Коллективные трудовые споры и их правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание

В этой курсовой работе я постараюсь раскрыть правовые вопросы понятия коллективных трудовых споров и их виды, а также разобрать сущность разрешения проблемы коллективных трудовых споров, которые являются неотъемлемой частью прав каждого человека, который вступает в трудовые отношения. Чтобы вступая в трудовые отношения можно было с уверенностью сказать: «Я знаю свои права и могу их отстоять и защитить»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ 4
Суть конфликта 4
Воздействие на конфликт 8
Предпосылки развития конфликтов 11
ТРУДОВЫЕ СПОРЫ 14
Определение 14
Виды 15
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ 17
Определение 17
Участники и виды споров 18
РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 20
Последовательность разрешения 21
Примирительная комиссия 21
Посредничество 23
Трудовой арбитраж 24
Трудовые арбитры 25
Республиканский трудовой арбитраж 26
О работе Республиканского трудового арбитража в 2011 году 29
Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых
споров 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по трудовому праву.docx

— 77.96 Кб (Скачать документ)

Положение о Республиканском  трудовом арбитраже утверждает Президент  Республики Беларусь. (статья 385 Трудового Кодекса Республики Беларусь)

Республиканский трудовой арбитраж является органом, осуществляющим в  пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих  в социально-трудовой сфере.

Председатель Арбитража  назначается на должность и освобождается  от должности Президентом Республики Беларусь.

Арбитры Арбитража утверждаются Советом Министров Республики Беларусь сроком на три года по предложениям Министерства труда Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей  и профсоюзов.

Арбитрами Арбитража могут  быть лица, обладающие специальными знаниями в области разрешения споров, за исключением: несовершеннолетних, недееспособных или ограниченных в дееспособности и привлекавшихся к уголовной ответственности.

Арбитры Арбитража, за исключением  Председателя Арбитража и его  заместителя, выполняют обязанности  на нештатной основе.

Размер и порядок выплаты  вознаграждения арбитрам определяется соглашением между сторонами  спора и арбитрами. В случаях, когда стороны не могут достичь  такого соглашения, размер вознаграждения устанавливает Председатель Арбитража  либо его заместитель по соглашению с арбитрами.

Соглашение о размере  и порядке выплаты вознаграждения арбитрам оформляется в письменной форме и заверяется соответствующими подписями и печатями.

Право на обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного  трудового спора. Заявление в  арбитраж подаётся в 5-дневный срок при несогласии одной из сторон спора  с предложениями примирительной комиссии.

К заявлению в Арбитраж прилагаются:

- протокол разногласий сторон при коллективных переговорах;

- копия коллективного договора, соглашения или его проекта;

- требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза или работников; 

- предложения примирительной комиссии по спору;

- иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.

Вопрос о принятии заявления  к арбитражному производству разрешается  Председателем Арбитража или  его заместителем.

Арбитраж может отказать в принятии заявления по следующим  мотивам:

- заявление не подлежит рассмотрению в Арбитраже;

- сторонами спора не были проведены предусмотренные законодательством примирительные процедуры;

- по данному спору имеется решение Арбитража, трудового арбитража;

- заявителем пропущены сроки обращения в Арбитраж.

При наличии оснований  Арбитраж вправе восстановить пропущенный  срок обращения в Арбитраж по своей  инициативе.

Заявление в Арбитраж может  быть оставлено без движения, если оно подписано лицом, чьи полномочия не подтверждены соответствующим документом, или к заявлению не приложены  необходимые документы.

После устранения указанных  недостатков заявление принимается  к арбитражному производству, о чем  выносится мотивированное постановление.

Споры интересов рассматриваются  в составе трех арбитров - по одному от органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей  и профсоюзов.

Стороны спора по соглашению между собой и арбитрами могут  сами выбирать арбитров из состава  Арбитража. При не достижении сторонами соглашения арбитры назначаются Председателем Арбитража.

