Правоотношени в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Как известно вне правоотношений общественные связи не существуют. Нормы морали, обычаи могут лишь дополнять правовое регулирование, основная же форма существования рассматриваемых отношений - правовая. Содержание одних правовых норм, рассматриваемых вне правоотношения, не дает полного представления о правовом регулировании. Только правоотношения являют собой реальную модель воздействия норм на общественные отношения, связывая все их элементы. При этом важно помнить, что основаниями возникновения, изменения и прекращения всех правоотношений являются юридические факты. Более четкими, привязанными к определенным юридическим фактам предстает в правоотношении и его содержание. Именно юридический характер этих отношений дает возможность сторонам требовать друг от друга должного поведения в процессе реализации субъективных прав, опираясь в необходимых случаях на аппарат государственного принуждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА. 3
2. ТРУДОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ. 6
2.1. Понятие трудового правоотношения. 6
2.2. Содержание трудового правоотношения. 8
2.3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. 12
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ). 17
3.1. Организационно-управленческие отношения в сфере труда. 17
3.2. Социально-экономические отношения в сфере трудового права. 18
3.3. Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях. 19
3.4. Отношения по трудоустройству. 20
3.5. Отношения ответственности сторон трудового договора. 23
3.6. Отношения по рассмотрению трудовых споров. 24
3.7. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 30

Работа состоит из  1 файл

ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА.docx

— 44.23 Кб (Скачать документ)

своевременное обеспечение  технической документацией; 

надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых  для выполнения работы, и их своевременная  подача; 

своевременное снабжение  производства электроэнергией, газом  и иными источниками энергопитания; 

безопасные и здоровые условия (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое  освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучения, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и  т.д.) 

В уставах и положениях организаций, коллективных договорах  и соглашениях, а также в трудовых договорах могут быть закреплены и иные обязанности администрации.

2.3. Основания возникновения,  изменения и прекращения трудовых  правоотношений. 

Обстоятельства с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, и в том числе трудовых, называются юридическими фактами (или основаниями их возникновения, изменения или прекращения). Так, основанием возникновения трудового правоотношения является обычно трудовой договор, двусторонний акт - соглашение одной стороны поступить на работу, а другой - принять этого работника. 

Но могут быть случая, когда трудовое правоотношение возникает из сложного юридического акта (фактического состава), включающего, кроме трудового договора, еще  и административно-правовой акт - акт органа государственного управления о направлении на работу, например, на основе квотирования (Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утверждены постановлением Министерства труда РФ от 6 февраля 1995 г.) Бюллетень Министерства труда РФ, 1995. № 3. С. 11. 

В настоящее время  решение вопроса о способе, которым  поручается работа в должности руководителя организации), едприятия, учреждения), зависит, как правило, от формы собственности, на базе которой она создана. Так, в акционерных обществах трудовые отношения с единоличным исполнительным органом общества, а также с каждым из членов коллегиального исполнительного органа общества заключаются после избрания их общем собранием. Федеральный закон «Об акционерных обществах» ст. 67. 

Но и в организации  с государственной или муниципальной  формой собственности специальными нормативными актами может устанавливаться  конкурсный отбор работников, предполагающий их избрание на должность. Так, с лицом, избранным по конкурсу ученым советом  в вузе, руководитель (ректор) от имени  вуза (факультета) заключает трудовой договор при условии, что ранее  был издан соответствующий приказ (акт управления) об утверждении  решения совета и о конкурсном избрании лица. Таким образом, в фактический  состав, порождающий трудовое правоотношение, входят следующие факты: 

а) конкурс, завершаемый  решением ученого совета об избрании претендента, т.е. акт избрания; 

б) приказ руководителя об утверждении ученого совета, которому придана юридическая сила; 

в) заключение трудового  договора с избранным, в котором  по соглашению сторон определяются условия  работы. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» п. 2, ст. 67.//СЗ РФ, 1996. № 35. Ст. 4135. 

Для замещения некоторых  должностей государственной службы также установлен конкурсный отбор. 

Поступлению на отдельные  вакантные государственные должности  государственной службы предшествует конкурс, проводимый соответствующей  конкурсной (государственной) комиссией. По решению которой с лицом, избранной по конкурсу, заключается трудовой договор. Здесь также налицо решение конкурсной комиссии, акт назначения на должность на основании решения о конкурсе и трудовой договор. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» ст. 17.//СЗ РФ. 1996. №18. Ст. 2115. 
 

