Коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человек, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда…

Содержание

Введение
1. Природа конфликта
1.1 Сyщность конфликта
1.2 Управление конфликтной ситуацией
1.3 Причины и обстоятельства трудовых споров
2. Трудовые споры
2.1 Понятие трудового спора
2.2 Виды трудовых споров
3. Коллективные трудовые споры
3.1 Понятие коллективного трудового спора
3.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров
4. Разрешение коллективных трудовых споров
4.1 Порядок разрешения
4.2 Примирительная комиссия
4.3 Посредничество
4.4 Трудовой арбитраж
4.6 Трудовые арбитры
4.7 Республиканский трудовой арбитраж
4.8 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Коллективные трудовые споры.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

Новыми обстоятельствами возникновения трудовых спо­ров, ранее не существовавшими, является обстановка в целом в государстве. Высокий уровень инфляции, зарегламентированность экономических отношений в противовес законам хозяйст­вования в условиях рынка ведет к постоянному обеднению ра­ботников, снижению их жизненного уровня, что в свою очередь вызывает потребность в повышении заработной платы, чего час­то наниматель не в состоянии осуществить.

На сегодня, можно с полной уверенностью сказать, что это - одна из основных причин возникновения трудовых споров между работниками и нанимателем. В условиях растущей без­работицы многие люди готовы терпеть разного рода неудобства, была бы нормальной и стабильной заработная плата, позволяю­щая хотя бы как-то выжить в условиях постоянно растущих цен на товары и услуги.

2. Трудовые споры

2.1 Понятие трудового спора

Трудовой спор - это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об уста­новлении между ними новых условий труда.

Юрисдикционным называется орган, который рассматри­вает трудовой спор.

Трудовые споры могут возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган.

Разногласия возникают в случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в отношении дру­гой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не со­вершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением называется виновное невы­полнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного пра­воотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являют­ся трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оце­нено каждой стороной по своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

2.2 Виды трудовых споров

Трудовые споры могут классифицироваться:

       -по спорящему субъекту;

       -по характеру спора;

       -по виду спорного правоотношения.

Выяснение вида трудового спора поможет быстрейшему его разрешению.

Рассмотрим подробнее о видах трудовых споров.

Во-первых - по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанима­телем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, свя­занные с правами и законными интересами конкретного работ­ника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данно­го производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры возникают: из правоотношений тру­дового коллектива с нанимателем (работодателем, его админист­рацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых. - по характеру трудовые споры делятся:

       -на споры о применении норм трудового законодательст­ва, где защищается и восстанавливается нарушенное право ра­ботника или профкома;

       -на споры об установлении новых или изменении суще­ствующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в ло­кальном порядке новых условий труда, к примеру нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а так­же вытекающие из коллективного организационно-управлен­ческого характера правоотношений.

Трудовым кодексам Республики Беларусь регулирует порядок разрешения трудовых спо­ров работников с нанимателем по вопросам применения трудо­вого законодательства, коллективного договора , а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.

В-третьих. - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:

       -споры из трудовых правоотношений;

       -споры из правоотношений по трудоустройству, к при­меру спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инва­лида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;

       -споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны тру­да, к примеру оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;

       -споры из правоотношений по подготовке кадров и по­вышению квалификации на производстве, к примеру направле­ния на повышение квалификации в другую местность;

       -споры из правоотношений по возмещению материально­го ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

       -споры из правоотношений по возмещению предприяти­ем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

       -споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

       -споры из правоотношений трудового коллектива с на­нимателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйствен­ных руководителей и др.;

       -споры из социально-партнерских правоотношений. При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомст­венность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении суще­ствующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

3. Коллективные трудовые споры

3.1 Понятие коллективного трудового спора

     При заключении, изменении или прекра­щении коллективных договоров и соглашений, а также в процессе их применения нередко возникают разногласия между работниками и нанимателями. Социологические ис­следования показывают, что причины этих противоречий носят социально-экономический характер и чаще всего связаны с задержкой выплаты заработной платы, повыше­нием интенсификации труда, остановкой производства, массовым увольнением работников и другими нарушени­ями трудовых прав и интересов трудящихся. При возник­новении разногласий работники обычно обращаются в Профсоюз и пытаются разрешить их путем переговоров с правомочными на то должностными лицами.

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. (Статья377. Трудовой кодекс Республики Беларусь)

Стороны коллективного трудового спора – наниматель (объединения нанимателей) и работники в лице их представительских органов. (Статья378. Трудовой кодекс Республики Беларусь)

Как правило ими выступает профсоюз (профсоюзы) или иной орган, представ­ляющий интересы работников не членов профсоюзов.

