Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:25, реферат
Комиссия по трудовым спорам (КТС) является досудебным (первичным) органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, который формируется из равного числа представителей работников и работодателя.
Комиссия
по трудовым спорам (КТС) является досудебным
(первичным) органом по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров, который
формируется из равного числа
представителей работников и работодателя.
Согласно
статье 27 Трудового кодекса РФ участие
представителей работников и работодателей
в разрешении трудовых споров является
формой социального партнерства.Однако,
следует отметить, что комиссия по трудовым
спорам, в соответствии со статьей 35 Трудового
кодекса РФ, не относится к органам социального
партнерства. Основной же задачей
деятельности комиссии по трудовым спорам
является защита трудовых прав посредством
рассмотрения индивидуального трудового
спора и его разрешения.
Комиссия
по трудовым спорам имеет уникальный
правовой статус. Правовое положение
КТС раскрывается исходя из порядка ее
формирования и функционирования, вынесения
решений. КТС является постоянно действующим
самостоятельным органом по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров, ее решения
не нуждаются в чьем-либо утверждении2.
Обладая государственно-властными полномочиями
наравне с судами общей юрисдикции, она
является по своей сути общественным органом3.
Суд не имеет ни надзорных, ни контрольных
полномочий по отношению к КТС и не вправе
пересматривать, изменять или отменять
ее решения, которые при рассмотрении
спора оцениваются судом как одно из доказательств
по делу4.
Статья 384 Трудового кодекса РФ определяет порядок образования комиссии по трудовым спорам. Согласно этой статье «комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя». Комиссия по трудовым спорам может быть образована в любой организации, за исключением религиозных, и у индивидуального предпринимателя. Если работодателем является религиозная организация или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, комиссия по трудовым спорам не образуется, а в соответствии со статьями 308, 348 и 391 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры между указанными работодателями и их работниками рассматриваются непосредственно в суде.
Трудовым
кодексом РФ не регламентируются процедура
избрания из состава КТС председателя,
заместителя председателя и секретаря
и не определяются их функции; все
это остается на усмотрение самой
комиссии.
Действующий
Трудовой кодекс РФ не содержит требований
к количественному составу КТС,
который на практике, как правило,
зависит от численности работающих
у данного работодателя лиц. Трудовой
кодекс РФ также не регулирует и
порядок определения численного
состава; представляется, что число
членов КТС должно определяться совместным
решением работодателя и работников
(их представителей), но при этом должен
соблюдаться паритетный принцип. Трудовом
кодексе РФ отсутствуют указания
о сроке, на который должна формироваться
комиссия, а создание ее, как было
указано выше, не является обязательным.
Предложение
о создании КТС должно иметь письменную
форму; каких-либо обязательных требований
к его содержанию законодатель не
устанавливает. В статье 384 Трудового
кодекса РФ указано, что «работодатель
и представительный орган работников,
получившие предложение в письменной
форме о создании комиссии по трудовым
спорам, обязаны в десятидневный
срок направить в комиссию своих
представителей». Неисполнение указанной
обязанности является нарушением трудового
законодательства. Однако при этом
законами не предусмотрена юридическая
ответственность коллектива работников
(его представительных органов) за игнорирование
инициативы работодателя по созданию
КТС и уклонение от ее создания.
Если же работодатель игнорирует инициативу
работников, уклоняется от создания КТС
и совершает иные действия, препятствующие
ее созданию, – указанные действия
влекут административную ответственность
за нарушение законодательства о
труде в соответствии со статьей
5.27 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Представители
работодателя в комиссию по трудовым
спорам назначаются руководителем организации,
работодателем - индивидуальным предпринимателем
(ч. 2 ст. 384 ТК РФ). Руководитель организации,
индивидуальный предприниматель не могут
входить в состав КТС, чтобы исключить
их участие в оценке своей правоприменительной
деятельности. Назначая представителей
работодателя в КТС, руководитель организации
должен получить их согласие на участие
в работе комиссии. Назначение работников
в состав КТС оформляется приказом, распоряжением
работодателя, с которым работник должен
быть ознакомлен11.
