Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа
Одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры и соглашения, которые позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.
Правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений определяет ТК РБ.
1. Понятие, стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, соглашения.……………….……………...….…….......3
2. Задача 1………………………………………………………………15
3. Задача 2..……………...…………………………………………..….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………19
Согласно данной статьи
социально-трудовые гарантии и преимущества
устанавливаются для
Направление политики в области труда инвестиционной активности, в области приватизации и реформирования. В области укрепления финансового положения организаций.
Социально-трудовые гарантии и преимущества предоставляются в зависимости от особенностей отрасли или региона, что подразумевает учет сторонами тарифного или местного соглашения конкретных местных условий (финансовых, организационных и т.д.). Например, предусматривая обязательства по росту заработной платы работников в конкретном регионе, следует учитывать соотношение средней заработной платы в целом по республике и в данной области, районе, городе; экономическое положение градообразующих предприятий и другие факторы [11, с.53].
Перечень вопросов, по
которым в тарифных и местных
соглашениях устанавливаются
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени. Изменения и дополнения вносятся в соглашения в том же порядке, который установлен для его заключения.
На основании ст. 366 Трудового кодекса коллективный договор, соглашение заключаются в письменной форме с последующей его регистрацией [1]. Нотариального удостоверения при заключении коллективного договора, соглашения не требуется. В коллективном договоре подписывается каждая страница уполномоченными представителями от каждой из сторон. По сложившейся практике каждая страница приложений к коллективному договору, как правило, не подписывается, подпись ставится лишь в таких реквизитах, как «Утверждаю» — уполномоченным должностным лицом нанимателя и «Согласовано» — уполномоченным представителей от профсоюза.
После заключения коллективный
договор, соглашение подлежат регистрации
в соответствующем
Завершающей стадией заключения коллективного договора, соглашения является его подписание.
Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] коллективный договор, соглашение подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания (конференции) со стороны нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профкома.
В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.
Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] коллективный договор, соглашение вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации или переизбрании председателя профсоюзной организации. Данные положения в законодательстве прямо не закреплены, но вытекают из систематического толкования норм Трудового кодекса Республики Беларусь (ст. 1, 36, 359, 363). Действительно, при изменении наименования организации, смене его руководителя, переизбрании председателя профсоюза (профсоюзного комитета) статус юридического лица не меняется, следовательно, не изменяются ни сторона коллективного договора, ни его содержание. В этих случаях нет оснований для изменения коллективного договора.
Коллективные переговоры
между нанимателем и
После обсуждения комиссия дорабатывает проект с учетом поступивших замечаний, предложений и дополнений, и доработанный проект выносится на обсуждение и утверждение общего собрания или конференции трудового коллектива. Процедура созыва общего собрания (конференции) и условия его полномочности должны решаться комиссией по ведению переговоров, которая и должна созвать собрание (конференцию).
Например, в законодательстве
некоторых стран СНГ
Коллективный договор подписывают, как правило, со стороны нанимателя руководитель организации (обособленного подразделения), а со стороны работников — председатель профсоюзного комитета. Подписи могут скрепляться печатью. Только в Трудовом кодексе Республики Беларусь, единственном из всех коллективов стран СНГ, установлено, что представителями сторон подписывается каждая страница коллективного договора, соглашения [6, с.1162].
Регистрация коллективных договоров, соглашений в Республике Беларусь носит уведомительный характер, ввиду того, что коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами (часть 2 статья 367 Трудового кодекса Республики Беларусь [1]). В законодательстве нет основания признания коллективного договора (соглашения) недействительным, если он не был зарегистрирован.
Регистрацию генерального и тарифного соглашений осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; регистрацию местных соглашений - комитеты (управления, отделы) по труду, занятости и социальной защиты, сформированные в исполкомах соответствующего уровня и местных администрациях.
Коллективные договоры (соглашения), зарегистрированные в установленном порядке, хранятся в течение пяти лет по истечении срока их действия.
В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя.
В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь [1] и Рекомендациями о порядке регистрации коллективных договоров и соглашений [7] для регистрации коллективного договора наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:
заявление в письменной форме с просьбой о регистрации с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации, в том числе профсоюзной организации; наименования вышестоящего профсоюзного органа;
коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;
копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.
Все необходимые для
регистрации документы
Практика выявила многочисленные факты представления на регистрацию документов профсоюзами как более заинтересованной стороной.
Изменения и дополнения в коллективный договор, соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372 [1]), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему должны вноситься после принятия на собрании (конференции).
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства. Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.
Таким образом, коллективный договор, соглашение позволяют устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые Нанимателем.
Задача 1
У Бондаревой, зарегистрированной в качестве безработной и получающей пособие по безработице, родился сын. Она обратилась в орган по труду, занятости и социальной защите с просьбой увеличить ей размер пособия по безработице.
Будет ли увеличен Бондаревой размер пособия по безработице?
Решение
Для решения данного вопроса обратимся к статье 25 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. № 125-З [3], которая гласит, что снятие с учета безработных производится, в случае если гражданин, осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» [2], пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет женщинам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных назначается со дня, следующего за днём окончания периода, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.
Согласно статье 24 части 14 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» [2], безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов. Таким образом, действия Бондаревой по обращению в орган по труду, занятости и социальной защите с просьбой увеличить ей размер пособия по безработице в связи с рождением ребенка – правомерно
Следует отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 25 данного Закона Бондаревой выплата пособия по безработице производится не будет в период выплаты пособия по беременности и родам. Этот период не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его. Бондарева подлежит снятию с учёта безработных со дня, следующего за днём окончания периода, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.
Задача 2
Волгин работал в организации инженером отдела материально-технического снабжения.
1 февраля 2007 г. он без уважительных причин опоздал на работу на 45 минут, за что приказом от 14 февраля 2007 г. ему объявлен выговор. 22 ноября 2007 г. Волгин без уважительных причин отказался от выезда в командировку в г. Гомель, за что ему приказом от 25 ноября 2007 г. объявлен выговор. 3 марта 2008 г. Волгин в нарушение своей должностной инструкции не обеспечил поступление на предприятие комплектующих деталей № 2354/6, чем сорвал работу цеха сборки. Приказом от 18 марта 2008 г. Волгин уволен за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка по п. 4 ст. 42 ТК.
Считая увольнение незаконным, так как, по его мнению, наниматель не должен был учитывать дисциплинарное взыскание, наложенное 14 февраля 2007 г., поскольку оно утратило силу в связи с истечением годичного срока со дня его наложения, Волгин просил восстановить его на прежнее место работы и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, а также материальное возмещение морального вреда.
Какое решение примет суд?
Решение
При принятии правомерного решения суд должен обратиться к Трудовому кодексу Республики Беларусь [1] и к Постановлению Пленума Верховного суда от 29 марта 2001 г. № 2 [4].
Часть 3 статьи 198 Трудового кодекса Республики Беларусь [4] гласит, что право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
Статья 199 «Порядок применения дисциплинарных взысканий» [1] гласит, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Таким образом, наниматель в случае с Волгиным не нарушил порядок применения дисциплинарных взысканий.