Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа
«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человек, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда…
Введение
1. Природа конфликта
1.1 Сyщность конфликта
1.2 Управление конфликтной ситуацией
1.3 Причины и обстоятельства трудовых споров
2. Трудовые споры
2.1 Понятие трудового спора
2.2 Виды трудовых споров
3. Коллективные трудовые споры
3.1 Понятие коллективного трудового спора
3.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров
4. Разрешение коллективных трудовых споров
4.1 Порядок разрешения
4.2 Примирительная комиссия
4.3 Посредничество
4.4 Трудовой арбитраж
4.6 Трудовые арбитры
4.7 Республиканский трудовой арбитраж
4.8 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров
Заключение
Соглашение о размере и порядке выплаты вознаграждения арбитрам оформляется в письменной форме и заверяется соответствующими подписями и печатями.
Право на обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного трудового спора. Заявление в арбитраж подаётся в 5-дневный срок при несогласии одной из сторон спора с предложениями примирительной комиссии.
К заявлению в Арбитраж прилагаются:
-протокол разногласий сторон при коллективных переговорах;
-копия коллективного договора, соглашения или его проекта;
-требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза или работников;
-предложения примирительной комиссии по спору;
-иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.
Вопрос о принятии заявления к арбитражному производству разрешается Председателем Арбитража или его заместителем.
Арбитраж может отказать в принятии заявления по следующим мотивам:
-заявление не подлежит рассмотрению в Арбитраже;
-сторонами спора не были проведены предусмотренные законодательством примирительные процедуры;
-по данному спору имеется решение Арбитража, трудового арбитража;
-заявителем пропущены сроки обращения в Арбитраж.
При наличии оснований Арбитраж вправе восстановить пропущенный срок обращения в Арбитраж по своей инициативе.
Заявление в Арбитраж может быть оставлено без движения, если оно подписано лицом, чьи полномочия не подтверждены соответствующим документом, или к заявлению не приложены необходимые документы.
После устранения указанных недостатков заявление принимается к арбитражному производству, о чем выносится мотивированное постановление.
Споры интересов рассматриваются в составе трех арбитров - по одному от органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
Стороны спора по соглашению между собой и арбитрами могут сами выбирать арбитров из состава Арбитража. При не достижении сторонами соглашения арбитры назначаются Председателем Арбитража.
После принятия спора к арбитражному производству проводится подготовка к рассмотрению спора. В подготовительной стадии арбитражного производства арбитры осуществляют следующие действия:
-изучают представленные заявителем материалы;
-в необходимых случаях вызывают представителей сторон для выяснения обстоятельств спора;
-разрешают с учетом мнения сторон вопрос о производстве экспертизы;
-по согласованию со сторонами определяют размер и порядок оплаты расходов по разрешению спора;
-совершают другие действия, направленные на обеспечение своевременного и правильного разрешения спора.
Арбитраж должен рассмотреть спор и вынести решение не позднее двухнедельного срока с момента принятия заявления к арбитражному производству.
Разрешение споров в Арбитраже осуществляется по принципу равенства сторон спора перед законом, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда Арбитраж удовлетворит ходатайство одной из сторон о рассмотрении спора в закрытом заседании.
Рассмотрение спора в арбитражном заседании происходит с обязательным участием представителей сторон спора. В ходе арбитражного заседания каждой стороне спора предоставляется равная возможность предъявить необходимые для разрешения спора доказательства. Для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, может быть назначена экспертиза. Экспертиза назначается при достижении сторонами спора соглашения о возмещении расходов по ее проведению.
Решение Арбитража принимается большинством голосов арбитров, участвующих в рассмотрении спора. Арбитр, не согласный с решением по спору, вправе изложить особое мнение.
Решение Арбитража вступает в силу немедленно либо в срок, указанный в решении.
Ответственность лиц, виновных в неисполнении обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, наступает в случаях, предусмотренных законодательством.
«Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.» (Статья 388 Трудовой Кодекс Республики Беларусь)
Забастовка должна проводиться не позднее 3-х месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или в трудовой арбитраж – после отклонения предложений посредника либо несогласия с решением арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу.
