Этапы и характеристика адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;
2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;
3. Дать определение адаптации, охарактеризовать ее и изучить основные этапы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Адаптация, ее виды 5
Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений 7
Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации 12
Глава 4. Этапы и характеристика адаптации 16
4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям
детского сада - подготовительный этап 16
4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап 20
4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

дошкольный возраст.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)

2. Возраст  ребенка. Труднее всего переносят  разлуку с близкими взрослыми  и изменение условий жизни  дети в возрасте от 10-11 месяцев жизни до 1,5 лет. В этом возрасте трудно уберечь, ребенка от психического стресса, если лишить его присутствия близкого для Него взрослого человека. В более старшем возрасте - после полутора лет эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Биологические  и социальные факторы. К биологическим  факто рам относятся токсикозы  и заболевания матери во время беременности, осложнения в родах и .заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до Поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

     Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, до статочного количества часов дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту (например, ребенок 1,5 лет не имеет навыков самостоятельной еды, не умеет играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей; формирование этого важного качества - не приходить в состояние стресса при любых необычных .социальных ситуациях - должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его необходимо все равно ставить (опять-таки в соответствие с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Это вначале проявляется, казалось бы, в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами, и т. п.). При этом формируется определенный уровень социализации, который позволяет ребенку более легко адаптироваться в любых новых условиях.

     Какие мероприятия следует осуществить, чтобы не допустить тяжелой адаптации? Облегчить состояние адаптации  возможно при комплексном подходе  к этому вопросу: заранее готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение дома по рекомендациям врача - педиатра детской поликлиники и обеспечить соответствующую организацию жизни вновь поступающих детей непосредственно в детском учреждении. В поликлинике участковый педиатр, участковая медицинская сестра и сестра кабинета здорового ребенка осуществляют ряд мероприятий по оздоровлению ребенка, обеспечению правильных воспитательных воздействий в семье, подготавливая его тем самым к поступлению в дошкольное учреждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕБЕНОК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 

     Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный  опыт невелик, и приспособление к  новым условиям требует разрушения некоторым сложившихся ранее  связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную  разлуку с родителями, родным домом  и привычным для него укладом  жизни.

     Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей и быстрого образования новых, что для детей  первых трех лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов  является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей впервые дни при поступлении показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

     Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в  напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребенка появляется чувство  тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство  покинутости, брошенности. Он много  плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям¹.

_____________________________________________________

¹ Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Психолог в детском саду. / Е.Ю. Фирсанова / - М., 2005,  № 1. – С. 176-178. 

     Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на

протяжении  нескольких часов в день настолько  доминируют, что малыш забывает о  еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребенок  настолько взбудоражен, что, возвращаясь, домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день.

     Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребенка может  подняться температура, может появиться  сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота. Он начинает чаще и непроизвольно мочиться, бледнеет или краснеет. Такое состояние  чаще наблюдается у детей первых двух лет. В новой обстановке ребенок  чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему  делать, как поступать в новых  условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребенка может  напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос  няни, резкие звуки, длительный шум. Он “застывает”, становится бездеятельным, плаксивым. Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. У более старших детей в период привыкания нарушаются ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи и т.д.

     Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все  негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в детский сад после  двух лет, а период восстановления растягивается  иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни  приходится наибольшее количество заболеваний.

     Существуют  разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, а у других - тяжело.

      Что же происходит с психикой ребенка  в период адаптации? Внешние проявления: вашего малыша как будто подменили, каждый день вы наблюдаете капризы и истерики, причем по - любому поводу. Ребенок «забывает», что совсем недавно умел одеваться и умываться, самостоятельно ходить на горшок. Во всем требует помощи от взрослых. Со стороны складывается мнение, что вашему малышу еще нет и двух лет.

     Это явление специалисты называют регрессом. Таким образом, и взрослый человек, и ребенок реагирует на стресс, как бы возвращаясь на шаг назад, отставая в развитии. После окончания  адаптационного периода все становится, как и было.

     Вы  удивляетесь, что ребенок совсем не хочет идти в детский сад. А  ведь только вчера он сам тянул  вас за руку, торопил, спрашивал, когда  же он сможет пойти уже в садик  к своим друзьям. Утром ребенок  невыносимо рыдает, просит не вести  его в садик, нет, не просит, умоляет. Говорит, что будет хорошо себя вести, только пусть мама оставит его  дома. Вы видите, что ваш малыш  панически боится идти в садик, и  сами этим уже напуганы. Не переживайте  так сильно.

