Статус депутатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:03, реферат

Описание

На современном этапе реализации задач по совершенствованию системы государственного управления на первый план выступает научно-обоснованная концепция формирования правового государства. Уникальным институтом государственной структуры современного общества является Парламент. Полномочия парламента в демократическом обществе крайне важны и разнообразны: парламент является представительным органом народа, исполняет законодательную функцию, осуществляет внешнеполитическую деятельность. Во всех Конституциях мира закреплению статуса парламента отводится значительное место. Системный подход позволяет рассматривать парламент России как целостную систему, главным компонентом которой выступает личность депутата с его объективными и субъективными связями.

Работа состоит из  1 файл

статус депутатов.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

     - бесплатное или на льготных условиях использование в этих же целях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

     - проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

     - преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

     В целях обеспечения равенства  прав и возможностей кандидатов на ведение избирательной борьбы зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной  или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, в подтверждение чего в срок не позднее 3 дней со дня регистрации представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения).

     Нарушение кандидатом запрета на использование  преимуществ служебного или должностного положения является основанием для  отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации  кандидата8.

     Зарегистрированный кандидат имеет право вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями на собраниях, митингах, а также в печати, по радио, телевидению; получать от государственных органов, учреждений и организаций, органов местного самоуправления необходимые справочные и информационные материалы; и т.п.

     Законодательство  предусматривает ряд гарантий трудовых прав кандидатов, в частности:

     - администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает или служит кандидат, обязаны (со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов) по его личному заявлению (рапорту) кандидата освободить его от работы (службы) в любой день и на любое время в течение этого срока (денежную компенсацию кандидату за эти дни выплачивает избирательная комиссия за счет средств, выделенных на проведение выборов);

     - во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу (должность), в том числе в другую местность;

     - время участия зарегистрированного кандидата засчитывается в общий трудовой стаж по специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

     Кандидат  также не может быть направлен  в командировку, призван на военную  службу и военные сборы со дня  регистрации его кандидатом и  до дня официального опубликования  общих итогов выборов.

     Зарегистрированный  кандидат имеет право на территории избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования (за исключением такси и заказных рейсов); если в городе имеется несколько избирательных округов, то это право распространяется на пользование городским транспортом на территории всего города9.

     Если  кандидат, избираемый в Государственную  Думу РФ по одномандатному округу, имеет  постоянное место жительства за пределами  избирательного округа, в котором  баллотируется, то он имеет право  на три бесплатные (за счет средств соответствующей окружной избирательной комиссии) поездки железнодорожным, водным, автомобильным транспортом или на одну бесплатную поездку в избирательный округ и обратно10.

     Кандидат  в депутаты Государственной Думы РФ, избираемый по федеральному списку, имеет право на одну бесплатную поездку (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта (за исключением такси и заказных рейсов); а в случае включения кандидата в региональную часть федерального списка - право бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта общего пользования (за исключением такси и заказных рейсов) в пределах территории соответствующего субъекта федерации ( оплата поездок обеспечивается Центральной избирательной комиссией РФ).

     На  зарегистрированных кандидатов распространяется действие принципа неприкосновенности - они не могут быть привлечены к  уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного  взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора (Генерального прокурора РФ или нижестоящего прокурора соответственно уровню выборов). К кандидатам могут применяться меры административного характера, не требующие судебного разбирательства, такие как личный досмотр, досмотр вещей, штраф за нарушение правил дорожного движения и т.п. О даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к ответственности прокурор обязан известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата11.

     Статус  зарегистрированного кандидата утрачивается с момента официального объявления избирательной комиссией в средствах массовой информации результатов выборов. В случаях, предусмотренных законодательством (в частности, если ни один из кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов избирателей), избирательная комиссия назначает повторное голосование, т.е. второй тур выборов. По общему правилу, во втором туре участвуют только двое кандидатов, набравших в первом туре наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число голосов избирателей. Кандидаты, не попавшие во второй тур (т.е. кандидаты, по кандидатура которых не проводится повторное голосование), утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. Кандидаты, по кандидатурам которых проводится повторное голосование, сохраняют свой статус до дня официального объявления окончательных результатов выборов.

