Особенности оформления трудовых отношений с иностранными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:45, лекция

Описание

Массовый приток в Россию нелегальных иммигрантов стал одним из важнейших факторов, активно воздействующих на формирование открытого рынка труда. Особенностью незаконной миграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы закрытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения.

Содержание

1. Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях. Распространение трудового законодательства Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Особенности трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ
3. Особенности трудовой правосубъектности граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан
4. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц (патент)
5. Особенности трудоустройства иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста
6. Административная ответственность в части трудоустройства иностранных граждан

Работа состоит из  1 файл

trudovye_otnoshenia_s_inostr.docx

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Особенности оформления трудовых отношений  с иностранными гражданами

План

  1. Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях. Распространение трудового законодательства Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства
  2. Особенности  трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ
  3. Особенности  трудовой  правосубъектности    граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан
  4. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц (патент)
  5. Особенности трудоустройства иностранного гражданина — высококвалифицированного  специалиста
  6. Административная ответственность  в части  трудоустройства  иностранных граждан

 

С началом  проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с  незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника  международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного  давления, расширение масштабов притока  в страну населения, как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья. Все эти процессы сопровождаются многими проблемами, наиболее актуальные из которых – незаконная или нелегальная миграция, занятость иностранных граждан, рост теневой экономики и коррупции.

«Особое геополитическое положение Российской Федерации, относительно свободный въезд в страну из-за сохраняющейся «прозрачности» границ со странами СНГ, практически открытые внешние границы новых закавказских и ряда среднеазиатских государств сохраняют условия для постоянного притока в Россию большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, пытающихся любым способом обосноваться в России или использовать ее территорию для проникновения в другие страны.

Массовый приток в Россию нелегальных  иммигрантов стал одним из важнейших факторов, активно воздействующих на формирование открытого рынка труда. Особенностью незаконной миграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы  закрытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения.

    1. Понятие иностранного элемента в трудовых правоотношениях

 

Иностранный элемент в трудовых правоотношениях присутствует, как правило,  в качестве субъекта (Н: гражданин иностранного государства -работник, иностранная организация – работодатель и т.д.)

Словосочетание «иностранный элемент» может использоваться в качестве критерия квалификации трудовых отношений как частноправовых трудовых отношений международного характера, по аналогии применения этого словосочетания к регулированию гражданско-правовых отношений международного характера.

Осложнение иностранным элементом  трудового правоотношения приводит к трудовым отношениям  специального характера,  осложненного  участием  миграционного права России, а порой и  международного  частного права. Часть трудовых отношений имеет ярко выраженную гражданско-правовую природу и  должна включаться в объект международного частного права Российской Федерации, а часть трудовых отношений, основанных на заключении трудового договора  следует включить в специальную главу Трудового кодекса РФ, регулирующего особые правоотношения с иностранным субъектом.

Первоначально необходимо определиться с понятием иностранного гражданина, как особого субъекта права России,  и его особым статусом.

В соответствии с законами «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» и  «О гражданстве Российской Федерации»:

Иностранными гражданами «признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие  доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства.»

Лицами без гражданства  -  физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие  доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Термин «иностранец» в лекции применяется и к тем и к другим.

Под индивидуальным статусом иностранца - иностранного гражданина   или лица без гражданства в стране пребывания понимается совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус иностранца может изменяться с течением времени под влиянием многих обстоятельств.

Правовые статусы иностранцев, постоянно или временно пребывающих на территории страны, ил постоянно проживающих имеют определенные сходства и различия, свои особенности и специально регулируются законодательством каждого государства пребывания.

Конституция России установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Тем не менее, правовой статус иностранцев существенно отличается от правового статуса граждан  РФ.

В России главный закон  в части регулирования  пребывания и прав иностранцев это Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 этого закона, можно выделить  иностранцев:

- постоянно проживающих  в России (имеют разрешение на постойное проживание, которое выдается сроком до 5 лет и может быть  продлено неограниченное число раз,  и специальный документ - вид на жительство);

- временно  проживающих  в России (имеют разрешение на временное проживание, которое выдается сроком до 3-х лет и не продлевается);

- временно пребывающих в России  иностранцы –прибывшие  на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и находящиеся на территории России в  течение разрешенного срока пребывания ( как правило – 90 суток). Согласно  Закона  №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» - срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа государства пребывания. В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию РФ. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа ФМС и отметка в миграционной карте.

