Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:03, реферат
На современном этапе реализации задач по совершенствованию системы государственного управления на первый план выступает научно-обоснованная концепция формирования правового государства. Уникальным институтом государственной структуры современного общества является Парламент. Полномочия парламента в демократическом обществе крайне важны и разнообразны: парламент является представительным органом народа, исполняет законодательную функцию, осуществляет внешнеполитическую деятельность. Во всех Конституциях мира закреплению статуса парламента отводится значительное место. Системный подход позволяет рассматривать парламент России как целостную систему, главным компонентом которой выступает личность депутата с его объективными и субъективными связями.
Кроме того, законом субъекта РФ может быть установлено, что если зарегистрированный кандидат, не сложивший с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, занимал в партийном списке кандидатов одно из первых трех мест, этот список кандидатов лишается депутатского мандата. В этом случае освободившийся депутатский мандат передается другому списку кандидатов.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю определенных правовых мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правовые ограничения личного или имущественного характера.
Юридическая ответственность кандидатов за нарушения законодательства о выборах17:
1) наступает за совершение определенного правонарушения (конституционного или административного правонарушения, преступления);
2) устанавливается государством и всегда предусматривает применение к виновным лицам правовых санкций уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами;
3) связана с наступлением для правонарушителя определенных негативных последствий;
4) реализуется в установленной процессуальной форме.
За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено три вида публично-правовой ответственности:
1) конституционно-
2) административная ответственность;
Конституционно-правовая
ответственность
- предупреждение;
- отмена регистрации кандидата;
- отмена решения о признании кандидата избранным.
Привлечение
правонарушителей к конституционно-правовой
ответственности за нарушение законодательства
о выборах возможно в административном
порядке (предупреждение, отмена решения
о признании кандидата
Рассмотрим
особенности применения к виновным
кандидатам каждой из указанных конституционно-
1. Предупреждение является морально-правовой мерой конституционно-правовой ответственности за совершение избирательных правонарушений.
Предупреждение как мера ответственности за совершение избирательных правонарушений предусмотрено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 5.1. статьи 20).
Федеральный законодатель предусмотрел вынесение предупреждения за нарушение не только правил предвыборной агитации, но и других норм Федерального закона об основных гарантиях18.
Решение о вынесении предупреждения выносится соответствующей избирательной комиссией. Такое решение передается в средства массовой информации для опубликования в целях информирования избирателей и других участников избирательного процесса либо доводится до сведения последних иным способом.
Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства и применяется за малозначительные избирательные правонарушения, не являющиеся грубыми или существенными.
2. Отмена регистрации состоит в лишении граждан, обладающих пассивным избирательным правом, статуса зарегистрированных кандидатов. Тем самым гражданину отказывается в праве реализации им пассивного избирательного права на конкретных выборах.
В пункте 5 статьи 76 Федерального закона об основных гарантиях установлен перечень избирательных правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, иных лиц и организаций, действующих по поручению кандидатов, их доверенных лиц.
3. Отмена решения окружной избирательной комиссии о признании избранным кандидата.
Согласно пункту 6 статьи 70 Федерального закона об основных гарантиях соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если зарегистрированный кандидат в пятидневный срок после определения результатов выборов и его извещения об этом соответствующей избирательной комиссией не представит в комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей19.
Административная
ответственность
Так, административная ответственность предусмотрена за:
- нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий проведения предвыборной агитации (ст. 5.8);
- нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9);
- проведение предвыборной агитации в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом (ст. 5.10);
- проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11);
- изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, либо агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
- умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам (ст. 5.14);
- подкуп избирателей, осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (ст. 5.16);
- незаконное использование денежных средств при проведении финансирования избирательной кампании кандидатом, зарегистрированным кандидатом (ст. 5.18);
- использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании (статья 5.45);
- нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд (ст.5.50.).
Привлечение правонарушителей к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в только судебном порядке20.
За совершение общественно опасных посягательств на избирательные права граждан в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность виновных зарегистрированных кандидатов.
Так,
согласно статье 141 УК РФ уголовная
ответственность кандидата
Совершение виновными лицами данных нарушений избирательных прав граждан и законодательства о выборах влечет применение к ним уголовных наказаний в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста, лишения свободы.
Статья
142 УК РФ предусматривает
Совершение виновными лицами данных нарушений избирательных прав граждан и законодательства о выборах влечет применение к ним уголовных наказаний в виде штрафа, лишения свободы.
Привлечение правонарушителей к уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно только в судебном порядке.
Таким образом, кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
Зарегистрированным
кандидатом признается лицо, которое
зарегистрировано соответствующей
избирательной комиссией
Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата – это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:
1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе;
3) гарантии деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет принцип равенства кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В соответствии со статьей 39, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата - это правовые средства, обеспечивающие зарегистрированному кандидату реализацию предоставленных ему прав.
Можно выделить трудовые, материальные, административно- и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.
К числу трудовых гарантий Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит: обязанность администрации предприятия, учреждения, организации, командира воинской части, руководителя внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, освободить его от работы, службы по заявлению, рапорту в любой день и на любой срок со дня регистрации кандидата избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов; запрет на увольнение с работы зарегистрированного кандидата или на его перевод во время проведения выборов; зачисление времени участия зарегистрированного кандидата в выборах в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
К числу материальных гарантий относится возможность получения зарегистрированным кандидатом денежной компенсации за период, на который он был освобожден от исполнения своих служебных обязанностей; возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов.