Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа
Одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры и соглашения, которые позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.
Правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений определяет ТК РБ.
1. Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения.……………….……………...….…….......3
2. Задача 1………………………………………………………………15
3. Задача 2..……………...…………………………………………..….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………19
1. Понятие,
стороны, содержание и порядок
заключения коллективного
Одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры и соглашения, которые позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.
Правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений определяет ТК РБ.
Трудовым кодексом РБ (далее - ТК) [1] определено понятие коллективного договора применительно к социально-экономическим условиям нашей страны. В ст.361 ТК РБ [1] содержится определение коллективного договора как локального нормативного акта, регулирующего трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Локальный нормативный акт - это акт, принимаемый в установленном порядке непосредственно в организации и содержащий «местные» нормы права, т.е. нормы, применяемые у конкретного нанимателя. Локальные нормативные акты могут приниматься нанимателем самостоятельно или с участием (по согласованию, совместно) профсоюзов (иной общественной организации). К локальным нормативным актам, кроме коллективного договора, относятся: правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции работников, графики работ (сменности), графики отпусков, положения и инструкции по охране труда и техники безопасности (ст.194 ТК); положения о формах, системах и размерах оплаты труда (ст.63 ТК) и т.д.
При разработке, обсуждении коллективного договора стороны обязаны максимально точно и полно определять условия осуществления трудовой деятельности у данного нанимателя.
Коллективный договор, являясь
важнейшим локальным
Во-вторых, коллективный договор является морально-политическим актом, поскольку определяет такие условия поведения сторон морально-политического характера, как, например, привлечение работников к активному участию в управлении организаций и т.д.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. [9, c. 67]
Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.
Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.
В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома.
Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.
Наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником [7].
Ст. 364 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] определяет содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаях.
Статьей 364 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] определен примерный перечень положений, который может содержать коллективный договор. Так, коллективный договор может содержать положения об (о):
Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.
Аналог этого примерного
перечня позволяет сделать
По характеру все условия могут быть разделены на три вида:
нормативные - закрепляют
нормы централизованного
обязательственные - не носят общего характера, а предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников. Эти условия действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;
организационные - о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п. [9, с.78].
Коллективный договор,
стороной которого в организации
выступает соответствующий
В некоторых организациях часть работников не являются членами профсоюза или может быть не один профсоюз. Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме, а также при условии согласия сторон, подписавших данный договор (данное условие необходимо включить в коллективный договор).
Статья 358 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] дает определение соглашения. Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
В зависимости от сферы
регулирования социально-
1. Генеральные—заключенные на республиканском уровне.
2. Тарифные—заключенные на отраслевом уровне.
3. Местные—заключенные на определенной территории.
В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашения:
- двусторонние;
- трехсторонние;
Третья сторона—орган государственного управления, если он не является нанимателем.
Количество участников определяется соглашением сторон (часть 2 статья 359 ТК РБ [1])
Участники соглашений определяются уровнем заключенных соглашений (часть 2 статья 359 ТК РБ [1]):
1. Генеральное соглашение—
2. Тарифные соглашения—
3. Местные соглашения—профсоюзы
или их объединения, местные
исполнительные и
Содержание соглашений согласно ст. 360 ТК определяется сторонами в пределах их компетенции.
Генеральное соглашение может содержать положения о (об):
1) развитии социального
партнерства и сотрудничества, содействии
заключению коллективных
2) основных критериях
жизненного уровня работников
и членов их семей, в том
числе минимальном
3) заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
4) обеспечении занятости;
5) охране труда и окружающей среды;
6) иных трудовых и
социально-экономических
Содержание Генерального соглашения следует разграничивать с его структурой. Структура представляет собой деление Генерального соглашения на преамбулу, главы, пункты и т.д. В свою очередь содержание социально-партнерского соглашения (в том числе и Генерального) составляют нормативные, обязательственные, организационные и информационные положения, именуемые также условиями.
Часть 3 ст. 360 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет содержание тарифных и местных соглашений [1]. В тарифные и местные соглашения включаются не только социально-трудовые гарантии и преимущества, не исчерпывают собой всего содержания данных нормативных соглашений. Тарифные и местные соглашения могут содержать и иные положения (нормативные, информационные, организационные и обязательственные), которые улучшают правовое положение работников, не противоречат законодательству и учитывают положения Генерального соглашения.