 

2. Распространение Российского  трудового законодательства на  иностранцев. 
 
В 1993 г. был принят Указ Президента РФ, утвердивший Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Этим Положением было предусмотрено лицензирование деятельности по привлечению иностранной рабочей силы.

Порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности регулируется прежде всего ФЗ о правовом положении иностранных граждан, в соответствии с которым работодатель обязан соответствующим образом оформить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и только потом предоставить им приглашения для въезда в Россию.

В 2002 г. постановлением Правительства  РФ было утверждено Положение о порядке  выдачи иностранным гражданам и  лицам без гражданства разрешения на работу.

Учитывая, что привлечение  иностранных граждан для осуществления  ими трудовой деятельности на территории России находится под контролем  органов исполнительной власти, ежегодно устанавливаются квоты, определяющие число иностранных работников. Эти квоты устанавливает Правительство РФ. При приеме иностранцев на работу учитываются приоритетные виды трудовой деятельности, а также те регионы, которые наиболее всего заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы. Перечень российских регионов, обладающих приоритетным правом найма иностранных работников, и список приоритетных профессий ежегодно должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Российские нормы трудового права распространяются на:

- трудовые отношения  иностранных граждан, лиц без  гражданства;

- компании, созданные или  учрежденные иностранцами либо  с их участием;

- работников международных  организаций;

- представительства и  филиалы иностранных юридических  лиц. 

Иностранные граждане согласно правилами и нормами российского  трудового законодательства имеют  право на охрану труда, социальные пособия, отдых, к ним также относятся  специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, и другое.

Компании в отношении  иностранных работников обязаны  уплачивать взносы на обязательное медицинское  страхование и социальное страхование  в соответствующие российские организации.

Трудовые договора должны соответствовать требованиям российского  закона.

Если иностранец работает в России в качестве командировочного сотрудника, и договор им заключен с иностранной организацией, то в этом случае на территории России, действуют требования законов иностранного государства. Однако в отношении условий труда, которые тесно связаны с производственным процессом (рабочее время, время отдыха, правила техники безопасности и т. п.), должны применяться нормы российского законодательства. Так, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а гарантированными выходными днями являются суббота, воскресенье и праздничные дни.

 
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН  
Скорая медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно и безотлагательно.

Скорая медицинская  помощь оказывается в случае возникновения  состояний, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства при  несчастных случаях, травмах, отравлениях.

Плановая медицинская  помощь иностранным гражданам оказывается  на платной основе.

Права иностранных граждан  на поучение медицинской помощи в  рамках обязательного медицинского страхования определяются их статусом. Иностранные граждане, временно пребывающие  на территории РФ, должны иметь полис  добровольного медицинского страхования  на случай оказания бесплатной медицинской  помощи. Оформить такой полис можно  в любой страховой организации, имеющей лицензию. Если страхового полиса нет, риск по оплате медицинских  услуг несет сам иностранный  гражданин.

Иностранные граждане, постоянно  проживающие на территории РФ, то есть имеющие вид на жительство, имеют  те же права и обязанности в  области медицинского страхования, как и граждане России, если международными договорами не предусмотрено иное. 
Это значит, что они наравне с российскими гражданами имеют право на следующую бесплатную медицинскую помощь в рамках российского законодательства: 
- амбулаторное лечение;

- стационарная помощь (госпитализация).

При оказании скорой и стационарной медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

По общему правилу иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью  в таком же порядке, какой предусмотрен и для российских граждан, за исключением  занятия определенных должностей, которые  могут занимать только российские граждане.

Что касается иностранцев, временно проживающих  в России, то для них согласно статье 13 упомянутого ФЗ предусмотрены специальные ограничения по осуществлению трудовой деятельности, они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого иностранцам разрешается временное проживание.

Изъятия из принципа национального  режима в сфере регулирования  трудовых отношений содержатся в  различных законах, однако все они  базируются на общем Федеральном  законе 2002 г., закрепляющем правовой статус иностранцев в Российской Федерации, пришедшим на смену союзному Закону о правовом положении иностранных  граждан в СССР 1981 г.

 

3.  Особенности трудо-правового статуса иностранных граждан в РФ

 

Иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Исключением является привлечение  и использование работодателем  для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших  в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и  имеющих разрешение на работу. В таких случаях привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан осуществляется без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Информация о работе Особенности оформления трудовых отношений с иностранными гражданами