Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:44, контрольная работа
Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.
ВВЕДЕНИЕ
Функции государства - это определенные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение. Есть внутренние и внешние функции.
Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.
Внешние – деятельность гос-ва на международной арене – сотрудничество с другими гос-вами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды. Особая функция государства – функция обороны, которая базируется на обороной доктрине государства, пять направлений – укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрана государственных границ, организация гражданской обороны, обучение запаса вооружённых сил. Функция обороны связана с другими функциями – с экономической, охраны правопорядка, социальной и экономической.
В наше время прибавились следующие:
1) Борьба с международным терроризмом.
2) Ликвидация вооруженных
конфликтов международного
3) Ликвидация экологических
катастроф международного
4) Ликвидация последствий стихийных бедствий и т.д.
Осуществляя свои функции, государство
использует набор конкретных средств.
В механизме государства
В советской юридической науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А. Морозовой «Функции российского государства на современном этапе»1. Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.
И наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.
В советское время, насколько это было возможно, данным вопросом занимались многие ученые. Работы М.И. Байтина, Н.В. Черноголовкина, В.В. Лазарева используются в моей работе. Именно в период СССР зарождались основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. и начале XXI века своих трудах, также значительное место уделяли проблемам функций государства М.Н. Марченко, С.А. Комаров, А.Б. Венгеров. Они не ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.
Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие» и т. д.
Например, такой точки зрения придерживается В.Н. Хропанюк. Его определение функций государства подвергается серьезной критике в журнале «Государство и право» при обсуждении концепции нового учебника по Теории государства и права. «Функции государства, - пишет В.Н. Хропанюк, - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом»2. Опять не точно (в журнальной статье указываются недочеты учебника В.Н. Хропанюка – А.Р.). Почему «управления»? В функциях государства выражается сущность и социальное назначение самого государства. «Сущность и социальное значение государственного управления» выражаются в функциях государственного управления, которые не следует отождествлять с функциями государства.3
Л.А. Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.4
Однако, С.А.Комарову представляется, что включение механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства.5
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период, когда террористические акции затрагивают экономические, политические и социальные вопросы стабильности общества, в том числе и в России. Поэтому борьба с терроризмом становится одной из главных программ деятельности государств и формирует актуальность предстоящего исследования.
Цель работы – исследование и анализ внешней фнкции государства по борьбе с терроризмом, с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2012 году.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- исследование понятийного аппарата функций государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности внешних функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ
ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА,
КАК НЕОБХОДИМОГО ЭЛЕМЕНТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Характеристика внешних функций государства
Внешние функции государства – это деятельность гос-ва на международной арене – сотрудничество с другими гос-вами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.
К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.
Особая функция государства – функция обороны, которая базируется на обороной доктрине государства, пять направлений – укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрана государственных границ, организация гражданской обороны, обучение запаса вооружённых сил. Функция обороны связана с другими функциями – с экономической, охраны правопорядка, социальной и экономической.
Формы и методы реализации функций государства
Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Два вида форм: правовые и организационные. К правовым относят:
1) правотворческая форма
(разработка и принятие юр
2) правоисполнительная форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права.
К организационным относят:
1) организационно-
2) организационно-хозяйственная форма – включает в себя оперативно-техническую работу,
3) организационно-идеологическая форма (воспитание).
Методы – способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказания).
Можно выделить следующие признаки функций государства:
1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.
2. В функциях выражается сущность государства.
3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
4. Функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами6.
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
1.2. Исследования внешних функций государства
Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее, общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.
Так, В.В. Лазарев к внешним функциям относит:
Внешние функции:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.7
Н.Т. Шестаев к внешним функциям относит:
- защита государства от вооруженных нападений других государств;
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
- экономических и культурных связей;
- борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды8.
Что характерно, все авторы
классификаций в целом
В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.
Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?
Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.9