Охрана труда – требования и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:06, реферат

Описание

Цель настоящей работы исследовать понятие, правовое регулирование и организацию охраны труда в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: определить понятие охраны труда;
- рассмотреть правовое регулирование охраны труда; определить обязанности работника в области охраны труда; определить обязанности работодателя по охране труда работников; рассмотреть порядок организации охраны труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие охраны труда в РФ…………………………………………………...5
2. Правовое регулирование охраны труда………………………………………7
3. Обязанности работодателя по охране труда работников…………………..10
4. Обязанности работника в области охраны труда…………………………...13
5. Государственное управление охраной труда………………………………..15
6. Государственная экспертиза условий труда………………………………...18
7. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации…………21
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Реферат трудовое .docx

— 44.83 Кб (Скачать документ)

- обязательное социальное  страхование работников от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников  с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение  с учетом мнения выборного  профсоюзного или иного уполномоченного  трудящимися органа инструкций  по охране труда для работников  и др.6

У работодателя имеются и  некоторые другие обязанности, содержащиеся в ст. 212 ТК. Одной из них является недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения  обязательных медицинских обследований, а также в случае медицинских  противопоказаний.

Перечень категорий работников, обязанных проходить медицинские  осмотры при поступлении на работу и периодические осмотры (обследования), определен ст. 213 ТК. К ним относятся  лица, занятые на тяжелых работах  и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. В перечень попадают работники организаций пищевой промышленности и общественного питания и др. Работники, осуществляющие отдельные виды работ, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят не реже одного раза в 5 лет обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 213 ТК). Поскольку освидетельствование обязательно, оно является необходимым условием допуска к указанным работам.

На работах с вредными и опасными условиями труда, в  особых температурных условиях или  связанных с загрязнением работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и  обезвреживающие средства. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция  средств индивидуальной защиты осуществляются за счет финансовых источников работодателя (ст. 221 ТК). Занятым на работах с  вредными условиями труда выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые  продукты. На работах с особо вредными условиями труда работникам предоставляется  бесплатно лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК),

Работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223 ТК). В этих целях он должен оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки и т. д. Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям, производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.7

 

 

4. Обязанности работника в области охраны труда

Понятие «работник» охватывает как руководителей, специалистов и  других служащих, так и рабочих. Поэтому  закрепленные в комментируемой статье обязанности распространяются на все  указанные категории работников. Объем обязанностей соответствующей  категории работников по соблюдению требований охраны труда устанавливается  в зависимости от их правового  статуса. Так, если работники выполняют  организационно-распорядительные функции, то они обязаны соблюдать государственные  нормативные требования, содержащиеся в федеральных законах и законах  субъектов РФ, межотраслевые и  отраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые и отраслевые типовые инструкции по охране труда, правила безопасности, санитарные нормы  и правила. 8

За работником в области  охраны труда законодательством  закреплены следующие обязанности:

- соблюдать требования  охраны труда, установленные законами  и иными нормативными правовыми  актами, а также правилами и  инструкциями по охране труда;

- правильно применять  средства индивидуальной и коллективной  защиты;

- проходить обучение безопасным  методам и приемам выполнения  работ, оказанию первой помощи  при несчастных случаях на  производстве, инструктаж по охране  труда, стажировку на рабочем  месте и проверку знаний требований  охраны труда;

- немедленно извещать  своего непосредственного или  вышестоящего руководителя о  любой ситуации, угрожающей жизни  и здоровью людей, о каждом  несчастном случае, происшедшем  на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные  предварительные (при поступлении  на работу) и периодические (в  течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).9

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению  условий и охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государственное управление охраной труда

В соответствии с ч. 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также поручать их издание федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства РФ не должны вступать в противоречие с федеральными законами. Наличие подобных противоречий позволяет заинтересованным лицам требовать признания нормативного правового акта Правительства РФ недействующим в части, противоречащей федеральному закону.