 

3. Сложение полномочий, несовместимых со статусом депутата

     Отношения, связанные с получением мандата, регулируются пунктами 6 и 7 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствующими статьями конкретного закона о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

     Региональная  избирательная комиссия после определения  результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить  в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей12.

     Закон, как правило, не устанавливает способа, которым должно быть сделано такое извещение. Выбор такого способа оставляется на усмотрение избирательной комиссии, однако избранный комиссией способ должен обеспечивать должную оперативность поступления информации к зарегистрированному кандидату. Одним из способов такого извещения может быть официальное опубликование в соответствующих средствах массовой информации, поскольку подобное опубликование является не чем иным, как доведением результатов выборов до всеобщего сведения, включая избранного кандидата.

     Срок, в который кандидат, признанный избранным, должен соответствующим образом  известить комиссию, должен исчисляться  с момента оповещения кандидата  о признании его избранным. С  этим сроком в конкретном законе о  выборах должен быть сопоставлен срок выдачи избранному кандидату удостоверения об избрании.

     Закон различает два вида документов, представление  которых считается выполнением  установленной обязанности:

     - копия приказа (распоряжения) об освобождении кандидата от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Этот документ подтверждает уже свершившийся факт освобождения от таких обязанностей;

     - копия документа, удостоверяющего подачу в установленный законом субъекта РФ срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Данная копия представляется, когда для освобождения от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, требуется специальная либо долгосрочная процедура, которая не может быть завершена в установленный законом срок.

     Копии названных документов не требуют  какой-либо специальной формы удостоверения13.

     Следует учитывать, что депутат может  осуществлять свою деятельность на непостоянной основе, для которой круг ограничений  ввиду несовместимости статусов уже, чем для депутата, действующего на постоянной основе. Принятие же решения о замещении должности на постоянной либо непостоянной основе может происходить только после получения избранным кандидатом удостоверения об избрании. Таким образом, не может рассматриваться как нарушение неподача кандидатом, признанным избранным, заявления о сложении полномочий, несовместимых со статусом депутата, работающего на постоянной основе, но совместимых со статусом депутата, работающего на непостоянной основе. В случае последующего замещения должности на постоянной основе вопрос должен решаться в соответствии с законодательством о статусе депутатов.

     Ограничения, связанные со статусом депутата, предусмотрены  пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, в частности, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

     Во-первых, предусматривается запрет депутатам, работающим на постоянной основе, заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Этот запрет распространяется исключительно на лиц, работающих на постоянной основе и, соответственно, получающих материальное вознаграждение за осуществление полномочий депутата. На депутатов, работающих на непостоянной (неосвобожденной) основе, указанный запрет не распространяется.

     При этом возможность депутатов, работающих на непостоянной основе, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью не противоречит принципу независимости депутатов.

     Во-вторых, в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации (например, федерального министра), иные государственные должности субъекта Российской Федерации (например, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ), должности федеральной государственной службы (не только гражданской, но и военной и правоохранительной), должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом14.

     В-третьих, вопрос о возможности совмещения статуса депутата с осуществлением иных полномочий (замещением иных должностей) должен решаться с учетом положений  специальных законов, регулирующих осуществление полномочий (прохождение  службы) соответствующими должностными лицами. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе быть депутатом. Лица, проходящие службу в полиции, избранные депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие свои полномочия как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, должны приостановить свою службу, либо сложить полномочия депутата15.

     Согласно  пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случаях избрания на государственную должность.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель муниципального унитарного предприятия не вправе занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления.

     В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствующей нормой закона субъекта РФ, если зарегистрированный кандидат, избранный в результате распределения депутатских мандатов по общерегиональному списку кандидатов, не выполнит требования о сложении полномочий, несовместимых со статусом депутата, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается избирательной комиссией зарегистрированному кандидату из того же партийного списка кандидатов16.

Информация о работе Статус депутатов