Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа
Как известно вне правоотношений общественные связи не существуют. Нормы морали, обычаи могут лишь дополнять правовое регулирование, основная же форма существования рассматриваемых отношений - правовая. Содержание одних правовых норм, рассматриваемых вне правоотношения, не дает полного представления о правовом регулировании. Только правоотношения являют собой реальную модель воздействия норм на общественные отношения, связывая все их элементы. При этом важно помнить, что основаниями возникновения, изменения и прекращения всех правоотношений являются юридические факты. Более четкими, привязанными к определенным юридическим фактам предстает в правоотношении и его содержание. Именно юридический характер этих отношений дает возможность сторонам требовать друг от друга должного поведения в процессе реализации субъективных прав, опираясь в необходимых случаях на аппарат государственного принуждения.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА. 3
2. ТРУДОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ. 6
2.1. Понятие трудового правоотношения. 6
2.2. Содержание трудового правоотношения. 8
2.3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. 12
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ). 17
3.1. Организационно-управленческие отношения в сфере труда. 17
3.2. Социально-экономические отношения в сфере трудового права. 18
3.3. Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях. 19
3.4. Отношения по трудоустройству. 20
3.5. Отношения ответственности сторон трудового договора. 23
3.6. Отношения по рассмотрению трудовых споров. 24
3.7. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 30
своевременное обеспечение
технической документацией;
надлежащее качество
материалов и инструментов, необходимых
для выполнения работы, и их своевременная
подача;
своевременное снабжение
производства электроэнергией, газом
и иными источниками
безопасные и здоровые
условия (соблюдение правил и норм по
технике безопасности, необходимое
освещение, отопление, вентиляция, устранение
вредных последствий шума, излучения,
вибрации и других факторов, отрицательно
влияющих на здоровье работников, и
т.д.)
В уставах и положениях организаций, коллективных договорах и соглашениях, а также в трудовых договорах могут быть закреплены и иные обязанности администрации.
2.3. Основания возникновения,
изменения и прекращения
Обстоятельства с которыми
законодательство связывает возникновение,
изменение или прекращение правоотношений,
и в том числе трудовых, называются юридическими
фактами (или основаниями их возникновения,
изменения или прекращения). Так, основанием
возникновения трудового правоотношения
является обычно трудовой договор, двусторонний
акт - соглашение одной стороны поступить
на работу, а другой - принять этого работника.
Но могут быть
случая, когда трудовое правоотношение
возникает из сложного юридического
акта (фактического состава), включающего,
кроме трудового договора, еще
и административно-правовой акт - акт
органа государственного управления о
направлении на работу, например, на основе
квотирования (Рекомендации по квотированию
рабочих мест на предприятиях, в учреждениях,
организациях для лиц, особо нуждающихся
в социальной защите, утверждены постановлением
Министерства труда РФ от 6 февраля 1995
г.) Бюллетень Министерства труда РФ, 1995.
№ 3. С. 11.
В настоящее время
решение вопроса о способе, которым
поручается работа в должности руководителя
организации), едприятия, учреждения),
зависит, как правило, от формы собственности,
на базе которой она создана. Так, в акционерных
обществах трудовые отношения с единоличным
исполнительным органом общества, а также
с каждым из членов коллегиального исполнительного
органа общества заключаются после избрания
их общем собранием. Федеральный закон
«Об акционерных обществах» ст. 67.
Но и в организации
с государственной или
а) конкурс, завершаемый
решением ученого совета об избрании
претендента, т.е. акт избрания;
б) приказ руководителя
об утверждении ученого совета, которому
придана юридическая сила;
в) заключение трудового
договора с избранным, в котором
по соглашению сторон определяются условия
работы. Федеральный закон от 22 августа
1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» п. 2, ст. 67.//СЗ РФ, 1996. № 35.
Ст. 4135.
Для замещения некоторых
должностей государственной службы
также установлен конкурсный отбор.
Поступлению на отдельные
вакантные государственные
Для некоторых руководящих
работников государственных предприятий
и учреждений, входящих в номенклатуру
вышестоящего органа управления, установлен
порядок утверждения в
Юридические факты,
с которыми связано изменение
трудовых отношений, обязательно включают
соглашение сторон, а точнее, если инициатива
исходит от администрации, то в преобладающем
большинстве случаев требуется
согласие работника (исключение составляет
лишь перевод на другую работу в связи
с производственной необходимостью и
простоем). Если инициатива исходит от
работника, то соответственно требуется
согласие администрации, за исключением
нескольких случаев, когда требования
работника должны удовлетворяться, безусловно
(для беременной женщины в соответствии
с медицинским заключением, а также для
женщины, имеющей ребенка в возрасте до
полутора лет, при невозможности выполнения
прежней работы - ст. 164 КЗоТ РФ).
