание первой стадии — это обмен процессуальными документами между сторонами: исковое заявление, меморандум ответчика, реплика истца и соответствующая реплика ответчика и др. — все в письменной форме. Эти и иные документы направляются Секретарю Суда, который пересылает их Председателю и другим судьям.

По общему правилу, доказательства должны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена представить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон и третьих лиц или по собственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.

Устная процедура начинается после подготовки ответственным  судьей (судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или палата) заслушивают  представителей сторон и третьих  лиц (и те, и другие всегда должны действовать через представителей — агентов, советников или адвокатов). Стадия устного разбирательства завершается оглашением заключения генерального адвоката, после чего судьи удаляются в совещательную комнату.

Процессуальные правила  судопроизводства в Суде ЕС предусмотрены  в общих чертах Уставом Суда и  детально регулируются Процессуальным регламентом.

Возбуждение: дела начинается с подачи искового заявления. Исковое заявление должно в обязательном порядке включать в себя полное наименование и постоянное место пребывания истца; указание стороны, против которой направлен иск; определение предмета спора и описание причин, его вызвавших; выводы, к которым приходит истец, а также перечень доказательств, если они имеют место. Все необходимые дополнительные процессуальные документы, в том числе свидетельства и другие акты, включаются в досье, прилагаемое к исковому заявлению. Если истцом является частное лицо, оно назначает адвоката или специального представителя, которому поручается ведение дела. Если истцом выступает институт ЕС, как, впрочем, и в том случае, если он является ответчиком, его представителем выступает соответствующая юридическая служба.

Принятие дела к рассмотрению сопровождается указанием инстанции, которая рассматривает дело по существу. Рассмотрение дел преюдициального  порядка и споров между государствами-членами  и институтами в обязательном порядке передается пленуму Суда ЕС. На пленарные заседания выносятся  также дела, в которых привилегированные  истцы (государства-члены и институты) являются одной из сторон, особенно в том случае, если такое требование заявлено непосредственно государством-членом или институтом ЕС. Все остальные  дела рассматриваются палатами.

Язык, используемый в ходе рассмотрения дела, может быть любым  из официальных языков ЕС. По общему правилу им является язык защищающейся стороны. При рассмотрении дел в  преюдициальном порядке таковым является язык национального суда, обратившегося с соответствующим запросом. На этом же языке выносится и решение.

Стороны должны быть представлены на всех стадиях рассмотрения дела. Суд вправе запрашивать представление  ими дополнительных сведений или  документов, при необходимости он может приглашать свидетелей и экспертов, а равно выезжать непосредственно  на место. Принятие подобных мер оформляется  вынесением определения и полностью  зависит от усмотрения Суда.

Любая из сторон по делу может  просить Суд вынести решение  о принятии мер по обеспечению  иска, которые, не предрешая решения  по существу, должны предупредить наступление  непоправимых последствий, наносящих  ущерб одной из сторон. Такого рода временные меры осуществляются на основе определения Суда. Схожим является также просьба любой из заинтересованных сторон о временном приостановлении исполнения акта, обжалуемого заинтересованными сторонами. Решение по этому вопросу также выносится Судом в форме определения.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится Судом (пленумом или  палатой) в закрытом порядке. Тайна  совещательной комнаты — одно из абсолютных правил судопроизводства. Разглашение тайны совещательной  комнаты составляет серьезное правонарушение, влекущее за собой возможность применения административных санкций вплоть до смещения с должности судьи. Решение  Суда ЕС является окончательным и  обжалованию не подлежит.

Европейская конвенция о  защите прав и свобод граждан предусматривает  два типа процедур контроля, за исполнением  ее положений: рассмотрение докладов и  рассмотрение индивидуальных сообщений. Рассмотрение индивидуальных сообщений  проходит два основных этапа:

- определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем этот вопрос может возникнуть  на любой  стадии изучения спора;

Информация о работе Суд Европейского союза и Европейский суд по правам человека: сравнительный анализ