Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:47, дипломная работа
Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;
Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика источников трудового права 7
1.1.Система источников трудового права и ее особенности 7
1.2.Конституция Российской Федерации и международные акты в системе источников трудового права 13
1.3.Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
Глава 2.Трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права 30
2.1 Трудовое законодательство 30
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты 32
Глава 3.Акты социального партнерства и локальные нормативные акты в системе источников трудового права 39
3.1Акты социального партнерства 39
3. 2 Локальные нормативные акты 55
Заключение 64
Содержание
Введение
На современном этапе развития нашего государства, очевидно, что его правовая система претерпела значительные изменения. Изменился подход к пониманию роли государства в обществе в целом и экономики в частности. В системе социальных регуляторов, норм права выделяются обязательный характер их предписания. Эта функция правовых норм, из-за формы их выражения.
Одной из разновидностей правовых норм являются местные правовые нормы, конкретизирующие, подробная.
Это их исследования, и посвящена данная курсовая работа.
Актуальность данной работы заключается
в том, что в результате указанного
сформировалась целостная система
регулирования экономических
Государство не предписывает каких-либо
специальных поведение
Локальное нормотворчество имеет характерную
особенность: содержание это касается
только определенных сферах общественных
отношений. Имея конкретизирующим собственности,
оно компенсирует несовершенство законодательства.
Общее понятие «правила» охватывает широкий круг законодательных актов, выданных органами законодательной, исполнительной и часто судебной власти. Нормативными - они называются потому, что содержат верховенства закона. По сути, этот термин является синонимом слова «закон» в широком смысле. Это основной источник права в Романо-германской системе права. Важную роль нормативно-правовых актов, а также в странах Англо-американского права.
Данная тема, имеет большое практическое значение, так как нормативно-правовые акты в правовом регулировании имеют ряд существенных преимуществ в сравнении с другими источниками права: это, в частности, общий характер содержащихся в них предписаний, рассчитанных на многократное применение, возможность охвата широких сфер общественной жизни, относительная быстрота процедуры их принятия, изменения или отмены, высокая техника систематизации и кодификации нормативно-правовых актов.
Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же, как и их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда были практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и практическую значимость.
Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.). Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.
Объектом являются общественные отношения по разработке, применению и совершенствованию локальных нормативных актов, правовых норм, опосредующих внутренний трудовой распорядок организации.
Предметом исследования настоящей работы являются локальные нормативные акты, локальные нормы, которые определяют внутренний трудовой распорядок организации, их система, функциональная направленность, порядок разработки, специфика содержания и применения в рыночных условиях хозяйствования.
Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;
Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования;
Определить виды локальных нормативно-правовых актов и определить порядок и процедуры их принятия.
.
Глава 1. Общая характеристика источников трудового права
1.1.Система источников трудового права и ее особенности
При конструировании системы источников трудового права вкладывают в ее основу принцип «старшинства законов», их служебную иерархию.
Юридической базой для построения, развития и совершенствования всей системы источников российского трудового права является Конституция Российской Федерации, а на территории каждой республики как субъекта еще и Конституция этого субъекта Федерации.
Конституция содержит
важнейшие правила поведения
людей в государстве и
Ныне идет интенсивный процесс создания и развития источников российского трудового права. Все источники трудового права находятся в их взаимосвязанной системе. Система источников данной отрасли — это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение последовательно по предмету, ими регулируемому, всех актов трудового законодательства в едином их комплексе.
Вся система источников трудового права и ее особенности предопределены спецификой предмета и метода данной отрасли права. В этой системе источников есть акты общего и специального трудового законодательства с различной сферой действия, акты федеральные и субъектов Федерации и органов местного самоуправления, акты законодательные и договорные, локальные. Трудовой кодекс четко определил в ст. 5 субординацию (подчинение) источников трудового права. Он предусмотрел, что трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса и иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации, актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать трудовому праву, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ по трудовому праву не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые
акты федеральных органов
Трудовое законодательство органов местного самоуправления и локальные нормативные акты трудового права не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральному трудовому законодательству и трудовому законодательству соответствующего субъекта Федерации.
