Коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человек, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда…

Содержание

Введение
1. Природа конфликта
1.1 Сyщность конфликта
1.2 Управление конфликтной ситуацией
1.3 Причины и обстоятельства трудовых споров
2. Трудовые споры
2.1 Понятие трудового спора
2.2 Виды трудовых споров
3. Коллективные трудовые споры
3.1 Понятие коллективного трудового спора
3.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров
4. Разрешение коллективных трудовых споров
4.1 Порядок разрешения
4.2 Примирительная комиссия
4.3 Посредничество
4.4 Трудовой арбитраж
4.6 Трудовые арбитры
4.7 Республиканский трудовой арбитраж
4.8 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Коллективные трудовые споры.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своём решении представительный орган работников и в трёхдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

Отказ нанимателя удовлетворить тре­бования работников служит основанием для проведения примирительных процедур.

День, в который наниматель сообщает решение об отклонении всех или части требований работников, или день истечения установленного срока для уведомления профсоюза о своем решении считается началом коллек­тивного трудового спора.

Нарушение нанимателем установленного 10-дневного срока для уведомления представительного органа работников о своём решении следует рассматривать как получение отрицательного ответа.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых спо­ров в примирительных органах, примирительные проце­дуры и сроки их рассмотрения в совокупности составля­ют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Установленный порядок разрешения коллективных тру­довых споров (конфликтов) можно разделить на несколь­ко стадий:

       - рассмотрение спора примирительной комиссией;

       - посредничество;

       - рассмотрение спора трудовым арбитражем;

       - использование работниками права на забастовку.

Примирительные процедуры, направленные на разре­шение коллективного трудового спора, должны прово­диться в сроки, установленные законодательством. В случае необходимости эти сроки могут быть продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора.

4.2 Примирительная комиссия

Основной и обязательной стадией раз­решения коллективного трудового спора является рас­смотрение его примирительной комиссией. (Статья380. Трудовой кодекс Республики Беларусь)

На этой стадии примирения стороны спора стремятся, сами выработать согласованное решение путем взаим­ных уступок и компромиссов. Обязательность рассмотре­ния спора примирительной комиссией предопределяется тем, что после рассмотрения спора примирительной ко­миссией стороны спора вправе перейти к использованию других форм разрешения спора.

Примирительная комиссия создаётся сторонами спора на паритетной основе в трёхдневный срок после возникновения спора. Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

Члены примирительной комиссии – представители сторон спора в течение трёх дней большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена комиссии, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. Способ избрания нейтрального члена определяется примирительной комиссией. Размер и порядок выплаты вознаграждения нейтральному члену определяется соглашением между нейтральным членом и сторонами спора.

При недостижении решения о выборе нейтрального члена примирительной комиссии он назначается в пятидневный срок Председателем Республиканского трудового арбитража в порядке, установленном постановлением Министерства труда Республики Беларусь и Республиканского трудового арбитража от13 октября 1999 года №132/1.

Наниматель обязан создавать необходимые условия для работы примирительной комиссии. На рассмотрение примирительной комиссии выносятся требования работ­ников, которые не были удовлетворены нанимателем.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен в срок до пяти дней с момента избрания нейтрального члена комиссии. В случае, когда комиссия не смогла в установленный срок принять предложения по разреше­нию спора, стороны вправе по договоренности между собой продлить срок работы комиссии. В противном случае считается, что стороны не согласны с предложе­ниями комиссии, и они вправе перейти к другим проце­дурам.

Примирительная комиссия имеет право проводить необходимые консультации с нанимателем, профсоюзом, с органами государственного управления, другими заин­тересованными организациями, экспертами.

Законодательно не урегулирован порядок деятельнос­ти примирительной комиссии. Это позволяет сделать вывод, что регламент работы комиссии определяется на ее первом заседании, при условии, если указанные воп­росы не были оговорены в коллективном договоре, со­глашении. В протоколах заседаний примирительной ко­миссии следует отражать присутствие членов комиссии, избрание председательствующего, обсуждаемые вопро­сы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решений по каждому требованию коллектива.

Предложения примирительной комиссии по разреше­нию спора носят рекомендательный характер. Они при­нимаются большинством голосов ее членов, подписыва­ются председателем и в трехдневный срок направляются сторонами для принятия решения по спору.

Если стороны в течение пяти дней письменно не выразили согласия с предложениями комиссии, считается, что они не согласны с этими предложениями. При согласии сторон спор прекращается.

4.3 Посредничество

При несогласии с предложениями при­мирительной комиссии стороны спора по взаимной дого­воренности могут прибегнуть к проведению примиритель­ной процедуры с участием посредника.

Посредничество - это процедура примирения сторон коллективного трудового спора с участием независимо­го эксперта-посредника.

Поскольку посредничество как самостоятельная ста­дия разрешения коллективного трудового спора не явля­ется обязательной для сторон, Закон не ограничивает их сроками по достижении соглашения об этом.

Соглашение о посредничестве стороны вправе заключить до возникновения разногласий между ними, предусмотрев эти вопросы в коллективном договоре, соглашении.

Обращение к посреднику следует оформлять письмен­ным заявлением, подписанным сторонами спора. Взаи­моотношения с посредником, включая вознаграждение за оказание услуг, определяются соглашением между ним и сторонами спора.

