Понятие и правовые основы социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:39, контрольная работа

Описание

Основу правового обеспечения социального партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.19921, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2. Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК).

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 50.60 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Понятие и правовые основы социального  партнерства.

     Основу  правового обеспечения социального  партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и  соглашениях" от 11.03.19921, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2. Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК).

     Огромное  значение имеет Федеральный закон  от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"3 так как в нём обозначен состав, способ формирования, цели и права Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее РТК). Данный закон дополняют Федеральный Закон «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности»4 Федеральный закон от 01.05.1999 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"5 от 12 января 1996 года и Федеральный Закон «Об обьединениях работодателей» 6от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ

     Следует упомянуть Закон Казани «О социальном партнерстве в Татарстане» от 06.11.20037 так как данный закон регулирует осуществление социального партнёрства в Татарстане.

     В трудовом кодексе Российской Федерации  социальному партнёрству посвящен отдельный раздел в котором достаточно подробно описано осуществление  социального партнёрства. Трудовой кодекс Российской Федерации даёт следующее  определение социального партнерства: Социальное партнерство в сфере  труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений.

     В энциклопедии «Социальная политика»  под редакцией Н.А. Волгина и  Т.С. Сулимовой приводятся социальное партнёрство понимается как:

     - «система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально – трудовой сфере и урегулированию социально – трудовых конфликтов, которые неизбежны в процессе такого согласования»;

     - «система конструктивного урегулирования конфликтов в обществе; предполагает наличие обоснованных теоретических подходов, определённых практических форм взаимодействия и методов согласования интересов субъектов социального взаимодействия, обеспечивающих конструктивность их взаимоотношений, общественно – политическую и экономическую стабильность в стране, оптимального согласования интересов социальных слоёв общества». 8

     Объектами социального партнерства - являются реальное социально-экономическое  положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и  уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально  гарантированных способов получения  дохода, распределения общественного  богатства в соответствии с мерой  и качеством труда, как реально  осуществляемого в настоящий  момент, так и уже осуществленного  в прошлом. Социальное партнерство  связано с установлением и  воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы  социальных неравенств, обусловленных  разделением труда, различием места  и роли отдельных социальных групп  в общественном производстве и воспроизводстве.

     Предметом социального партнерства могут  быть отношения по поводу:

     • производства и воспроизводства  рабочей силы, трудовых ресурсов;

     • создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости  населения;

     • защиты трудовых прав граждан;

     • охраны труда, промышленной и экологической  безопасности.

     Другими словами, предметом социального  партнерства являются отношения  по поводу социального воспроизводства  населения в целом, образующих его  групп, а также воспроизводство  и развитие отдельной личности. 

     В самом общем виде социальное партнерство  в сфере труда понимается как  система взаимодействия основных агентов  рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства  при регулировании социально-трудовых отношений.

     Сегодня социальное партнерство выступает  как способ согласования интересов  различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

     Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный  процесс. Это отчасти объясняется  тем, что в Российской Федерации  законодательство о социальном партнерстве  создавалось практически «с чистого  листа».

     Реализация  экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства  в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Сейчас  уже никто не оспаривает, что система  социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и  поддержания оптимального баланса  интересов работодателей и работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Основные принципы в социальном партнерстве.

     Закрепление в статье 24 ТК РФ принципов социального  партнерства как основополагающих положений, определяющих характер и  общую направленность правового  регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального  диалога, - важный шаг в развитии законодательного регулирования системы  социального партнерства.

     Законодатель  в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации  труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в  национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так  и работодателями, право на ведение  коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет  переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями  работников своих прав.

     Прежде  всего это нормы: Конвенции №87 «О свободе ассоциации и защите права  на организацию» (1948), предусматривающей  возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции  №144 «О трехсторонних консультациях  для содействия применению международных  трудовых норм», предполагающие трехстороннее  сотрудничество между представителями  правительства, предпринимателей и  трудящихся; Рекомендации №129 «О связях на предприятии» (1967) и др9.

     Приведенные в статье 24 ТК РФ принципы соответствуют  целям и задачам социального  партнерства, способствуют его реализации, характеризуют самих социальных партнеров.

     Принцип равноправия сторон означает предоставление сторонам социального партнерства  равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования  социально-трудовых отношений. Стороны  несут и равную ответственность  за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.

     Любая сторона социального партнерства  может начать процедуру коллективных переговоров (статья 36 ТК РФ), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (статья 37 ТК РФ), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

     Закрепление этого принципа в ТК РФ представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие  демократическим принципам.

     Вступая в переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых  и есть во многом побудительная причина  для развития системы социального  партнерства.

     Сторона должна внимательно изучить позицию  партнера по переговорам для того, чтобы выявить точки соприкосновения  и найти основу для взаимоприемлемого  компромисса.

     Достичь договоренности можно только при  обоюдном желании прийти к согласию. Объединяющим фактором становится существование  и успешная деятельность самой организации. Работа в организации - источник средств  существования для работников. Успешное функционирование организации в  целом служит источником прибыли  для работодателя.

     Поэтому требования и работников, и работодателей (учредителей, участников, акционеров) должны быть сбалансированными. Работодатели обязаны заботиться о процветании  организации в целом, которое  невозможно, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями, сопротивляются внедрению новых технологий и  пр.

     Основой для заинтересованности сторон социального  партнерства в договорных отношениях на уровне выше организации являются экономический рост и социальная стабильность, необходимые для успешной реализации социально-экономических  реформ и повышения уровня жизни.

     Принцип законности в социальном партнерстве  реализуется в трех направлениях:

     1) при коллективно-договорном регулировании  социально-трудовых отношений сторонам  необходимо соблюдать требования  законов и иных нормативных  правовых актов (при этом законными  должны быть как требования  сторон, так и способы и процедуры  разрешения противоречий);

     2) представительные органы работников  и работодателей (то есть представители  сторон социального партнерства)  должны формироваться по правилам, устанавливаемым законодательством (их компетенция определяется законами, уставами, иными внутренними документами организаций и общественных объединений);

     3) процедуры коллективных переговоров  должны проводиться по правилам, определенным Трудовым кодексом  РФ, стороны могут принимать локальные  акты, уточняющие законодательство.

     Акты, принимаемые сторонами в переговорном процессе, также должны соответствовать  законодательству по форме и по существу.

     Социальное  партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства  – правила, которым должны следовать  в ходе своей деятельности стороны  социального партнерства.

     Согласно  ст. 24 ТК РФ основными принципами социального  партнерства являются:

     равноправие сторон;

     уважение  и учет интересов сторон;

     заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;

     содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической  основе;

     соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права;

     полномочность представителей сторон;

     свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

     добровольность  принятия сторонами на себя обязательств;

     реальность  обязательств, принимаемых на себя сторонами;

     обязательность  выполнения коллективных договоров, соглашений;

     контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

Информация о работе Понятие и правовые основы социального партнерства