Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа
Даная курсовая работа содержит совокупный анализ условий назначения пенсии по случаю потери кормильца, основанный на современном законодательстве в Российской Федерации. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………
Понятие пенсии по случаю потери кормильца……………………………………..
Категории граждан, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца……………………………………………………………………………..
Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ для оформления пенсии по случаю потери кормильца……………………………………………………………………………..
Структура и размер пенсии по случаю потери кормильца………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….
2
4
8
18
20
29
31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. |
2 4
8
18 20 29 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации1
Статья 7
Статья 39 ч. 1
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Провозглашенные Конституцией цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления2.
Всеобщая декларация прав человека3 в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Неслучайно поэтому статьей 25 названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам. Важно отметить, что в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера. Социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом4.
Основой международно-правового
регулирования в области
Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 12 Европейской социальной хартии5 и в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина6.
Отдельно хочется отметить акты, касающиеся темы курсовой работы:
Даная курсовая работа содержит совокупный анализ условий назначения пенсии по случаю потери кормильца, основанный на современном законодательстве в Российской Федерации. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими обеспечение граждан данным видом социального обеспечения являются:
ПОНЯТИЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служит для них постоянным и основным источником средств существования и была утрачена в связи с его смертью (безвестным отсутствием).
Главная особенность пенсии на случай потери кормильца заключается в том, что пенсионное обеспечение членов семьи во многом имеет произвольный характер от права на пенсию другого лица, которое является кормильцем. Смерть лишает семью умершего доходов от его профессиональной деятельности. В этом случае государство, проявляя гуманность, предоставляет помощь семье, которая из-за смерти кормильца потеряла средства для существования.
Понятие «пенсия по случаю
потери кормильца» является традиционным
в пенсионном законодательстве. Однако,
термин «потеря кормильца», который
мы видим в различных нормативных
актах по пенсионному обеспечению,
ни в одном из них не раскрывается,
в связи с чем, для упорядоченности
правового регулирования
Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:
При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случаях наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца на основании Закона № 166-ФЗ10. В этом отношении следует отметить, что поддержка сирот – это очень «чувствительная» область при общей оценке результативности системы социальной защиты. Представляется, что экономия средств пенсионного страхования, получаемая в ущерб детям, оставшимся без кормильца, и вдовам-инвалидам, вряд ли оправдывает выбранный российским законодательством негуманный подход11.
Пенсия назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем за 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией12. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно13.
Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором лицо приобрело трудоспособность либо истек срок инвалидности14. Восстановление пенсии возможно со сроков, предусмотренных подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона № 173-ФЗ, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено заявление со всеми необходимыми документами.
Во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на нее. Право на пенсию определяется на дату обращения за ней, а не на дату смерти кормильца15.
Так как понятие «кормилец» законодательством не установлено, то при решении этого вопроса территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются Семейным кодексом Российской Федерации16 (далее – СК РФ). Под потерей кормильца понимается его смерть, что должно быть подтверждено свидетельством о смерти, выданным органами записи актов гражданского состояния17.
При отсутствии свидетельства факт смерти может устанавливаться судом в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации18 (далее – ГК РФ). Согласно ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течении пяти лет. Если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, то этот срок сокращается до шести месяцев. К таким обстоятельствам относятся катастрофы, стихийные бедствия и т.п.
Специальный срок установлен для граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Для объявления такого лица умершим со дня окончания военных действий должно пройти не менее двух лет.
Днем смерти, считается день вступления в законную силу решения суда. Если речь идет о конкретной катастрофе, то суд может объявить днем смерти гражданина дату ее происшествия.
Помимо смерти, для приобретения права на пенсию юридическое значение имеет факт безвестного отсутствия кормильца. Суд может вынести соответствующее решение, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений началом исчисления срока, необходимого для принятия решения, считается первое число месяца, следующего за тем, в котором указанные сведения были получены, а при невозможности установить этот месяц – первое число следующего года.
Информация о работе Понятие пенсии по случаю потери кормильца