Этапы и характеристика адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть этапы, характеристику адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям младших дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений;
2. Определить, что представляет собой ребенок в период адаптации;
3. Дать определение адаптации, охарактеризовать ее и изучить основные этапы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Адаптация, ее виды 5
Глава 2. Проявление адаптации в условиях дошкольных учреждений 7
Глава 3. Что представляет собой ребенок в период адаптации 12
Глава 4. Этапы и характеристика адаптации 16
4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям
детского сада - подготовительный этап 16
4.2. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления - ознакомительный этап 20
4.3 Постепенное привыкание - заключительный этап 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

дошкольный возраст.docx

— 59.85 Кб (Скачать документ)

     Перевод детей в другую группу также требует  правильной организации. Переход к  другой воспитательнице и в новый  коллектив детей, хотя и не является таким резким изменением, как переход  из семьи в ясли, однако у некоторых  детей нарушается обычное поведение. Для того чтобы избежать этих нарушений, воспитательница, передавая ребенка, должна сообщить персоналу следующей  группы обо всех особенностях данного ребенка и приемах, которые давали положительные результаты при его воспитании.

     Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается  в бодром настроении, играет один или  со сверстниками. Длительность адаптации  зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком  общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает  контакт с воспитателем, может  себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным.

     Ребенок с таким уровнем развития привыкает  в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень  самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании  спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут  же начинает плакать, если не видит  ее. Период адаптации такого ребенка  может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении  всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту в условиях детского сада, требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить  по голове, ласково разговаривать  с ним. Фактически он переходит из рук в руки от мамы к воспитателю  и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения  со стороны взрослых малыш может  заболеть, т.к. постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к  себе. Адаптация такого ребенка может  длиться 3 месяца, а то и дольше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время накоплен большой  положительный опыт организации  приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления  в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в  семье и т.д. В методической литературе даны рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др.

     Однако, для того чтобы по-настоящему управлять  поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система  работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного  воспитания.

     Работники детского сада, и в первую очередь  воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка - это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работки трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем младшем и дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно.

     Но  все же, родителям рекомендуется  не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее  готовить ребенка к поступлению  в детский сад, ясли и таким  образом, можно будет избежать неприятностей.

     Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается большими трудностями. Из привычной домашней обстановки ребенок  попадает в новую среду. Дома малыш  был в центре внимания всей семьи, в дошкольном учреждении он становится одним из членов большого коллектива таких же детей. Персонально им здесь  никто не занимается. Внимание воспитателя  и его помощника делится равномерно на всех. Такое изменение окружающей среды и образа жизни является большой нагрузкой для детского организма, ведет к ломке сложившегося стереотипа и возможному возникновению  эмоционального стресса. Такое состояние  вызывает изменение в работе всех органов и систем организма ребенка, что, в свою очередь, снижает сопротивляемость организма и может привести к  заболеванию.

     Не  позднее, чем за месяц до оформления в дошкольное учреждение должны быть завершены все положенные по возрасту профилактические прививки. Если этого не соблюсти, то время адаптации к дошкольному учреждению наслоится на время выработки прививочного иммунитета.         

     Очень важно, чтобы в выходные и праздничные  дни, во время отпуска родителей  режим дня ребенка, посещающего  дошкольное учреждение, рацион питания не отличались существенно от таковых в дошкольном  учреждении.

     Установлен  ряд факторов, определяющих, насколько  успешно малыш справляется с  предстоящими изменениями в привычном  образе жизни. Эти факторы связаны  и с физическим, и с психическим  состоянием ребенка, они тесно переплетены  и возможно обусловлены.

     1 фактор – состояние здоровья  и уровень развития. Здоровый, развитый  по возрасту малыш обладает  лучшими возможностями системы  адаптации  механизмов, он лучше  справляется с трудностями.

     2 фактор – психологический, т.е. степень сформированности у ребенка общения с окружающим миром и предметами деятельности.

     Родителям с воспитателем следует обсудить такие проблемы:

     1. Какой тип общения предпочитает  малыш в период подготовки  к яслям? Первое  полугодие  – эмоциональный контакт. Второе  полугодие - предметное взаимодействие (если этого нет, то необходимо работать по формированию делового общения).

     2. Стремится ли ребенок к самостоятельности  в игре и самообслуживании? Если  он предпочитает, чтобы инициативны  были взрослые, то постоянно воспитывать  в нем собственную инициативность (навыки одеваться, кушать, складывать  игрушки, мыть руки).

     3. Как ребенок относится к посторонним  взрослым? (частое общение с взрослыми,  т.е. избавление от чрезмерной  привязанности к родителям).

     4. Умеет ли ребенок общаться  с другими детьми, какие чувства  он испытывает в обществе сверстников? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Логопедия». / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова / - М., 1998.

2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. / Н.Д. Ватутина / - М., Просвещение, 1993.

3. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева / - М., Линка-Пресс, 2001.

4. Калинина Р., Семенова Л. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. Дошкольное воспитание. / Р. Калинина., Л. Семенова. / - М., 1998.

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Т.А. Куликова / - М., Академия, 2000.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд. / Р.С. Немов / - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

7. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Дошкольное воспитание. / Е. Соловьева / - М., 1993, № 8.

8. Спок Б. Ребенок и уход за ним: Перевод с англ. Н.А.Перовой. / Б. Спок / - М.: АО «Диамант СВ», 1994.

9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. Дошкольное воспитание. / С. Теплюк / - М., 1991.

10. Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Психолог в детском саду. / Е.Ю. Фирсанова / - М., 2005,  № 1.

Информация о работе Этапы и характеристика адаптации