Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:44, контрольная работа
Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.
Тем не менее, стоит отметить, что в последние годы в российском законодательстве проблеме финансирования терроризма уделяется гораздо больше внимания. Особое значение придается усилению надзора за кредитными и некредитными организациями в сфере соблюдения законодательства по противодействию финансированию терроризма. Одновременно с этим Центробанком были приняты особые указания: "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях", "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Цель данных указаний - максимально снизить риск попадания денежных средств в руки террористов.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что правовая регламентация в сфере антитеррористической деятельности является важнейшей составляющей всего комплекса мер по борьбе с терроризмом. Основой этой борьбы должна быть единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция. При этом необходимо помнить, что она должна быть согласована с существующими международно-правовыми актами с учетом особенностей государственного и общественного устройства.
2.4. Способы предупреждения терроризма
Рассматривая проблему предупреждения терроризма, следует отметить, что для решения данной проблемы используются общепринятые меры для предупреждения преступности в целом: общие, направленные на реализацию антикриминогенного потенциала в обществе, и специальные, которые направлены непосредственно на недопущение преступности.
Общие меры включают:
1. осуществляемое совместно
с сотрудниками милиции и
2. досмотр работниками ГИБДД, а также иными нарядами милиции, участвующими в профилактических мероприятиях, автотранспортных средств, водителей и пассажиров на дорогах, автостоянках, площадках, тротуарах, возле жилых зданий, государственных учреждений, предприятий, организаций, особо важных объектов;
3. организация служебного
досмотра охраняемых
4. пограничный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади, личный досмотр;
5. проверка жилых помещений
и правомерности проживания
6. организация участковыми
инспекторами милиции
7. проведение разъяснительной
работы среди жильцов,
8. осуществление сотрудниками
лицензионно-разрешительной
9. служебный досмотр торговых
точек, оптовых рынков и
Специальные мероприятия представляют собой комплексные меры по предотвращению террористических актов. Широкомасштабные комплексные операции проводятся сегодня в крупных городах, регионах Российской Федерации, в том числе в Северо-Кавказском регионе. Особенность таких операций заключается в том, что они зачастую носят затяжной характер. Кроме сил милиции общественной безопасности в них участвуют сотрудники ОМОН, СОБР, уголовного розыска и т.д. К данным операциям можно отнести:
- комплексные мероприятия профилактического характера под условными наименованиями "Вихрь", "Динамит", "Антитеррор" и др.;
- крупномасштабные мероприятия, например "Вихрь-Антитеррор";
- оперативно-служебный досмотр и обследование помещений и территорий вокзалов, аэропортов, парков, стадионов, концертных залов и других мест массового скопления людей перед проведением общегосударственных и спортивных мероприятий;
- оперативно-служебный досмотр и обследование местности - улиц, дворов, а также квартир, домов, хранилищ промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий, энергообъектов и электрооборудования (уличных приборов, щитов) и т.д.;
- проверки по выявлению фактов несоблюдения правил учета и регистрации граждан и созданию системы "жесткой регистрации" перемещения иногородних граждан.
Надо отметить, что в целом меры по предупреждению терроризма можно классифицировать следующим образом: законодательные; административно-правовые; уголовно-правовые; социальные; финансово-экономические; политические; военные; пропагандистские; профилактические и др.18
Вместе с тем, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом - в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Следует отметить, что особую роль в реализации системы предупреждения и борьбы с терроризмом отводится негосударственным структурам безопасности, которые осуществляют:
1. своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
2. участие групп быстрого
реагирования
3. публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
4. разработку рекомендаций
и консультирование по
5. организацию общественных мероприятий (конференций, "круглых столов", семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
6. привлечение в кризисных
ситуациях сотрудников частных
охранных предприятий для
7. участие в международных
общественных комитетах и
8. разработку, производство и поставку негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.
Ряд отечественных исследователей высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом19. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.
Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).
Задачи органов внутренних дел при взаимодействии со средствами массовой информации заключаются в следующем:
- способствовать развенчанию террористов как обычных преступников;
- ограничить предоставленные средствами массовой информации данных о заложниках (не указывать их количество, национальность, должность, состояние здоровья и другую личностную информацию);
- ограничить информацию о тактике проведения специальной антитеррористической операции, а также об успешных или неудачных актах терроризма, чтобы другие террористы не воспользовались этим опытом;
- установить источники дезинформации, задача которых - ввести в заблуждение представителей средств массовой информации.
Перечисленные задачи решаются не в ущерб свободе прессы, а для того, чтобы средства массовой информации не стали вопреки их воле объектом манипуляций, направленных на достижение целей терроризма.
Не менее важную роль в предупреждении террористических актов играет участие гражданского общества. Так, в январе 2007 года на основе, полученной от зарубежных партнеров информации об угрозе теракта в одном из российских городов на наземном транспорте и в метрополитене по решению Федерального оперативного штаба были усилены административно-режимные, оперативно-розыскные и иные меры, а также было оповещено население. Через СМИ граждан призвали повысить бдительность, тут же сообщать в органы правопорядка обо всем, что вызывает подозрение. В результате, только в Москве на "телефоны доверия" ФСБ и МВД поступило более 150 обращений граждан, а специалисты-взрывотехники свыше пятисот раз выезжали на обследование подозрительных предметов.
Хорошей профилактикой террористических проявлений на Северном Кавказе является становление гражданской российской нации, что предполагает ряд социально-экономических условий: экономический рост, восстановление социальных гарантий населению, борьбу с тотальной коррупцией властных структур, укрепление федеральной вертикали власти и т.д.
Однако это достаточно длительный процесс, актуально же главной угрозой социально-политической стабильности в регионе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знамением "истинного ислама" и вывести их из состава Российской Федерации. В этой ситуации национализм малых народов может быть использован как меньшее зло против исламского радикализма, идеология которого простирается за рамки отдельного этноса и носит ярко выраженный мессианский характер.
Вопросам формирования системы противодействия терроризму была посвящена II Всероссийская научно-практическая конференция "Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму", прошедшая 13-14 октября 2010 года в МГУ имени М.В. Ломоносова. Участники подготовили большое количество докладов по проблемам терроризма, таким как экстремизм в молодежной среде, этноконфессиональный экстремизм, формирование идеологии антитерроризма, роль СМИ, органов самоуправления, государственной власти, бизнес-сообщества в противодействии терроризму.
Также в мае 2011 года планируется
проведение Всероссийской научно-