Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;
2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;
3. Дать определение адаптации, охарактеризовать ее и изучить основные этапы.
Введение 3
Глава 1. Адаптация, ее виды 5
Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений 7
Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации 12
Глава 4. Этапы и характеристика адаптации 16
4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям
детского сада - подготовительный этап 16
4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап 20
4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Адаптация, ее виды 5
Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений 7
Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации 12
Глава 4. Этапы и характеристика адаптации 16
4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям
детского сада - подготовительный этап 16
4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап 20
4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 22
Заключение 26
Список использованной
литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н.М. Аксарина.
В основу ранних исследований был положен ряд положений, которые нашли свое отражение в педагогической практике.
Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Профессор Н.М. Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Цель данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;
2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;
3.
Дать определение адаптации,
Структура данной работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения, списка использованной литературы. Название пунктов основной части отображает их содержание.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных учреждений.
Объект
исследования: дети младшего дошкольного
возраста.
ГЛАВА 1.
АДАПТАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ
Адаптация (позднее лат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды¹.
При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1)
острая фаза, которая сопровождается
разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и
2)
подострая фаза
3)
фаза компенсации
указанную выше задержку темпов развития.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
______________________________
¹ Соловьева
Е. Адаптация ребенка к условиям детского
сада. Дошкольное воспитание. / Е. Соловьева
/ - М., 1993, № 8. – С. 98
-
адаптация средней тяжести - сдвиги
нормализуются в течение
при этом ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса;
-
тяжелая адаптация длится от 2
до 6 месяцев, ребенок часто болеет,
теряет уже имеющиеся навыки,
может наступить как
Понятие
адаптации включает три составляющие:
адаптацию физиологическую, психологическую
и социальную, или личностную. Все составляющие
тесно взаимосвязаны, недостатки формирования
любой из них сказываются на успешности
обучения, самочувствии и состоянии здоровья
первоклассника, его работоспособности,
умении взаимодействовать с педагогом,
одноклассниками и подчиняться школьным
правилам. Успешность усвоения программных
знаний и необходимый для дальнейшего
обучения уровень развития психических
функций свидетельствуют о физиологической,
социальной или психологической готовности
ребенка.
ГЛАВА 2.
ПРОЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
К поступлению в дошкольное учреждение ребенка готовят с первого года жизни.
Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребенок, посещая сад, не болел. В детских поликлиниках, дошкольных учреждениях организуются лекции, беседы с родителя ми. Специалисты отвечают на многие вопросы по охране и укреплению здоровья детей: что такое адаптация к дошкольному учреждению? Почему одни дети привыкают к новым условиям более, легко, чем другие? Зачем надо готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение? Что следует делать дома, чтобы ребенок не болел после поступления в ясли или детский сад? Почему нельзя оставлять ребенка в первый день его поступления на целый день или на сутки в дошкольном учреждении?
Дело в том, что поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка. Ведь с приходом в дошкольное учреждение он попадает из знакомой и обычной для него семейной среды в новую - детский коллектив, незнакомые взрослые, новая обстановка и.предметы в ней.
Условия
детских дошкольных учреждений специфичны.
Во-первых, длительное совместное пребывание
довольно значительного числа
Для того чтобы возникшие перед ребенком трудности не превышали его возможностей, надо знать, как формируются у него способности к адаптации, в какой степени это является врожденным, а что приобретается,
Процесс адаптации начинается с момента рождения. У новорожденного переход из условий внутриутробного к вне утробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен (быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет. Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обусловливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.
Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.
Дети
по-разному переносят
При
адаптации средней тяжести
Самым
нежелательным проявлением
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является облегчение трудностей адаптационного периода, возможное при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение с учетом его индивидуальных особенностей.
Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов. Имеют значение:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитой ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для его развития и заботиться о здоровье.