Для некоторых руководящих  работников государственных предприятий  и учреждений, входящих в номенклатуру вышестоящего органа управления, установлен порядок утверждения в должности  этим органом. Таким образом, и здесь  трудовые правоотношения возникают  из двух актов: трудового договора и  административного трудового акта. 

Юридические факты, с которыми связано изменение  трудовых отношений, обязательно включают соглашение сторон, а точнее, если инициатива исходит от администрации, то в преобладающем  большинстве случаев требуется  согласие работника (исключение составляет лишь перевод на другую работу в связи с производственной необходимостью и простоем). Если инициатива исходит от работника, то соответственно требуется согласие администрации, за исключением нескольких случаев, когда требования работника должны удовлетворяться, безусловно (для беременной женщины в соответствии с медицинским заключением, а также для женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, при невозможности выполнения прежней работы - ст. 164 КЗоТ РФ). 

Основанием прекращения  трудовых правоотношений может служить  как соглашение сторон, так и одностороннее  волеизъявление каждой из них. Однако если для работника никаких юридических фактов не требуется), ключение составляет заключение договора на определенный срок), то для администрации установлен четкий перечень оснований, при наличии которых трудовые отношения могут быть прекращены. Основанием прекращения могут быть и отдельные юридические факты, когда инициатива расторжения принадлежит так называемому третьему лицу, не являющемуся стороной трудового правоотношения. Это призыв или поступление на военную службу, вынесение приговора судом, если уголовная санкция исключает возможность продолжения работы, и требования профсоюзного органа (не ниже районного уровня) в отношении некоторых руководящих работников с целью защиты интересов трудового коллектива данного предприятия или учреждения (п. 3, 7 ст. 29, ст. 37 КЗоТ РФ).

3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО  СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ).

3.1. Организационно-управленческие  отношения в сфере труда.

Эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной  стороны, и трудовым коллективом (или  органом, его представляющим) - с  другой.

Содержание этих отношений существенно влияет на объем правомочий и обязанностей сторон основного трудового правоотношения, ибо определяет характер условий  труда, организацию его оплаты и  другие вопросы, затрагивающие интересы работников данного предприятия, учреждения, организации. Конкретным носителем  соответствующих обязанностей в  большинстве случаев выступает  администрация, хотя и трудовой коллектив  может принять на себя определенные обязанности - обычно они носят дополнительный характер по отношению к тем, что установлены законом (например, сокращение срока для выполнения производственных заданий и т.д.).

Правовым основанием (юридическим фактом) возникновения  организационно-управленческих отношений  наряду с нормативными актами, принятыми  в централизованном порядке, является коллективный договор. Правовым основанием могут служить и другие локальные  акты - правила внутреннего трудового  распорядка, положения о премировании и др. Но в любом случае эти  отношения являются «внутренними», так как возникают в рамках предприятий, учреждений, организаций.

Значение организационно-управленческих отношений, существующих наряду с трудовыми, в условиях перехода к рыночной экономике увеличивается, т.к. локальному регулированию в настоящее время отводится более важная роль, чем в прежние годы.

3.2. Социально-экономические  отношения в сфере трудового  права.

Кроме организационно-управленческих в предмет трудового права входят социально-экономические отношения. Первые, как было отмечено выше, тоже могут носить социально-экономический характер. Но они являются «внутренними».

Выделение социально-экономические  отношения в особый вид трудовых отношений обусловлено тем, что  они складываются между субъектами, находящимися за пределами предприятий, учреждений, организаций, и именно это  определяет их содержание, служащее основой  для локальных актов, что в  свою очередь, предполагает их отдельное  рассмотрение.

Эти отношения в  качестве правовых появились сравнительно недавно в связи с закреплением в праве такого источника, каким являются указанные соглашения. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изм. И доп. От 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.

3.3. Отношения по  профессиональной подготовке и  повышению квалификации непосредственно  на предприятиях.

Эти отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми. Их цель - подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве (индивидуального или группового либо повышения квалификации). Содержание этих отношений - не только труд, а главным образом обучение по определенной специальности или квалификации в процессе труда, а также повышение профессионального мастерства.

