Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:24, контрольная работа

Описание

В настоящее время практически не ставится под сомнение целесообразность создания эффективного функционирования системы социального партнерства в целях регулирования социально-трудовых отношений.

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Целью данной работы является изучение форм социального партнерства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие социального партнерства 4
2. Коллективные переговоры как форма социального партнерства 5
3. Участие работников в управлении организацией и разрешении трудовых споров 8
5. Особые формы социального партнерства на предприятиях 10
6. Развитие социального партнерства в Ярославской области 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

соц_партнерство.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Практика  последних лет показывает, что  одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание социального мира, основанного на взаимном уважении сторон, учете взаимных интересов, поиске компромиссных решений и взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Наиболее эффективным способом достижения оптимального баланса интересов является система социального партнерства в сфере труда.

      В самом общем виде социальное партнерство  в сфере труда понимается как  система взаимодействия основных агентов  рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

      Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически«с чистого листа».

      В настоящее время практически  не ставится под сомнение целесообразность создания эффективного функционирования системы социального партнерства в целях регулирования социально-трудовых отношений.

      Реализация  экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

      Целью данной работы является изучение форм социального партнерства. 
 
 
 
 

1. Понятие социального  партнерства

 

      В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство – это  система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного госудкарством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли госудаоства, которое может участвовать в переговорном провцессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.

      Сегодня социальное партнерство в России выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. То есть в диалог вступают стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли, и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

      Для предотвращения таких негативных явлений  существуют различные формы социального  партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).

      Коллективно-договорное регулирование играет наиболее заметную роль в системе социального партнерства. Именно путем коллективно-договорного  регулирования конкретизируются, уточняются централизованно установленные нормы, что позволяет максимально учесть интересы работников организаций, а в конечном итоге добиться наибольшей эффективности трудового законодательства.

    2. Коллективные переговоры как форма социального партнерства

 

      Коллективные  переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают основной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования.

      Указанная форма социального партнерства  направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны - на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда.

      Представители работников и работодателей участвуют  в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

      Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

      Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

      При наличии в организации двух или  более первичных профсоюзных  организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

      Согласно Трудовому кодексу РФ право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

      Стороны должны предоставлять друг другу  не позднее двух недель со дня получения  соответствующего запроса имеющуюся  у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

      Если  в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

      Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

      Все затраты, связанные с участием в  коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

      На  некоторых преприятиях разрабатываются  правовые документы ведения переговоров. Так, например, кампания по заключению коллективного договора на предприятии ОАО “Уралкалий” ведется на основании разработанного и утвержденного Советом директоров положения “О порядке ведения переговоров и заключения коллективного договора”. В документе четко оговариваются сроки колдоговорной кампании, сроки составления отчета по выполнению действующего колдоговора, сроки сбора предложений от работников предприятия, состав согласительной комиссии, ответственные за составление разделов колдоговора. Профсоюзные лидеры и руководители данного предприятия отмечали, что данное положение является для них основным документом, регулирующим социальный диалог в рамках предприятия.

      Как правило, переговорные процессы по заключению коллективных договоров и соглашений проходят в условиях жесткого противостояния со стороны работодателей. Руководители предприятий не желают обременять себя дополнительными обязательствами перед работниками, ссылаясь на экономические трудности. Профсоюзы не используют своих прав на инициирование переговоров по разработке и заключению коллективных договоров, не всегда готовы, аргументировано выдвигать свои требования.

      К проблемам организации переговорного  процесса на крупных предприятиях можно отнести следующее. Во-первых, привлечение начальников цехов и отделов, мастеров участков в качестве посредников сбора предложений по разработке коллективного договора. Такая практика может быть расценена как применение администрацией тактики отсеивания “ненужных” предложений. Эта политика изменяет сущность социального партнерства, т.к. применяется “негласная” форма давления на работников, нарушается принцип равноправия партнеров. Администрация создает собственные органы, которые пытаются выполнять функции профсоюза, тем самым утрачивается связь работников с представителями, выражающими их интересы. В этом случае профсоюзному комитету уместно расширить спектр демократичных способов сбора предложений.

      Во-вторых, обсуждение проекта колдоговора  “на производственных совещаниях”, “утренних зарядках” делает, с одной стороны, изучение текста колдоговора более доступным, с другой - поверхностным. Поскольку эти формы коммуникации осуществляются в рамках управления предприятием, поднимаемые на них вопросы должны носить производственный характер. Для коллективного обсуждения содержания колдоговора существуют достаточно традиционные формы – профсоюзные собрания, собрания трудового коллектива.

    3. Участие работников в управлении организацией и разрешении трудовых споров

 

      Взаимные  консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях.

      Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например ст. 21 Закона о занятости предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

      Консультации  на уровне организации проводятся в  рамках участия работников в управлении организацией.

      Участие работников в управлении организацией также признается одной из форм социального партнерства.

      Основными формами участия работников в  управлении организацией являются:

      - учет мнения представительного  органа работников в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

      - проведение представительными органами  работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

      - получение от работодателя информации  по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

      - обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные Трудовым кодексом РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

      Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

      - реорганизации или ликвидации  организации;

      - введения технологических изменений,  влекущих за собой изменение  условий труда работников;

Информация о работе Социальное партнерство