После принятия спора к  арбитражному производству проводится подготовка к рассмотрению спора. В  подготовительной стадии арбитражного производства арбитры осуществляют следующие действия:

- изучают представленные заявителем материалы;

- в необходимых случаях вызывают представителей сторон для выяснения обстоятельств спора;

-  разрешают с учетом мнения сторон вопрос о производстве экспертизы;

-  по согласованию со сторонами определяют размер и порядок оплаты расходов по разрешению спора;

- совершают другие действия, направленные на обеспечение  своевременного и правильного  разрешения спора.

Арбитраж должен рассмотреть  спор и вынести решение не позднее  двухнедельного срока с момента  принятия заявления к арбитражному производству.

Разрешение споров в Арбитраже  осуществляется по принципу равенства  сторон спора перед законом, открыто, за исключением случаев, когда это  противоречит интересам государственной  и коммерческой тайны либо когда  Арбитраж удовлетворит ходатайство  одной из сторон о рассмотрении спора  в закрытом заседании.

Разрешение конфликта  происходит в арбитражном заседании  только при наличие обеих сторон спора. По ходу заседания каждая сторона имеет одинаковые возможности для предоставления доказательств в единственной целью, исчерпать спор. Также, возможно прохождение специальной экспертизы, для разъяснения споров требующих дополнительных разъяснений. Экспертиза назначается при достижении сторонами спора соглашения о возмещении расходов по ее проведению.

Окончательное решение арбитража  проходит по принципу большинства. Также  один из членов арбитража не согласный  с остальными в праве изложить свое мнение.

Ответственность лиц, виновных в неисполнении обязательного для  сторон коллективного трудового  спора решения трудового арбитража, наступает в случаях, предусмотренных законодательством.

4.7 О работе Республиканского трудового арбитража в 2011 году

28 декабря 2011г. состоялось  очередное заседание Президиума  Республиканского трудового арбитража,  на котором были подведены  итоги работы Республиканского  трудового арбитража за 2011 год  и определены основные направления  деятельности на 2012 год.

В заседании Президиума приняли  участие заместитель Министра юстиции  Республики Беларусь Бодак А.Н., представители Федерации профсоюзов Беларуси, Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» и общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей». В 2011 году Республиканским трудовым арбитражем зарегистрирован 31 коллективный трудовой спор, в том числе по Брестской области - 5, Витебской области – 21, Гомельской области – 1, Могилевской области - 4. С целью урегулирования данных споров проведены 31 примирительная комиссия и 7 арбитражных заседаний.

Основными причинами споров являлось неисполнение отдельными нанимателями положений коллективных договоров  в части соблюдения установленных  норм продолжительности рабочего времени, периодичности сроков выплаты среднего заработка за время трудового  отпуска, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, согласования с профсоюзом вопросов установления и применения форм, систем и размеров оплаты труда, повышения тарифной ставки первого разряда, своевременного перечисления на счета профсоюзов удержанных из заработной платы работников профсоюзных взносов.

В целях предупреждения конфликтов и снятия социальной напряженности  в трудовых коллективах трудовыми  арбитрами посещено 410 организаций  республики, из которых около 50% составляют убыточные и находящиеся в  процедуре банкротства, заключено 119 трехсторонних соглашений о взаимодействии Республиканского трудового арбитража  и сторон коллективных трудовых отношений, проведено 356 правовых всеобучей по вопросам регулирования коллективных трудовых отношений. С участием трудовых арбитров урегулировано 53 разногласия, возникших между сторонами социального партнерства по вопросам, связанным с заключением и исполнением коллективных договоров.

В адрес нанимателей и  профсоюзов, а также в соответствующие  государственные органы направлены 372 аналитические справки с предложениями  по устранению причин и условий возникновения  разногласий и коллективных трудовых споров.

Президиум также заслушал информацию о ходе выполнения Директивы  Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», о правовом просвещении населения и работе с обращениями граждан.

