Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:03, реферат
На современном этапе реализации задач по совершенствованию системы государственного управления на первый план выступает научно-обоснованная концепция формирования правового государства. Уникальным институтом государственной структуры современного общества является Парламент. Полномочия парламента в демократическом обществе крайне важны и разнообразны: парламент является представительным органом народа, исполняет законодательную функцию, осуществляет внешнеполитическую деятельность. Во всех Конституциях мира закреплению статуса парламента отводится значительное место. Системный подход позволяет рассматривать парламент России как целостную систему, главным компонентом которой выступает личность депутата с его объективными и субъективными связями.
Оглавление
На
современном этапе реализации задач
по совершенствованию системы
Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, статус которых обусловлен действующим законодательством. В условиях демократического политического режима применительно к России, которая по форме государственного устройства является федеративным государством, все более актуальной становится проблема законодательного регулирования на уровне правовых норм Федерации и ее субъектов основ гарантий осуществления депутатской деятельности, взаимоотношений депутата с избирателями и других аспектов депутатского статуса.
Решение
проблем в сфере статуса
Важнейшими субъектами избирательного процесса имиджу с избирателями, избирательными объединениями (блоками), избирательными комиссиями выступают претенденты, зарегистрированные претенденты и их адепты1.
Зарегистрированный кандидат – лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Российской Федерации, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов2.
Статьей 35 Федерального закона установлены гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов: их право на дополнительный отпуск на время участия в избирательной кампании, оплачиваемый за счет средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, гарантии от увольнения, особый порядок привлечения к уголовной ответственности.
Статус
зарегистрированного кандидат приобретает
с момента принятия соответствующей
избирательной комиссией
Регистрация кандидатов, списка кандидатов в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может производиться на основе представляемых в необходимом количестве подписей избирателей, поддерживающих инициативу выдвижения, либо на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога. См. Регистрация кандидата, списка кандидатов.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подробно регламентирует статус зарегистрированного кандидата, предусматривая его права и гарантии их реализации, обязанности и ограничения, возлагаемые законом в связи с пребыванием в статусе зарегистрированного кандидата. Для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе или работающих в средствах массовой информации, освобождение от работы на время выборов обязательно. Для других кандидатов это условие не имеет директивного значения. Однако участие в избирательной кампании - дело хлопотное и трудоемкое, и заниматься им в свободное от работы время могут далеко не все. С учетом этого закон предоставляет право каждому кандидату после прохождения регистрации и получения временного удостоверения обратиться к администрации своего предприятия, учреждения, организации с просьбой освободить его от работы, службы, военных сборов и т. д. на определенный срок. Необходимость такого освобождения от работы и его срок определяет сам кандидат3.
Правовой статус зарегистрированного кандидата - это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:
1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе;
3) гарантии деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать4:
- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами - зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет принцип равенства кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В соответствии с ст. 39, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения5.
Общий запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения при проведении своей избирательной кампании распространяется на кандидатов на всех этапах избирательной кампании. Указанные ограничения касаются кандидатов, которые непосредственно осуществляют властные функции либо обеспечивают их реализацию либо связаны с выпуском средств массовой информации, это6:
- лица, замещающие государственные должности, т.е. должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;
- лица, замещающие выборные муниципальные должности, – это депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления;
- лица, находящиеся на государственной службе;
- лица, находящиеся на муниципальной службе;
- лица, являющиеся членами органов управления организаций любых форм собственности;
- должностные лица, журналисты и другие творческие работники, осуществляющие выпуск средств массовой информации;
Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
Факт регистрации лица в качестве кандидата имеет важное юридическое значение, поскольку именно с момента регистрации данное лицо приобретает статус кандидата, т.е. получает возможность пользоваться всеми правами, предоставляемыми законодательством на ведение избирательной кампании, соответствующими льготами, равно как на него возлагаются и определенные обязанности7.
Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Для обеспечения равенства кандидатов законодательство содержит запрет на использование зарегистрированными кандидатами преимуществ своего служебного положения.
Под использованием
- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления ранее указанной избирательной деятельности;