В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами по трудовому праву применяются положения Кодекса.
Если же новый
федеральный закон противоречит
Трудовому кодексу, то этот закон
применяется при условии
Разграничение в создании источников трудового права полномочий между Федерацией и ее субъектами предусмотрено ст. 6 ТК, которая отнесла к компетенции Федерации создание минимума гарантий закрепляемых ею основных трудовых прав работников. Повышение этих гарантий отнесено к компетенции субъектов Федерации.
Как видно из приведенной ранее классификации, виды источников трудового права могут быть различными. Это не только законы и подзаконные нормативные акты, но и социально-партнерские соглашения и коллективные договоры. Последние как регуляторы труда также относятся к источникам, хотя это и не нормативные акты, издаваемые органами власти и управления. Но они содержат нормативные договорные положения социальных партнеров, в том числе представителей органов исполнительной власти при трипартизме (трехсторонние соглашения). Все указанные акты объединены единой системой источников трудового права, последовательно располагаясь в ней по динамике развития трудового отношения по соответствующим институтам данной отрасли. Следовательно, система источников трудового права строится по системе данной отрасли, которая, в свою очередь, построена по предмету правового регулирования труда. Под системой источников как целого комплекса понимаются не только состав этого комплекса, но и последовательность расположения источников внутри данной системы, их взаимосвязь и субординация, т. е. подчинение содержания одного источника другому — высшему. В случае же их расхождения действует нормативный акт трудового законодательства более высокого иерархического уровня. В системе источников российского трудового права находятся и соответствующие международные акты по труду ООН, МОТ, ратифицированные нашей страной. Рекомендуется знать и акты Европейского сообщества, поскольку Россия является его членом.
Следует отметить, что с объединением стран Европы в Европейское сообщество (Совет Европы) происходит более быстрое развитие трудового права этих стран на основе соответствующих актов ЕС. Так, Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года закрепила ряд трудовых и социально-обеспечительных прав, дав странам ЕС определенный их стандарт и нацелив на развитие этих прав. Еще шире, яснее и глубже эти социальные трудовые права провозглашены были Советом Европы в Европейской Социальной Хартией в 1961 году (пересмотренной в 1996 году), которая закрепила более 30 важных социально-трудовых прав и принципов.
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
Система источников трудового права отражает объективные требования системы данной отрасли, но в то же время не лишена такого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение законодателя при создании данного конкретного нормативного акта или определенной группы актов. Вот почему эти две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают. Например, Кодекс имеет не все институты трудового права, выделенные в учебнике в самостоятельные главы. Так, нет в Кодексе главы по содействию занятости и трудоустройству. В то же время есть главы, содержащие только специальные нормы: о труде женщин, несовершеннолетних и другие (разд. XII ТК), которые не могут вне соответствующих общих норм составлять самостоятельный институт трудового права. Они относятся соответственно, как ранее указывалось, к институтам охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, трудовому договору.
Статья 5 ТК указывает, что законодательство РФ о труде состоит из Кодекса и иных актов трудового законодательства России и ее субъектов, т. е. в ней предусматривается кратко система источников трудового права.
Система источников
трудового права имеет
1. Она обусловлена
федеративным устройством
Часть 1 ст. 72 Конституции РФ указывает, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия закона субъекта действует федеральный закон (ст. 76).
2. В системе
источников трудового права
3. В системе
источников трудового права
4. В систему
источников трудового права
5. В создании
нормативных актов трудового
законодательства активно
6. В системе
источников трудового права
Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих актах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулирования труда 15 категорий работников.
Дифференциация трудового права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вредностей или с учетом характера их труда, трудовой связи. Специальные нормы могут быть трех видов:
Информация о работе Общая характеристика источников трудового права