Решение о проведении забастовки принимается на общем собрании или конференции тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов профсоюза или работников – не членов профсоюза. Профсоюз обязан уведомить нанимателя в письменной форме о проведении забастовки, с указанием: перечня разногласий сторон, даты и времени начала забастовки, её продолжительность , количество участников, предложения по минимуму необходимых работ, выполняемому в организации во время проведения забастовки.
Запрещается принуждение к участию или отказу от участия в забастовке.
Во время забастовки стороны обязаны принять меры по обеспечению законности, сохранности государственной и иной собственности, общественного порядка.
В случае стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, а также массовых беспорядках Президент Республики Беларусь имеет право отложить проведение забастовки или приостановить её не более чем на 2-х месячный срок.
Забастовка прекращается, а её участники обязаны приступить к работе на следующий день после:
-признания её незаконной в соответствии со статьёй 395 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
-получения письменного соглашения нанимателя удовлетворить требования.
-принятия об этом решения общим собранием или конференцией в порядке, предусмотренной статьёй 379 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
-заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.
Забастовка признаётся незаконной если её проведения было принято с нарушением требований Трудового Кодекса Республики Беларусь.
Стороны имеют право заключить соглашение о прекращении или приостановлении забастовки.
За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата за всё время забастовки не сохраняется, а период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на отпуск.
За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнить свои трудовые обязанности, заработная плата за всё время забастовки выплачивается в размерах не ниже установленных законодательством как за простой не по вине работника.
В настоящей работе мной были рассмотрены проблемы конфликтов, даны их классификации, компоненты и основы, освещены вопросы управления конфликтной ситуацией, а также способы такого управления.
Большое внимание было уделено причинам возникновения трудовых споров, дан обзор белорусского законодательства о коллективных трудовых спорах, приведены содержащиеся в нормативно-правовых актах определения и детально раскрыта процедура разрешения коллективных трудовых споров.
Необходимо отметить, что возникновение трудовых споров, как коллективных так и индивидуальных, связано не только с проблемами производственного, управленческого и социально-экономического характера, но и правового, среди которых можно назвать законодательно не отрегулированные отношения между работником и нанимателем в конкретной области трудовых отношений, что приводит к нарушению интересов той или иной стороны, неконкретность формулировок в нормативно-правовом акте, что позволяет двояко толковать, то или иное отношение, приводящее к нарушению прав, «моральное» старение той или иной нормы права, возникающее по причинам динамики хозяйственного процесс, вызывающего к жизни новые формы трудовых отношений, не урегулированные правом.
В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование трудового законодательства вообще и законодательства о коллективных трудовых спорах в частности, а также принятие мер социально-экономического характера, связанных с совершенствованием существующей системы оплаты труда, поскольку в настоящее время большинство коллективных трудовых споров связано с проблемами такого рада.
Важным также является ликвидация правовой неграмотности, а также плохого знания трудового законодательства как работниками так и представителями нанимателя.
1. Конституция Республики Беларусь.
2. «Трудовой кодекс Республики Беларусь», принят Палатой Представителей 8 июня 1999г., Минск, «Амалфея», 2010
3. «Комментарий к трудовому кодексу Республики Беларусь» под общей редакцией Василевича Г.А., Минск «Амалфея», 2003
4. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь №867-П/VII от 13.04.1999 «О рассмотрении возражений президента
Республики Беларусь на отдельные положения закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»
5. Постановление Совмина Республики Беларусь №1340 от 27.08.1999 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) республиканским трудовым арбитражем»
6. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23.09.2005г. № 1062.
«Трудовое право»: Учебник, Семенков В.И., Артемова В.Н., Василевич Г.А.
и др.; Под общ.ред. Семенкова В.И., М.; ООО «Амалфея», 1997.
7. «Сборник нормативных актов о труде», в 8-ми томах, составитель Волков
Б.А., М.:ООО «Амалфея», 1997.
8. Постановление министерства юстиции Республики Беларусь от 24.08.2004г. № 29 «Об утверждении Инструкции о порядке создания и работы трудовых арбитражей и признании утратившим силу постановления Республиканского трудового арбитража».
9. Постановление Пленума Верховного суда 25 марта 2009 г. № 3 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников».
10. Постановление Пленума Верховного суда 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников».
11. Постановление Пленума Верховного суда 29 марта 2001г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»
3