Возникают рассматриваемые  отношения на основе специального срочного договора, заключаемого либо между  еще не работающим гражданином, либо работником, с одной стороны, и  работодателем - с другой. Основанием их возникновения могут быть и  особые условия, включенные в трудовой договор (контракт) о прохождении  учебы и приобретении соответствующей  профессии или повышения квалификации на предприятии. Эти условия (или  отдельный договор об ученичестве), не могут не отразиться на содержании правоотношения, которое включает в  связи с этим дополнительные права  и обязанности, как для работника, так и для администрации.

После прохождения  обучения ученик сдает квалификационные экзамены и становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же он уже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудового договора, его  содержание.

3.4. Отношения по  трудоустройству.

Отношения по трудоустройству  возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:

а) отношения гражданина и органа по трудоустройству - службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;

б) отношения службы занятости и организации, в которую  направляется трудоустраиваемый;

в) отношения между  трудоустраиваемым и организацией, которая должна принять его на работу.

Возложение государством на службу занятости юридической  обязанности устройства на работу в  ярде случаев заменяется функцией выполнения ею посреднических услуг. В ст. 26 Закона о занятости населения сказано, что работодатель имеет право  принимать на работу граждан, непосредственно  обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление  службы занятости. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. Возможность непринятия на работу организацией направленного службой занятости  превращает отношения между службой  занятости и организацией из правовых в такие, где юридическая обязанность принять на работу заменяется возможностью усмотрения администрации, и отношение между службой занятости и организацией трансформируется. Правовая обязанность остается лишь в отношении определенной, прями указанной в законе категории лиц, особенно нуждающихся в социальной защите.

В ст. 13 Закона о занятости  они перечислены. Это молодежь, одинокие и многодетные родители и некоторые  другие. Места для них квотируются  за счет средств местных. Органов  власти, специально выделяемых на эти  цели. Трудоустройство этих категорий  граждан гарантируется обязательным принятием их на работу. В отношении  остальных граждан гарантии выражаются в несколько опосредованной форме - в виде выплаты пособия по безработице  в случае невозможного трудоустройства. Эти особого рода меры защиты также  придают рассматриваемым отношениям правовой характер.

Принятое в развитие Закона о занятости населения  постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок  регистрации безработных граждан. В нем с учетом складывающейся практики детализированы варианты правоотношений, возникающих между обратившимися  в службу занятости и этими  органами. Российская газета. 1997. 15 мая. В зависимости от намерения гражданина предусмотрено четыре различных  вида регистрации:

Первичная регистрация  безработных граждан, когда обратившийся рассчитывает только на получение необходимой информации по поводу трудоустройства;

Регистрация безработных  в целях поиска работы, когда гражданин  намерен получить направление от службы занятости в ту или иную организацию для устройства на подходящую работу;

Регистрация граждан  в качестве безработных. Безработными признаются граждане, которые трудоспособные, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях получения подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы;

Перерегистрация безработных  граждан.

Порядок регистрации  фиксирует и тех, кто не может  быть признан безработным. Это, в  частности, граждане, отказавшиеся в  течение 10 дней со дня их регистрации  в целях поиска подходящей работы от двух ее вариантов.

Как видно, каждому  виду регистрации соответствует  определенная цель гражданина и его  субъективное право требовать от службы занятости определенной услуги или гарантии, а служба занятости  должна выполнить корреспондирующую  этому праву обязанность.

3.5. Отношения ответственности  сторон трудового договора.

ПРИ нарушении своих  трудовых обязанностей субъекты трудового  правоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную  ответственность в зависимости  от характера совершенного правонарушения. Административные и уголовно-правовые отношения возникают у них  с соответствующими органами государства  и являются предметом других отраслей права. Совершение же дисциплинарного  проступка работником или имущественного правонарушения каждой из сторон трудового  договора влечет за собой применение санкций, содержащихся в трудовом законодательстве. Это может быть причинение как  ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровью работника или нарушение иных его имущественных интересов. Выделение  этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных  от них базируется на общем делении  правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Охранительные возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут.

Информация о работе Правоотношени в сфере труда