Основанием прекращения трудовых правоотношений может служить как соглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление каждой из них. Однако если для работника никаких юридических фактов не требуется), ключение составляет заключение договора на определенный срок), то для администрации установлен четкий перечень оснований, при наличии которых трудовые отношения могут быть прекращены. Основанием прекращения могут быть и отдельные юридические факты, когда инициатива расторжения принадлежит так называемому третьему лицу, не являющемуся стороной трудового правоотношения. Это призыв или поступление на военную службу, вынесение приговора судом, если уголовная санкция исключает возможность продолжения работы, и требования профсоюзного органа (не ниже районного уровня) в отношении некоторых руководящих работников с целью защиты интересов трудового коллектива данного предприятия или учреждения (п. 3, 7 ст. 29, ст. 37 КЗоТ РФ).
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ).
3.1. Организационно-управленческие отношения в сфере труда.
Эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны, и трудовым коллективом (или органом, его представляющим) - с другой.
Содержание этих
отношений существенно влияет на
объем правомочий и обязанностей
сторон основного трудового
Правовым основанием (юридическим фактом) возникновения организационно-управленческих отношений наряду с нормативными актами, принятыми в централизованном порядке, является коллективный договор. Правовым основанием могут служить и другие локальные акты - правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и др. Но в любом случае эти отношения являются «внутренними», так как возникают в рамках предприятий, учреждений, организаций.
Значение организационно-
3.2. Социально-экономические отношения в сфере трудового права.
Кроме организационно-управленческих в предмет трудового права входят социально-экономические отношения. Первые, как было отмечено выше, тоже могут носить социально-экономический характер. Но они являются «внутренними».
Выделение социально-экономические отношения в особый вид трудовых отношений обусловлено тем, что они складываются между субъектами, находящимися за пределами предприятий, учреждений, организаций, и именно это определяет их содержание, служащее основой для локальных актов, что в свою очередь, предполагает их отдельное рассмотрение.
Эти отношения в качестве правовых появились сравнительно недавно в связи с закреплением в праве такого источника, каким являются указанные соглашения. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изм. И доп. От 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.
3.3. Отношения по
профессиональной подготовке и
повышению квалификации
Эти отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми. Их цель - подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве (индивидуального или группового либо повышения квалификации). Содержание этих отношений - не только труд, а главным образом обучение по определенной специальности или квалификации в процессе труда, а также повышение профессионального мастерства.
Возникают рассматриваемые
отношения на основе специального срочного
договора, заключаемого либо между
еще не работающим гражданином, либо
работником, с одной стороны, и
работодателем - с другой. Основанием
их возникновения могут быть и
особые условия, включенные в трудовой
договор (контракт) о прохождении
учебы и приобретении соответствующей
профессии или повышения
После прохождения обучения ученик сдает квалификационные экзамены и становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же он уже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудового договора, его содержание.
3.4. Отношения по трудоустройству.
Отношения по трудоустройству возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:
а) отношения гражданина и органа по трудоустройству - службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;
б) отношения службы занятости и организации, в которую направляется трудоустраиваемый;
в) отношения между
трудоустраиваемым и
Возложение государством
на службу занятости юридической
обязанности устройства на работу в
ярде случаев заменяется функцией выполнения
ею посреднических услуг. В ст. 26 Закона
о занятости населения сказано,
что работодатель имеет право
принимать на работу граждан, непосредственно
обратившихся к нему, на равных основаниях
с гражданами, имеющими направление
службы занятости. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
Возможность непринятия на работу организацией
направленного службой
В ст. 13 Закона о занятости
они перечислены. Это молодежь, одинокие
и многодетные родители и некоторые
другие. Места для них квотируются
за счет средств местных. Органов
власти, специально выделяемых на эти
цели. Трудоустройство этих категорий
граждан гарантируется
Принятое в развитие
Закона о занятости населения
постановление Правительства РФ
от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок
регистрации безработных
Первичная регистрация безработных граждан, когда обратившийся рассчитывает только на получение необходимой информации по поводу трудоустройства;
Регистрация безработных в целях поиска работы, когда гражданин намерен получить направление от службы занятости в ту или иную организацию для устройства на подходящую работу;
Регистрация граждан в качестве безработных. Безработными признаются граждане, которые трудоспособные, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях получения подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы;
Перерегистрация безработных граждан.
Порядок регистрации фиксирует и тех, кто не может быть признан безработным. Это, в частности, граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух ее вариантов.
Как видно, каждому виду регистрации соответствует определенная цель гражданина и его субъективное право требовать от службы занятости определенной услуги или гарантии, а служба занятости должна выполнить корреспондирующую этому праву обязанность.
3.5. Отношения ответственности сторон трудового договора.
ПРИ нарушении своих трудовых обязанностей субъекты трудового правоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в зависимости от характера совершенного правонарушения. Административные и уголовно-правовые отношения возникают у них с соответствующими органами государства и являются предметом других отраслей права. Совершение же дисциплинарного проступка работником или имущественного правонарушения каждой из сторон трудового договора влечет за собой применение санкций, содержащихся в трудовом законодательстве. Это может быть причинение как ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровью работника или нарушение иных его имущественных интересов. Выделение этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них базируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Охранительные возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут.