Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:39, контрольная работа
Основу правового обеспечения социального партнёрства составляет Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11.03.19921, Федеральный закон от 23.11.1995 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2. Данными нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК).
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).
Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.
Обеспечению равноправия сторон социального партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,10 которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.
Равноправие
сторон социального партнерства
также достигается особой ролью
органов государственной
Принцип
уважения и учета интересов сторон
заключается в том, чтобы стороны
социального партнерства не следовали
слепо своим интересам
Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.
Принцип
содействия государства в укреплении
и развитии социального партнерства
на демократической основе говорит
о том, что государство не может
диктовать свою волю сторонам, а
должно быть одной из равноправных
сторон социального партнерства
и содействовать его
Соответствующие
органы государственной власти, как
правило, обеспечивают деятельность комиссий
по регулированию социально-
Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.
Принцип
соблюдения сторонами и их представителями
трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права
Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.12
Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.
Принцип
добровольности принятия сторонами
на себя обязательств говорит о том,
что никакие лица, в том числе
и государственные органы, не вправе
принудить к принятию решения, которые
принимаются в партнерском
В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.
Принцип
обязательности выполнения коллективных
договоров, соглашений основан на характеристике
коллективного договора, соглашения
как правовых актов, регулирующих социально-трудовые
отношения (устанавливающих общие
принципы регулирования социально-
Контроль
за выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений – один из способов,
обеспечивающих развитие отношений
социального партнерства. При надлежащей
организации контрольной
Принцип
ответственности сторон, их представителей
за невыполнение по их вине коллективного
договора, говорит о том, что стороны
должны понимать, что если они нарушают
договор, то их ждет юридическая ответственность,
установленная законом. За нарушение
трудового законодательства стороны
социального партнерства могут
быть привлечены к дисциплинарной и
административной ответственности. Согласно
статье 195, работодатель обязан рассмотреть
заявление представительного
Принципы
действуют на всех уровнях социального
партнерства, начиная уровнем Российской
Федерации, и заканчивая уровнем
каждой конкретной организации. Принципы
социального партнерства
Глава
3 Организационно-правовой
механизм социального
партнерства
2.1
Переговорный процесс
Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.
В
нормах Международной организации
труда коллективные переговоры рассматриваются
в качестве действия или процесса,
ведущего к заключению коллективного
соглашения определеного как «всякое
письменное соглашение относительно условий
труда и найма, заключаемое, с
одной стороны, между работодателем,
группой работодателей или
Коллективные
переговоры между работниками и
работодателями появились во второй
половине XIX века в промышленно развитых
странах для разрешения конфликтов.
Международная организация
В 1981 г. Международной организации труда приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам”17. комплекс мер по развитию социального партнерства, включающий основные принципы взаимоотношений сторон социального партнерства, уровни социального партнерства, формы социального партнерства и ответственность сторон. Ратифицирована 23 июня 2010 года
Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.
Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.
При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.
Коллективные
переговоры считаются оконченными
после подписания коллективного
договора, соглашения, протокола разногласий.
Подписание протокола разногласий
является началом коллективного
трудового спора. В коллективных
переговорах по заключению социально-партнерских
соглашений могут быть участниками
представители не только работников
(профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций),
но и соответствующих органов
исполнительной власти. Последние также
представляют третью сторону переговоров
например, по Федеральному (генеральному)
соглашению принимают на себя (от имени
данного органа власти) и некоторые
обязательства, хотя основная их роль
посредническая – помочь сторонам
– основным социальным партнерам, работникам
и работодателям достичь
2.2
Правовые акты
закрепления социального
партнёрства.
Формы
закрепления социального
Коллективный
договор – это правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения в
организации и заключаемый
Сторонами коллективного договора является коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов.
Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.
Информация о работе Понятие и правовые основы социального партнерства