В соответствии с ч. 3 ст. 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти. Сказанное касается и Минздрава РФ. Однако после получения указанных полномочий Минздрав РФ вправе издавать нормативные правовые акты в сфере охраны труда не согласовывая их содержание с другими органами исполнительной власти федерального уровня. Хотя акты Минздрава РФ не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Наличие таких противоречий может стать основанием для обжалования нормативных правовых актов Минздрава РФ в Верховном Суде РФ, который вправе признать эти акты недействующими, если они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо изданы с превышением полномочий, определенных Правительством РФ. Естественно, Минздрав РФ в пределах своей компетенции может издавать нормативные правовые акты, создающие для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Но при этом Минздрав РФ не имеет полномочий по ограничению прав работников в сфере охраны труда, гарантированных в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Государственное    управление    охраной    труда    может    происходить    и    путем    издания  правоприменительных актов федеральными органами исполнительной власти, например об устранении нарушений законодательства в сфере охраны труда. Подобные акты могут быть обжалованы работодателем  в суде по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, издавшего  данный акт. Признание этого акта судом законным и обоснованным, а  также истечение установленного срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности  по исполнению содержащихся в нем  предписаний. Неисполнение данной обязанности  может стать основанием для привлечения  представителей работодателя к установленным  законодательством мерам ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управлении охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить нормативным правовым актам федерального уровня. Например, органы исполнительной власти субъектов РФ не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные федеральным законодательством. Хотя органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать дополнительные гарантии для работников с целью защиты их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут участвовать в государственном управлении охраной труда путем издания правоприменительных актов, обязывающих работодателей устранить нарушения трудовых прав работников. Такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами либо в вышестоящий орган федеральной исполнительной власти, либо в суд по месту нахождения органа исполнительной власти субъекта РФ, издавшего правоприменительный акт. Признание указанными органами этого акта законным и обоснованным, а также истечение срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности по исполнению предписания данного акта. Невыполнение этой обязанности также является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Государственная  экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора  и контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в  целях оценки:

- качества проведения  аттестации рабочих мест по  условиям труда;

- правильности предоставления  работникам компенсаций за тяжелую  работу, работу с вредными и  (или) опасными условиями труда;

- соответствия проектов  строительства, реконструкции, технического  переоснащения производственных  объектов, производства и внедрения  новой техники, внедрения новых  технологий государственным нормативным  требованиям охраны труда;

- фактических условий  труда работников, в том числе  в период, непосредственно предшествовавший  несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений  работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования  Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную  экспертизу условий труда, имеют  право:

- в порядке, установленном  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации, беспрепятственно  при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);

- запрашивать и безвозмездно  получать необходимые для осуществления  экспертизы документы и другие  материалы;

- проводить соответствующие  наблюдения, измерения и расчеты  с привлечением в случае необходимости  исследовательских (измерительных)  лабораторий, аккредитованных в  порядке, установленном федеральными  законами и иными нормативными  актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную  экспертизу условий труда, обязаны:

- составлять по результатам  экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным  нормативным требованиям охраны  труда и направлять указанные  заключения в суд, органы исполнительной  власти, работодателям, в объединения  работодателей, работникам, в профессиональные  союзы, их объединения, иные  уполномоченные работниками представительные  органы, органы Фонда социального  страхования Российской Федерации;

- обеспечивать объективность  и обоснованность выводов, изложенных  в заключениях;

- обеспечивать сохранность  документов и других материалов, полученных для осуществления  экспертизы, и конфиденциальность  содержащихся в них сведений.11

Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.

Федеральная инспекция труда  — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в  организации

Законодательством определена система контроля за охраной труда, которая должна функционировать у работодателей. Она формируется на основании ст. 217 ТК.

Для обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку. При численности 50 и менее работников решение о создании такой службы или введении должности специалиста принимает работодатель. Если служба не создается и отсутствует должность специалиста по охране труда, работодатель должен заключить гражданско-правовой договор со специалистами или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда, либо выполнять эти функции лично (руководитель, индивидуальный предприниматель).

По инициативе работодателя, работников или их представительного  органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетных началах входят представители работодателя, профсоюза или иных уполномоченных работниками органов. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду. Комиссия планирует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Кроме того, она организует проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах проверок, осуществляет сбор предложений работников по результатам проверок и сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК).

Информация о работе Охрана труда – требования и организация