      Дело  в том, что человек во время  адаптации всегда испытывает страх. Ребенок в новой для него обстановке во всем видит угрозу. Малыш боится чужих взрослых, детей и того, что вы не придете за ним. Ему не по себе, что так много незнакомых детей в группе, он не знает как  наладить контакт с ними.

     Считается, что когда ребенок начинает активно  общаться с детьми, можно говорить об окончании периода адаптации. Но этот момент еще не наступил, а  пока ребенок находится в состоянии  стресса. Почему же дети так бурно  и негативно реагируют на детский  сад? Это и неудивительно.

     Ребенок еще слишком мал и слаб психологически. Ведь его разлучают с мамой- главным  для него человеком, который необходим  для него как воздух и вода. Ему  непонятно и очень обидно, что  мама обменяла его на работу и теперь основное время проводит там. Малыш  считает себя брошенным, нелюбимым и даже виноватым, думая, что он оказался здесь за какие-то провинности.

     Ребенок пока не понимает, что чтобы освоиться  здесь, ему необходимо вести себя иначе, чем дома. Если адаптация у  ребенка проходит легко, то он быстро находит нужную модель поведения, а  значит осваивается. Если малышу не составило  трудности приспособиться к новым  условиям, значит и в дальнейшем, в аналогичных ситуациях он будет  быстро адаптироваться.

     Кстати, сторонники детского сада считают, что  именно стрессовая ситуация, которая  длится первые недели, дает толчок для  быстрого развития всех адаптационных  механизмов ребенка. Это, несомненно, является для него полезным уроком на всю  жизнь.

     Но  даже если стресс при адаптации к  детскому саду - необходимый процесс  для развития ребенка, нужно стараться  облегчить этот период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4. ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ 

4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада – подготовительный этап 

     Вопрос  о том, как подготовить ребенка  к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Но, к сожалению, его задают большей частью слишком  поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации или  когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени.

     Между тем, если малыша не готовить к этому  важному в его жизни событию  заранее, поступление в детский  сад может быть сопряжено для  него с неприятностями, а порой  и тяжелыми переживаниями, а также  вегетативными явлениями.

     Как следствие всего этого малыш  отказывается идти в детский сад, хотя до его посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», справлялся, когда же это будет, и  сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители недоумевают. Им кажется, что они подготовили  ребенка: много рассказывали о детском  саде, наблюдали вместе с ним, как  играют дети на участке. И вот, держа  свою руку в маминой, он выражает желание  идти в детский сад, а когда  его и в самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без  мамы. Иногда это случается не в  первый, а на второй или третий день.

     Родители, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина - в их педагогической неосведомленности, незнании, как правильно готовить детей  к поступлению в детский сад, так как рассказы о детском  саде и наблюдения за детьми лишь внешняя  сторона подготовки ребенка.

     Все вышеперечисленные негативные явления  вовсе не являются неизбежными спутниками периода адаптации, который в  той или иной мере переживается каждым ребенком при поступлении в дошкольное учреждение.

     Правильнее  их отнести к “издержкам” семейного  воспитания, неподготовленности ребенка  к этому событию. А в результате у некоторых родителей возникают  сомнения в возможности и целесообразности посещения малышом дошкольного  учреждения, особенно когда дело касается двух-трех леток. Бытует даже совершенно необоснованный термин “несадовский”  или “неясельный” ребенок, который  в подавляющем большинстве случаев  свидетельствует лишь о педагогической беспомощности взрослых (как семьи, так и некоторых воспитателей).

     Готовить  ребенка к поступлению в детский  сад лучше заранее. Для этого  необходимо с первых дней жизни ребенка  укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать  в соответствии с сезоном и  температурой воздуха.

     Ни  в коем случае не перегревать, не кутать, широко использовать для закаливания  организма такие природные факторы, как вода, свежий воздух.

     Взять за правило в любую погоду (кроме  сильных морозов и проливных  дождей) по нескольку часов гулять с ребенком. Массаж и гимнастика на первом году жизни, позднее физкультурные  упражнения, достаточная двигательная активность ребенка - все это будет  способствовать укреплению здоровья ребенка, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период.

Информация о работе Этапы и характеристика адаптации