Закон предусматривает
два способа избрания в состав
КТС представителей
работников. Представители работников
в комиссию по трудовым спорам избираются
общим собранием (конференцией) работников
или делегируются представительным органом
работников с последующим утверждением
на общем собрании (конференции) работников
(ч. 2 ст. 384 ТК РФ). Конференция проводится
в тех случаях, когда созыв общего собрания
затруднен по причинам многосменности,
большого количества работающих, территориальной
разобщенности структурных подразделений,
по причинам, обусловленным производственным
процессом и т.д.В рамках института коллективных
трудовых споров, согласно статьям 399 и
410 Трудового кодекса РФ, собрание работников
считается правомочным, если на нем присутствует
более (не менее) половины от общего числа
работников, а конференция считается правомочной,
если на ней присутствует не менее двух
третей избранных делегатов.
Закон никак
не регламентирует процедуру
избрания (утверждения) представителей
собранием (конференцией) и делегирования
представителей представительным органом.
Порядок избрания (утверждения) представителей
определяется самим собранием (конференцией)
работников организации; при этом должны
быть определены такие вопросы, как порядок
голосования (открытое или тайное), порядок
учета количества голосов (простое или
квалифицированное большинство), необходимых
для избрания членов КТС. Отсутствие четкой
регламентации порядка избрания представителей
работников, с одной стороны, предоставляет
коллективу работников довольно большую
свободу выбора поведения по избранию
своих представителей, с другой стороны
- может повлечь за собой возможные разногласия
и споры уже на стадии формирования комиссии.
Трудовой кодекс РФ не содержит положение о том, возможен ли досрочный отзыв члена КТС, избранного общим собранием (конференцией) коллектива работников. Представляется, что возможен по решению общего собрания (конференции). Кроме того, он может выбыть из состава комиссии по другим причинам, например, вследствие расторжения трудового договора с работодателем. В этом случае заменить выбывшего члена КТС другим, не избранным в установленном законом порядке, нельзя, исходя из норм трудового законодательства о порядке формирования комиссии. На оставшийся срок полномочий КТС общим собранием (конференцией) коллектива избирается другой работник, поскольку должен сохраняться принцип паритетности14
.
В соответствии
со статьей 171 Трудового кодекса РФ порядок
увольнения членов КТС аналогичен порядку
увольнения работников, являющихся членами
профессионального союза (ст. 373 ТК РФ):
работодатель обязан учитывать мотивированное
мнение выборного органа первичной профсоюзной
организации при расторжении трудового
договора по инициативе работодателя
с работником по причинам сокращения численности
или штата работников организации, индивидуального
предпринимателя; несоответствия работника
занимаемой должности или выполняемой
работе вследствие недостаточной квалификации,
подтвержденной результатами аттестации;
неоднократного неисполнения работником
без уважительных причин трудовых обязанностей,
если он имеет дисциплинарное взыскание.
Статьей 384 Трудового
кодекса РФ предусмотрено, что комиссии
по трудовым спорам могут создаваться
не только на уровне работодателя в
целом, но и в структурных
Согласно
статье 384 Трудового кодекса РФ, образованные
в структурных подразделениях комиссии
по трудовым спорам действуют на тех
же основаниях, что и комиссии по
трудовым спорам организации. Следует
иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ
не предусмотрена возможность обжалования
решений КТС подразделений в КТС организации
как вышестоящий орган, поэтому решения
КТС подразделений могут быть обжалованы
в суд, то есть здесь соблюдается общий
порядок рассмотрение спора.
Закон возлагает
организационно-техническое
Процедура рассмотрения
индивидуального трудового
Большинство
авторов, в том числе профессор
А.М. Куренной, считают комиссию по трудовым
спорам «весьма эффективным звеном
в системе рассмотрения индивидуальных
трудовых споров при умелом использовании
их потенциала»19. Их деятельность
строится на общих принципах рассмотрения
трудовых споров. Один из главных принципов
– доступность обращения в органы, рассматривающие
трудовые споры. Как правило, споры вначале
рассматриваются в организации, что упрощает
процедуру сбора доказательств и сокращает
сроки их рассмотрения. Если стороны не
могут найти взаимоприемлемое решение
в рамках организации, рассмотрение спора
переходит в суд (там же трудовые споры
могут быть рассмотрены изначально)20.
В соответствии со статьей 386 Трудового кодекса РФ «работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права». Установленный Трудовым кодексом РФ срок для обращения в комиссию по трудовым спорам служит своевременной защите нарушенного или оспариваемого права работника21, призван обеспечить своевременное рассмотрение индивидуального трудового спора22.