Если интересы работников, работающих у нанимателя, представляют несколько профсоюзов, стороной спора может быть:

       -каждый из профсоюзов от имени объединенных в них работников;

профсоюз, объединяющий большинство работников, которому это право добровольно предоставлено осталь­ными профсоюзами;

       -совместный орган, созданный этими профсоюзами на добровольных началах.

В случае, если у нанимателя работает более 50 про­центов работников - не членов профсоюза, от имени этих работников стороной спора может быть орган, избранный на общем собрании либо конференции большинством голосов от общей численности этих работников.

Профсоюзы (объединения профсоюзов) являются, тра­диционными представителями работников в трудовых отношениях, в том числе и в трудовых спорах. Деятель­ность профессиональных союзов регулируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

     «…Профессиональные союзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав. С этой целью профессиональные союзы могут иметь службы правовой помощи и другие необходимые органы, компетенция которых определяется уставами профессиональных союзов и актами законодательства Республики Беларусь…» (Статья19. Закон «О профессиональных союзах» от 22.04.1992 № 1605-XII)

3.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров

Предметом коллективных трудовых споров явля­ются права и интересы работников, касающиеся социаль­но-экономических условий их труда и быта.

Под социально-экономическими условиями труда и быта, в связи с установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые споры, понима­ются положения:

       -организации труда и повышения эффективности производства;

       -нормирования, форм, систем оплаты труда, иных  видов доходов работников;

       -размеров тарифных ставок и служебных окладов, доплат и надбавок к ним;

       -индексации заработной платы (доходов);

       -создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения охраны здоровья, гарантий медицинского стра­хования членов трудового коллектива и их семей, охраны . окружающей среды;

       -заключения и расторжения трудовых договоров;

       -обеспечения занятости, подготовки, повышения ква­лификации, переподготовки, трудоустройства высвобож­денных работников;

       -регулирования внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

       -строительства, содержания и распределения жилья, объектов социально-культурного назначения;

       -организации санаторно-курортного лечения и от­дыха работников и членов их семей;

       -создания условий для повышения культурного уров­ня и физического совершенствования работников и др.

По признаку субъекта следует отличать коллективный трудовой спор от индивидуального трудового спора. Несколько одинаковых по содержанию (предмету) инди­видуальных трудовых споров, даже если они вытекают из коллективного договора, соглашения, в сумме не со­ставляют коллективного и должны рассматриваться в по­рядке, установленном Трудовым кодексам Республики Беларусь. Например, претензия группы работников по поводу задержки зара­ботной платы должна рассматриваться в порядке разре­шения индивидуального трудового спора.

Однако, если сроки выплаты заработной платы опреде­лены локальным нормативным актом, т.е. коллективным договором, спор о соблюдении обязательств нанимате­лем может принять коллективный характер, при условии, что стороной спора выступит сторона, подписавшая ука­занный акт.

Коллективные трудовые споры об установлении, изме­нении или прекращении социально-экономических усло­вий труда и быта работников принято называть спорами интересов.

Коллективные трудовые споры о невыполнении либо толковании коллективных договоров, соглашений именуют­ся спорами о применении коллективных договоров, соглашений.

Наряду с указанными видами споров существует де­ление коллективных трудовых споров на споры матери­ального и споры процедурного характера.

Коллективные трудовые споры материального харак­тера предполагают разногласия по содержанию трудовых прав и интересов работников.

К процедурным спорам относятся коллективные тру­довые споры, связанные с нарушением правовых норм, регламентирующих участие профсоюзов в решении воп­росов установления коллективных условий труда и по­рядка разрешения коллективных трудовых споров.

4. Разрешение коллективных трудовых споров

4.1 Порядок разрешения

Порядок разрешения коллективных тру­довых споров указан в Трудовом Кодексе Республики Беларусь, принятым Палатой представителей 8 июня 1999 года.

В случае возникновения разногласий между нанимате­лем и работниками возбуждению спора должна предше­ствовать процедура их обсуждения на общем собрании членов профсоюза или работников не членов профсоюза.

В соответствии со ст. 379 Трудового Кодекса, общее собрание счи­тается правомочным, если на нем присутствует более половины его участников, а конференция — при участии не менее двух третей избранных делегатов. На собрании (конференции) ведется протокол. Требования нанимате­лю утверждаются большинством голосов работников, при­сутствующих на собрании (конференции), излагаются в письменной форме, подписываются председателем и секретарем собрания (конференции) и направляются нани­мателю.

Информация о работе Коллективные трудовые споры