Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:42, дипломная работа
Таким образом, целью данной дипломной работы будет изучение коллективно-договорного регулирования условий труда.
Задачи дипломного исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и значение коллективно-договорного регулирования условий труда,
Проанализировать коллективный договор как нормативную модель регулирования социально-трудовых отношений,
Выявить эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых прав и социальных гарантий работников,
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие, сущность и значение коллективно-договорного регулирования условий труда…………………………………………................4
1.1 Понятие и сущность коллективно-договорного регулирования……4
1.2 Коллективный договор как нормативная модель регулирования социально-трудовых отношений………………………………………………..16
1.3 Эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых прав и социальных гарантий работников……………………………………....21
Глава 2. Заключение коллективного договора: особенности регулирования коллективных трудовых отношений………………………….29
2.1 Заключение коллективного договора и его структура……………..29
2.2 Порядок разработки проекта коллективного договора, заключения коллективного договора, сроки и сфера его действия………………………...39
2.3 Правоотношения по коллективным переговорам и их влияние на заключение коллективного договора………………………………………..…41
Заключение………………………………………………………………..48
Литература…………………………………………………………...……51
б) по компенсации затрат на коллективные переговоры;
в) по осуществлению гарантий представителям работников, участвующих в коллективных переговорах.
4. Правоотношения, следующие за правоотношениями по коллективным переговорам. Это правоотношения: по направлению коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду; по контролю выполнения коллективного договора.
Правоотношения по направлению коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Субъектами правоотношения являются представитель работодателя и соответствующий орган по труду.
Направление коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (в течение семи дней) является обязанностью представителя работодателя (ч. 1 ст. 50 ТК).
Эта процедура не является социально-партнерской, т.к. в ней не участвуют представители работников.
Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по направлению коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, является подписание сторонами коллективного договора (ч. 2 ст. 40 ТК).
ТК не предусматривает ответственности представителя работодателя за уклонение от направления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Целесообразно дополнить ст. 54 ТК новой частью следующего содержания: "Представитель работодателя, уклоняющийся от направления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, подвергается штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом".
Правоотношения по контролю выполнения коллективного договора. Их можно разделить на следующие группы:[32]
а) рассмотрение вопроса о выполнении коллективного договора на заседании паритетной комиссии сторон;
б) отчет сторон о выполнении коллективного договора на собрании (конференции) работников;
в) отчет руководителя организации на заседании профкома;
г) контроль выполнения коллективного договора профсоюзными инспекторами труда;
д) контроль выполнения коллективного договора местными органами по труду.
Социально-партнерскими видами контроля (они обычно предусматриваются в коллективном договоре) являются[33]:
а) рассмотрение вопроса о выполнения коллективного договора на заседании паритетной комиссии сторон.
Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства, их представители (ч. 1 ст. 51 ТК).[34]
Правомочию одной стороны по образованию комиссии по контролю коллективного договора (путем направления другой стороне списка представителей от своей стороны в состав указанной комиссии) соответствует корреспондирующая обязанность другой стороны определить своих представителей в состав комиссии (по аналогии с процедурой формирования комиссии по коллективным переговорам).
Эта комиссия создается из равного числа представителей сторон и оформляется решением работодателя, согласованным с представителем работников. Это может быть комиссия по коллективным переговорам, однако после подписания коллективного договора она утрачивает свои полномочия и для выполнения новых функций ее состав должен быть утвержден совместным решением сторон. Комиссия может проверять выполнение коллективного договора в целом или отдельных его положений (например, раздела об оплате труда). Решение комиссии принимается консенсусом сторон, оформляется протоколом и подписывается представителями обеих сторон.
При осуществлении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ч. 2 ст. 51 ТК).
Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по осуществлению этого вида контроля, является подписание сторонами коллективного договора (ч. 2 ст. 40 ТК) и решение сторон о формировании комиссии (ч. 1 ст. 35 ТК);
б) отчет сторон о выполнении коллективного договора на собрании (конференции) работников.
Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства, собрание (конференция) работников.
Права и обязанности субъектов обычно предусматриваются в локальном нормативном акте - Положении о порядке проведения конференции работников, разработанном сторонами и подписанном их представителями.
Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по отчету сторон о выполнении коллективного договора на собрании (конференции) работников, является соответствующее положение коллективного договора или совместное решение сторон о проведении собрания (конференции) с данной повесткой дня.
В трудовом законодательстве ряда стран СНГ имеются некоторые особенности. Например, в силу ч. 2 ст. 34 ТК Республики Азербайджан в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в год стороны обязаны отчитаться перед трудовым коллективом о выполнении коллективного договора.
в) отчет руководителя организации (индивидуального предпринимателя) на заседании профкома.
Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства в лице их представителей (работников - профком, если он объединяет большинство из них).
Права и обязанности субъектов обычно предусматриваются в коллективном договоре.
Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по отчету работодателя (его представителя) о выполнении коллективного договора на заседании профкома, является соответствующее положение коллективного договора или совместное решение сторон о проведении заседания профкома с данной повесткой дня.