Статья 387 Трудового
кодекса РФ содержит основные положения
о процедуре рассмотрения трудового
спора в комиссии по трудовым спорам;
закон подробно не регулирует порядок
рассмотрения трудовых споров в КТС
и определяет его только в общих
чертах, предоставляя право на практике
применять различные его
Законодательство
не устанавливает какой-либо специальной
формы заявления, подаваемого в
КТС; главное – чтобы в нем
были сформулированы все требования
заявителя27. Заявление работника,
поступившее в комиссию по трудовым спорам,
подлежит обязательной регистрации указанной
комиссией (ст. 387 ТК РФ). В силу сложившейся
практики применения норм трудового законодательства,
регулирующих порядок разрешения индивидуальных
трудовых споров, комиссии, как правило,
ведут журнал регистрации таких заявлений.
Законодательство не возлагает на КТС
обязанности выдать работнику подтверждение,
что заявление поступило на рассмотрение.
При выражении работником такого желания
члену КТС, осуществляющему регистрацию
заявления, следует выдать подтверждение
о поступлении заявления. Регистрация
заявлений возможна также на карточках,
в компьютере29.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК РФ). Обязанность комиссии разрешить спор по существу в десятидневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС, о чем своевременно надлежащим образом информирует работника и работодателя30. Трудовой кодекс РФ специально не закрепляет права заявлять отводы членам комиссии. Однако на практике это имеет место31. Поскольку это не запрещено, вопрос об отводе вправе поставить работник, его представитель, представитель работодателя. Он может быть решен по аналогии с отводом члена суда.
Работник, подавший
заявление, вправе взять его обратно.
Он может отказаться от своих требований
и на заседании КТС33. Статьей
171 Трудового кодекса РФ членам комиссий
по трудовым спорам предоставляется свободное
от работы время для участия в работе КТС
с сохранением среднего заработка; таким
образом, сменный режим работы в организации
не будет являться препятствием для рассмотрения
спора, даже если график работы работника,
обратившегося в комиссию, и членов комиссии
не совпадают.
Заседание комиссии
по трудовым спорам проводится публично35.
По общему правилу, закрепленному в Трудовом
кодексе РФ, спор рассматривается в присутствии
работника, подавшего заявление, или уполномоченного
им представителя. Правило об обязательности
разрешения спора в присутствии работника
дает ему возможность представить дополнительные
доказательства в обоснование своих требований,
активно участвовать в обсуждении и исследовании
доводов работодателя36. «Заочное
рассмотрение трудового спора»37
– рассмотрение спора в отсутствие работника
или его представителя – допускается
лишь по письменному заявлению работника
(ст. 387 ТК РФ). В случае неявки работника
или его представителя на заседание комиссии
по трудовым спорам (без письменного заявления
о рассмотрении спора в их отсутствие)
рассмотрение трудового спора откладывается
(ст. 387 ТК РФ). Заседание комиссии в этом
случае переносится на другой день в пределах
десятидневного срока; о переносе даты
рассмотрения трудового спора своевременно
информируются работник и работодатель38.
Если не явился представитель работодателя,
заседание КТС из-за этого не откладывается
и трудовой спор может быть рассмотрен39.
В случае вторичной неявки работника или
его представителя без уважительных причин
комиссия может вынести решение о снятии
вопроса с рассмотрения, что не лишает
работника права подать заявление о рассмотрении
трудового спора повторно в пределах установленного
Трудовым кодексом РФ трехмесячного срока
(ст. 387 ТК РФ). Таким образом, при вторичной
неявке работника комиссия должна выяснить
причины, по которым он отсутствовал: наличие
уважительной причины влечет перенесение
рассмотрения спора; отсутствие уважительной
причины предоставляет возможность КТС
не рассматривать поданное заявление
и вынести решение о снятии трудового
спора с рассмотрения40. Трудовой
кодекс РФ не предусматривает возможности
продления срока рассмотрения спора за
пределы предусмотренных десяти дней
в связи с длительным отсутствием работника
в силу объективных причин (например, направление
в командировку, временная нетрудоспособность
и т.д.), препятствующих работнику присутствовать
на заседании комиссии. На этом основании
следует полагать, что заявление работника
по истечении десятидневного срока снимается
с рассмотрения, если работник не выразил
воли о рассмотрении его заявления в его
отсутствие41. Это не лишает работника
права после возвращения из командировки,
окончания временной нетрудоспособности
и устранения других обстоятельств, препятствовавших
присутствовать на заседании КТС, вновь
обратиться с заявлением в комиссию в
пределах трехмесячного срока со дня,
когда работник узнал или должен был узнать
о нарушении своего права, а также за его
пределами, поскольку пропущенный по уважительным
причинам срок обращения в КТС может быть
восстановлен комиссией.