Общая характеристика источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:47, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;
Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика источников трудового права 7
1.1.Система источников трудового права и ее особенности 7
1.2.Конституция Российской Федерации и международные акты в системе источников трудового права 13
1.3.Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
Глава 2.Трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права 30
2.1 Трудовое законодательство 30
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты 32
Глава 3.Акты социального партнерства и локальные нормативные акты в системе источников трудового права 39
3.1Акты социального партнерства 39
3. 2 Локальные нормативные акты 55
Заключение 64

Работа состоит из  1 файл

диплом источники.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

В ряде случаев  такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к  выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность  за правонарушения в сфере труда.

Следует выделить категорию лиц, в отношении которых не распространяются нормы трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, за исключением установленных ТК РФ случаях они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей:

1) военнослужащие  при исполнении ими обязанностей  военной службы;

2) члены советов  директоров (наблюдательных советов)  организаций (за исключением лиц,  заключивших с данной организацией  трудовой договор);

3) лица, работающие  на основании договоров гражданско-правового характера;

4) другие лица, если это установлено федеральным  законом.

 

 

 

Глава 2.Трудовое законодательство и  иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права

2.1 Трудовое законодательство

Целями трудового  законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда  и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации работников непосредственно  у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового  законодательства в предусмотренных  законом случаях;

материальной  ответственности работодателей  и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению  трудовых споров.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными  принципами правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который  каждый свободно выбирает или на который  свободно соглашается, право распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение  принудительного труда и дискриминации  в сфере труда;

защита от безработицы  и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права  каждого работника на справедливые условия труда, в том числе  на условия труда, отвечающие требованиям  безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права  каждого работника на своевременную  и в полном размере выплату  справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства  возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права  работников и работодателей на объединение  для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права  работников на участие в управлении организацией в предусмотренных  законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное  партнерство, включающее право на участие  работников, работодателей, их объединений  в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений;

обязательность  возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление  государственных гарантий по обеспечению  прав работников и работодателей, осуществление  государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права  на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права  на забастовку в порядке, установленном  настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия  заключенного договора, включая право  работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу  работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права  представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права  работников на защиту своего достоинства  в период трудовой деятельности;

обеспечение права  на обязательное социальное страхование  работников.

 

 

2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты

 

Подзаконный нормативно-правовой акт — это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Подзаконный нормативный  акт — понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные  нормативно-правовые предписания —  от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. Всем

Правотворчество_319

этим актам присуще  одно общее свойство — подзаконность. В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов.

Акты федеральных  органов государственной власти. В Российской Федерации до последнего времени это были акты Съезда народных депутатов, Верховного Совета России и его Президиума. Съезд народных депутатов и Верховный Совет кроме законов, обладающих высшей юридической силой, деклараций и обращений, имеющих в большей степени общественно-политический, нежели юридический характер, принимали постановления. Они и являлись подзаконными нормативными актами. Аналогичная ситуация сохраняется и в новом российском парламенте. Подзаконные нормативные постановления высших органов государственной власти неоднородны. Постановлениями утверждаются положения о государственных органах и неправительственных организациях или об определенном виде государственной деятельности. Таковы «Положение о Российском фонде федерального имущества», утвержденное постановлением Верховного Совета в 1991 г., «Положение о претензионном порядке урегулирования споров», утвержденное постановлением Верховного Совета в 1992 г., и др. Однако чаще всего нормативные постановления высших органов власти посвящены урегулированию организационно-технических, процедурных вопросов, не терпящих, как правило, отлагательства (например, постановление Верховного Совета «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» 1992 г. ).

Нормативные постановления  федеральных представительных органов  не следует смешивать с индивидуальными  ненормативными постановлениями, которые также принимаются этими органами (к примеру, постановление высшего представительного органа о прекращении депутатских полномочий того или иного лица, постановление о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации того или иного российского гражданина и др.).

320В. К. Бабаев

Акты Президента. Российский Закон о Президенте считает его высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Реализуя свои полномочия, Президент издает указы и распоряжения. Ведя речь о подзаконных нормативно-правовых актах, следует иметь в виду только нормативные указы и распоряжения. Президент, как известно, издает и многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении гражданина орденом, о присвоении заслуженного звания работнику определенной отрасли и т.д.).

Нормативные указы и распоряжения Президента довольно сложно раграничить  по объекту регулирования, хотя распоряжения более тяготеют к решению текущих, процедурных вопросов (например, распоряжения Президента «О прекращении испытаний ядерного оружия на полигоне Новой Земли» 1991 г., «О распределении обязанностей между заместителями председателя Правительства Российской Федерации» 1991 г. и др.).

Указы и распоряжения Президента издаются на основе Конституции и  законов Российской Федерации, имеют обязательную силу на всей территории их действия и в отношении всех лиц, на которых они распространяются.

Указ — наиболее характерный  для Президента подзаконный нормативно-правовой акт. В случае его противоречия Конституции  и законам России, на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации, указ Президента может быть отменен высшими органами государственной власти.

Публикуются нормативно-правовые акты Президента вместе с актами Совета Министров — Правительства (в  одном издании).

Акты Совета Министров  — Правительства. Совет Министров — Правительство Российской Федерации является высшим органом государственного управления и исполнительной власти. Он осуществляет управление экономическим и социально-культурным процессами, создает условия для предпринимательства, для перехода к рыночной экономике, руководит основными сферами внутренней и внешней жизнедеятельности государства.

Реализуя свои функции, Совет Министров принимает постановления и издает распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Как устанавливает Закон РФ «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» 1992 г., решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Публикуются нормативно-правовые акты Правительства и акты Президента в официальном издании — «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», а также в «Российской газете» и газете «Российские вести».

Акты  министерств и ведомств. В соответствии с нынешним законодательством, на период радикальной экономической реформы в Российской Федерации действуют следующие центральные органы исполнительной власти: министерство, государственный комитет, комитет, федеральная служба, российское агентство, федеральная инспекция. Все эти органы, за исключением министерств, принято называть ведомствами.

Для руководства  той или иной отраслью управления или сферой деятельности, реализации специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций  министерства и ведомства разрабатывают  и издают нормативно-правовые акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы и т.д. В системе этих актов ведущую роль играют приказы и инструкции. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы министерства или ведомства: их структуре, задачам, функциям. Инструкции же регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.

Инструкции  всегда нормативны. Приказы же могут  быть и ненормативными, т.е. индивидуальными (приказы министра о назначении того или иного лица на руководящую должность, о поощрении конкретных сотрудников и др.).

Акты министерств  и ведомств подчинены актам правительства  и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю сферу действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, предприятий, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Такие акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. При регистрации подобного акта проверяется его законность: не ущемляет ли он права и свободы граждан, не возлагает ли на них дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности, не вышел ли орган, издавший акт, за пределы своей компетенции. Акты министерств и ведомств внешнего действия публикуются в издаваемом Министерством юстиции Российской Федерации «Бюллетене нормативных актов».

Принятый 21 января 1993 г. Указ Президента РФ «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» устанавливает, что «нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», если иное не предусмотрено законодательством.

Информация о работе Общая характеристика источников трудового права