Президиум определил основные направления работы Республиканского трудового арбитража на 2012 год, среди  которых проведение в организациях профилактической работы, направленной на предупреждение коллективных трудовых споров, урегулирование конфликтных  ситуаций между сторонами социального  партнерства, проведение комплексного анализа причин и условий возникновения  коллективных трудовых споров.

29 декабря 2011 года в  Республиканском трудовом арбитраже  проведен семинар-совещание с  трудовыми арбитрами, на котором  обсуждены практические вопросы  деятельности трудовых арбитров, в том числе по взаимодействию  с органами государственного  управления, местными исполнительными  и распорядительными органами, обсуждены  актуальные вопросы трудового  законодательства.

4.8 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров

Прежде чем говорить о  забастовке необходимо дать ее определение.

Забастовка – временный  добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или  частично) в целях разрешения коллективного  трудового спора .

Отказ работников от выполнения трудовых обязательств, должен проводиться  не позднее 3-х месяцев, после отклонения, либо несогласия с решением арбитража  и примирительной комиссии.

Перед началом забастовки необходимо провести общее собрание профсоюза и рабочих. Решение  будет принято, если за нее проголосует 2/3 присутствующих. Так же необходимо сообщить работодателя в письменной форме о проведении забастовки, с  указанием: перечня разногласий  сторон, даты и времени начала забастовки, её продолжительность, количество участников, предложения по минимуму необходимых  работ, выполняемому в организации  во время проведения забастовки.

Так же запрещено, какое либо воздействие на желание человека участвовать или нет в забастовке.

В период прохождения забастовки необходимо соблюдать порядок и  сохранности всех видов собственности  находящихся рядом с местом забастовки.

В случае стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, а также массовых беспорядках  Президент Республики Беларусь имеет  право отложить проведение забастовки или приостановить её не более  чем на 2-х месячный срок.

Забастовка прекращается, а её участники обязаны приступить к работе на следующий день после:

·          -признания её незаконной в соответствии со статьёй 395 Трудового Кодекса Республики Беларусь.

·          -получения письменного соглашения нанимателя удовлетворить требования.

·          -принятия об этом решения общим собранием или конференцией в порядке, предусмотренной статьёй 379 Трудового Кодекса Республики Беларусь .

·          -заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

Забастовка признаётся незаконной, если её проведения было принято с  нарушением требований Трудового Кодекса Республики Беларусь.

Стороны имеют право заключить  соглашение о прекращении или  приостановлении забастовки.

За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата за всё время забастовки не сохраняется, а период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право  на отпуск.

За работниками, отказавшимися  в письменной форме от участия  в забастовке, но в связи с ней  не имевшими возможности исполнить  свои трудовые обязанности, заработная плата за всё время забастовки выплачивается в размерах не ниже установленных законодательством  как за простой не по вине работника.  

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе мной были рассмотрены проблемы конфликтов, даны их классификации, компоненты и  основы, освещены вопросы управления конфликтной ситуацией, а также  способы такого управления.

Большое внимание было уделено  причинам возникновения трудовых споров, дан обзор белорусского законодательства о коллективных трудовых спорах, приведены содержащиеся в нормативно-правовых актах определения и детально раскрыта процедура разрешения коллективных трудовых споров.

Необходимо отметить, что  возникновение трудовых споров, как  коллективных так и индивидуальных, связано не только с проблемами производственного, управленческого и социально-экономического характера, но и правового, среди которых можно назвать законодательно не отрегулированные отношения между работником и нанимателем в конкретной области трудовых отношений, что приводит к нарушению интересов той или иной стороны, неконкретность формулировок в нормативно-правовом акте, что позволяет двояко толковать, то или иное отношение, приводящее к нарушению прав, “моральное” старение той или иной нормы права, возникающее по причинам динамики хозяйственного процесс, вызывающего к жизни новые формы трудовых отношений, не урегулированные правом

Информация о работе Коллективные трудовые споры и их правовое регулирование