В целях оказания помощи сторонам коллективных тру­довых споров в проведении примирительной процедуры с участием посредника объединения нанимателей и профсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут созда­вать службы посредничества

Посредник имеет право запрашивать и получать от нанимателя необходимую информацию, касающуюся кол­лективного трудового спора, проводить со сторонами консультации (в том числе конфиденциальные), а также совершать другие правомерные действия, направленные на урегулирование спора.

Рассмотрение спора с участием посредника осуще­ствляется в срок до пяти дней с момента его пригла­шения и завершается внесением предложений по разре­шению спора. Мнение посредника не является обязательным для сторон. Однако, если стороны спора выразили свое согласие с предложениями посредника, спор прекращается.

4.4 Трудовой арбитраж

При несогласии сторон спора с пред­ложениями посредника коллективный трудовой спор мо­жет быть передан на рассмотрение трудового арбитража. Постановление министерства юстиции Республики Беларусь от 24.08.2004г. № 29 «Об утверждении Инструкции о порядке создания и работы трудовых арбитражей и признании утратившим силу постановления Республиканского трудового арбитража».

Стороны спора могут создать свой трудовой арбитраж на добровольной основе в срок не позднее пяти дней с момента окончания его рассмотрения примирительной комиссией или посредником.

Таким образом, трудовой арбитраж может быть вре­менным, т.е. для разрешения конкретного спора, или по­стоянными - для рассмотрения всех споров, возникаю­щих у нанимателя, в отрасли, регионе и т.д.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется сторонами.

Если арбитры определены в коллективном договоре, соглашении, то целесообразно предусмотреть возмож­ность их замены при наличии уважительных причин.

Законодательство не устанавливает критерии подбора арбитров трудового арбитража. Ими могут быть любые дееспособные лица, в том числе работающие у данного нанимателя.

Если стороны предусмотрели в трудовом арбитраже два арбитра и более, то целесообразно регламентиро­вать порядок избрания председателя арбитра и правила принятия решений.

При разработке положений о трудовом арбитраже стороны могут использовать нормы, регламентирующие деятельность Республиканского трудового арбитража.

Трудовой арбитраж в пятидневный срок рассматрива­ет разногласия сторон, получает необходимые документы и сведения, проводит консультации и встречи сторон с компетентными органами, принимает решение по спору, которое, как правило, носит рекомендательный характер. Однако стороны могут договориться об обязательности решения арбитража как до обращения в арбитраж, так и после вынесения им решения. Решение трудового арбит­ража подписывается арбитром (арбитрами) и направля­ется сторонам спора.

4.6 Трудовые арбитры

              Трудовой арбитр – должностное лицо, наделённое правом в установленном порядке разрешать коллективные трудовые споры. Трудовыми арбитрами могут быть совершеннолетние дееспособные физические лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование  и опыт работы по специальности не менее 3-х лет. При этом приоритет отдаётся научным работникам, общественным деятелям, высококвалифицированным авторитетным работникам органов государственного правления и других организаций.

                            При разрешении спора трудовой арбитр независим и подчиняется только закону. Вмешательство в деятельность трудового арбитра при разрешении спора не допускается.

              Размер и порядок выплаты вознаграждения трудовым арбитрам, выполняющим обязанности на внештатной основе, определяются соглашением между сторонами спора и трудовыми арбитрами, если иное не определено законодательством. Максимальный размер вознаграждения трудовому арбитру не должен превышать десяти минимальных заработных плат. В случае недостижения соглашения о вознаграждении его размер устанавливает Председатель Республиканского трудового арбитража.

              Выплата вознаграждения трудовым арбитрам осуществляется сторонами спора в равных долях, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением, и производиться в течение пяти дней после вынесения решения по спору.

4.7 Республиканский трудовой арбитраж

Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем создаётся для:

1)рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесённых к его компетенции настоящим Кодексом;

2)координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения?;

3)ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации);

4)методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;

5)регистрации трудовых арбитражей;

6)ведения учёта коллективных трудовых споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.

К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража при наличии условий, предусмотренных частью первой статьи 383 Трудового Кодекса Республики Беларусь, относятся коллективные трудовые споры:

1)в объединениях, подчинённых Правительству Республики Беларусь;

2)об исполнении коллективных договоров и соглашений;

3)в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права н забастовку (часть третья статьи 388);

4)возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях;

По соглашению стороны могут обратиться в Республиканский трудовой арбитраж и в других случаях.

Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.

Положение о Республиканском трудовом арбитраже утверждает Президент Республики Беларусь. (статья 385 Трудового Кодекса Республики Беларусь)

Республиканский трудовой арбитраж является органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.

Председатель Арбитража назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Арбитры Арбитража утверждаются Советом Министров Республики Беларусь сроком на три года по предложе­ниям Министерства труда Республики Беларусь, респуб­ликанских объединений нанимателей и профсоюзов.

Арбитрами Арбитража могут быть лица, обладаю­щие специальными знаниями в области разрешения споров, за исключением: несовершеннолетних, недее­способных или ограниченных в дееспособности и при­влекавшихся к уголовной ответственности.

Арбитры Арбитража, за исключением Председателя Арбитража и его заместителя, выполняют обязанности на нештатной основе.

Размер и порядок выплаты вознаграждения арбитрам определяется соглашением между сторонами спора и арбитрами. В случаях, когда стороны не могут достичь такого соглашения, размер вознаграждения устанавлива­ет Председатель Арбитража либо его заместитель по соглашению с арбитрами.

Информация о работе Коллективные трудовые споры