Автор работы: a***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 14:10, контрольная работа
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами устойчивых знаний в области трудового права Российской Федерации и способности грамотно ориентироваться в действующем трудовом законодательстве Российской Федерации.
Задачами изучения дисциплины являются:
1. изучение правового регулирования трудовых правоотношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
2. формирование у студентов навыков по решению проблем, связанных с конкретными ситуациями в сфере трудового права.
Введение
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами устойчивых знаний в области трудового права Российской Федерации и способности грамотно ориентироваться в действующем трудовом законодательстве Российской Федерации.
Задачами изучения дисциплины являются:
1. изучение
правового регулирования
2. формирование у студентов навыков по решению проблем, связанных с конкретными ситуациями в сфере трудового права.
В рамках учебной дисциплины с учетом тенденций развития науки трудового права изучается правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе современной законодательной базы в данной области и правоприменительной практики. Особое внимание уделяется углубленному изучению положений и практики применения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, договоров и конвенций Международной организации труда, а также других нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В контрольной использовалась литература:
1.Трудовой кодекс Российской Федерации Москва, Кремль
Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года N 197-ФЗ
2. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебн.пособие. - М.: Юрист, 2004.
3. Егоров В.И., Харитонова Ю.В. Трудовое право: Учебн. пособие. - М.: Кворус, 2007.
и другая.
1. Источники трудового
права и их иерархия.
Действия трудового
права во времени, в
пространстве и по кругу
лиц.
Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники – это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и т. п., регулирующие трудовые и производственные от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве. Источники трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам. Федеральные законы: Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г. Конституция 12 декабря 1993 г. Указы президента: 1. Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Ростринспеции) о комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 годы Постановления правительства: о федеральной программе содействия занятости населения в российской федерации на 1995 год 2. о мерах по улучшению условий и охраны труда 26 августа 95г. главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др. Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным источником трудового права.
Действие во времени актов, содержащих нормы трудового права, означает установление времени начала и окончания действия указанных актов (т.е. их временных границ).
Согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Например, согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ этот закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Помимо формулировки «вступление в силу со дня официального опубликования» закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как закона в целом, так и его отдельных частей.
Так, ТК РФ был принят 21 декабря 2001 г., опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2001 г., а вступил в силу в соответствии со ст. 420 лишь с 1 февраля 2002 г.
Подобный подход характерен для крупных кодифицированных актов, на осмысление которых правоприменителям требуется некоторое время.
Необходимо отметить особую роль официального опубликования нормативных правовых актов в вопросах вступления таких актов в законную силу. Ведь, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. При этом следует отметить, что почти все акты, содержащие нормы трудового права, так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Если дата вступления закона или иного нормативного правового акта не определена ни одним из вышеуказанных способов, то она рассчитывается по общим правилам.
Во-первых, на основании ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
При этом под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона следует понимать первую публикацию его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства
Российской Федерации» (ст. 4 указанного закона).
Во-вторых, в соответствии с пп. 5 и 6 указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом официальным опубликованием названных актов считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».
В-третьих,
на основании п. 12 вышеназванного указа
нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти вступают
в силу одновременно на всей территории
РФ по истечении десяти дней после
дня их официального опубликования,
если самими актами не установлен другой
порядок вступления их в силу. Данные
нормативные акты официально публикуются
в «Российской газете» и в
Бюллетене нормативных актов
федеральных органов
Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:
истечением срока действия;
вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.
Самое распространенное из приведенных условий – отмена закона или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений актом того же уровня или актом, имеющим бо`льшую юридическую силу.
Так, федеральный закон может быть отменен только федеральным законом, указ Президента РФ – федеральным законом или указом Президента РФ, постановление Правительства РФ – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.
Например, согласно ст. 422 ТК РФ признан утратившим силу КЗоТ РСФСР.
Другим способом прекращения действия закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, является вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы. Появление в ст. 12 ТК РФ указанного способа обусловлено тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. По этой причине в системе нормативных правовых актов всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. Применение этого способа представляется достаточно продуктивным, ведь наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов загромождает нормативный массив отрасли трудового права и значительно затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения. Подобная ситуация наблюдается сейчас с нормативными правовыми актами бывшего СССР, многие положения которых юридически ничтожны по причине их противоречия законодательству РФ. При решении вопроса о том, действует ли тот или иной нормативный правовой акт, следует исходить из того, имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же круг отношений, что и ранее изданный акт.
Наконец, ст. 12 ТК РФ устанавливает также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта истечение срока, на который был рассчитан данный закон или иной нормативный правовой акт. При этом стоит отметить, что указанный способ практически не применяется в отношении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
На основании чч. 3 и 4 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных в самом законе или акте. При этом ТК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (1 февраля 2002 г.). В случае если правоотношения возникли до этого момента, то ТК РФ применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (ст. 424 ТК РФ). Аналогичное правило относится ко всем законам и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ч. 5 ст. 12 ТК РФ).
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 7 ст. 12 ТК РФ).
В свою очередь, ТК РФ определяет следующие основания прекращения действия локального нормативного акта либо отдельных его положений:
истечение срока действия;
отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом) (ч. 8 ст. 12 ТК РФ).
Определенная специфика имеется в действии во времени актов социального партнерства и трудовых договоров. Так, действие коллективного договора, соглашения и трудового договора во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.
Территория, на которую распространяется действие того или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, определяется, главным образом, в зависимости от уровня принявшего его органа власти, если в самом акте не определена конкретная территория в рамках компетенции соответствующего органа.