Отчитывается только одна сторона (работодатель), орган контроля - профком представляет интересы другой стороны (работников), и, соответственно, его решение по этому вопросу также является односторонним актом.
Следующие виды контроля коллективного договора не являются социально-партнерскими:
г) контроль выполнения коллективного договора профсоюзными инспекторами труда (ч. 1 - 5 ст. 370 ТК). Профсоюзная инспекция труда представляет интересы только одной стороны - работника, и, соответственно, ее решение по этому вопросу также является односторонним (не социально-партнерским) актом;
д) контроль выполнения коллективного договора соответствующими органами по труду (ч. 1 ст. 51 ТК).
Контроль осуществляет орган местного самоуправления, а стороны коллективного договора в этой процедуре не участвуют (они выполняют обеспечивающие функции - представляют органу по труду информацию, необходимую для контроля: коллективный договор и другие документы).
Заключение
Коллективный договор является основанием возникновения коллективного трудового отношения, носящего характер двустороннего обязательственного трудового правоотношения между работниками и работодателями, соответствующие полномочия которых определены в ст. 21 и 22 ТК РФ. Потому стороны, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Коллективные договоры, согласно ст. 27 ТК РФ, являются одной из важнейших форм социального партнерства. Поэтому все положения, касающиеся понятия и принципов социального партнерства, порядка ведения коллективных переговоров и др., раскрытые в главе 8 данного учебного пособия, относятся и к коллективным договорам. Вместе с тем, учитывая большую практическую и теоретическую значимость коллективного договора, нормы, регулирующие важнейшие его узловые вопросы, выделены в ТК РФ в самостоятельную главу 7.
Согласно ст. 40 ТК РФ 2002 г. коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Его главная цель - на основе взаимного соглашения между работниками и работодателем в лице их представителей сбалансировать условия труда и заработной платы, определяющие содержание социально-трудовых отношений коллектива работников, занятых в соответствующей организации или у индивидуального предпринимателя с учетом интересов работников и работодателей.
Понятие, значение и стороны коллективного договора сформулированы в ч. 1 ст. 40 ТК с учетом международно-правовых актов, регламентирующих право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров. Так, согласно Рекомендации МОТ 1951 г. N 91 "О коллективных договорах" под коллективным договором подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, и другой стороны - одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными, или их представителями.
В ней также подчеркивается, что всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен.
Тем самым коллективный договор, будучи одним из видов договоров о труде, органически связанным с индивидуальными трудовыми договорами, выступает в качестве основания возникновения коллективных трудовых отношений, которые регулируются согласно ст. 9 ТК РФ нормами, установленными в договорном порядке, в частности коллективными договорами. При этом они не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. При нарушении законом установленного соотношения в условиях труда между указанными правовыми актами такие условия, включенные в коллективный договор, не подлежат применению.
Коллективный договор - это прежде всего локальный нормативный правовой акт, определяющий социально-экономические условия взаимодействия между работодателем и трудовым коллективом. Его содержание во многом определяет социально-правовое положение работников, обеспечение которого также определяется эффективной деятельностью профсоюзной организации. Поэтому позиции профсоюзной организации на предприятии, степень ее авторитета у работников - немаловажный аспект. Чем выше авторитет профсоюза, тем легче ему договариваться с работодателем по основным положениям коллективного договора, добиваться улучшения положения работников, контролировать его выполнение. Поэтому повышение роли и авторитета профсоюза на предприятии также должно стать одной из первостепенных промежуточных задач в достижении важнейших целей социального партнерства - обеспечении баланса интересов главных социальных партнеров: работников (их представителей - профсоюзов) и работодателей.
Литература
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011)
3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012)
4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
5. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"
6. Определение Московского городского суда от 18.11.2010 по делу N 33-35426
7. Определение Московского городского суда от 10.11.2010 по делу N 33-34850
8. Определение Московского областного суда от 02.09.2010 по делу N 33-16981
9. Определение Московского городского суда от 22.06.2010 по делу N 33-18575
10. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.08.2011 N 33-11986/2011
11. Определение Ленинградского областного суда от 14.07.2011 N 33-3549/2011
12. Определение Ленинградского областного суда от 16.06.2011 N 33-3055/2011
13. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.05.2011 N 33-8007/11
14. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.05.2011 N 33-7328/11
15. Определение Воронежского областного суда от 08.02.2011 по делу N 33-563
16. Кассационное определение Нижегородского областного суда от 25.01.2011 по делу N 33-417/2011
17. Решение Липецкого областного суда от 13.12.2010 по делу N 21-124-2010
18. Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. М., 2009
19. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые отношения и внутренний трудовой распорядок. М., 2011
20. Бородин И.И., Правоотношения по коллективным переговорам по заключению коллективного договора, "Трудовое право", 2008, N 7
21. Бюллетень Министерства. 2003 г. N 10
Информация о работе Коллективно-договорное регулирование условий труда