Стаж работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является характеристика правового регулирования института стажа работы.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
проанализировать понятие и значение стажа работы;
рассмотреть виды стажа работ;
исследовать порядок исчисления стажа работы.

Содержание

Введение 3
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ 5
2 виды стажа работы 13
3 ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ 22
Заключение 26
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Стаж работы.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

В стаж работы засчитываются не только трудовая деятельность, но и другие периоды, предусмотренные законом. Например, время содержания под стражей, время отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылка граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных. Однако, как отмечает Т.А. Постовалова, ранее в юридической литературе трудовой стаж считали «работой» или «трудовой деятельностью». В настоящее время гражданин может заниматься и иной общественно-полезной деятельностью, например, осуществлять уход за инвалидом. В трудовой стаж включаются и периоды, которые к общественно полезной деятельности отнести нельзя. Включением таких периодов в трудовой стаж государство гарантирует определенным категориям граждан право па социальное обеспечение [20, с. 156].

Таким образом, возникновение большинства правоотношений в области социального обеспечения в Республике Беларусь связано со стажем работы — важнейшим юридическим фактом в сложном юридическом составе.

В законодательстве трудовой стаж закреплен в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность трудовой деятельности, а качественное является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности (тяжесть, вредность условий труда).

Стаж работы является критерием оценки трудового вклада человека, с его учетом устанавливается уровень обеспечения.

Таким образом, стаж работы можно определить, как суммарную продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении.

Стаж работы имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт стажа работы. Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что стаж работы тесно связан с другими отраслевыми институтами. Так, стаж работы является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот.

 

 

 


2 ВИДЫ СТАЖА РАБОТЫ

 

В зависимости от количественной и качественной характеристики трудового стажа различают следующие его виды:

общий трудовой стаж;

специальный трудовой стаж;

профессиональный трудовой стаж;

страховой стаж.

Определение общего трудового стажа дается применительно к пенсионному обеспечению граждан. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности независимо от ее характера, причин увольнения, продолжительности перерывов, а также иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе [17, с. 103].

С учетом общего трудового стажа назначаются трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В стаж работы согласно ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

В стаж работы засчитываются также периоды:

а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР;

б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;

в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;

г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом;

е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

ж) обучения в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре;

з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;

и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;

л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;

м) получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8 - 10 части 1 статьи 29 и частью 2 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо которые оправданы судом [3, ст. 51].

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

Специальный трудовой стаж - это «суммарная (общая) продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных), на определенных должностях, в отдельных регионах страны и других периодов, с которыми закон связывает особые правовые последствия» [10, с. 15].

Легальное определение специального стажа, содержит Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», который определяет специальный стаж, как продолжительность работы с особыми условиями труда, дающей право на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями 12 - 16, 47 - 49, 49-2 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», до вступления в силу настоящего Закона [7, ст. 1].

Следует отметить, что Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» инкорпорировал понятие «специального трудового стажа» в понятие «профессиональный стаж».

Профессиональный стаж - продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой за него уплачивались взносы на профессиональное пенсионное страхование [7, ст. 1].

В профессиональный стаж включаются очень ограниченные виды общественно-полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в профессиональный стаж устанавливается Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 N 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», а также некоторыми нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Профессиональный стаж для назначения досрочной профессиональной пенсии исчисляется в полных годах и месяцах.

Исчисление профессионального стажа застрахованного лица производится на основании сведений профессиональной части лицевого счета путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование [7, ст. 13].

В зависимости от условий, характера либо интенсивности труда профессиональный стаж, в литературе подразделяют на следующие виды:

стаж на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

стаж на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

стаж работников предприятий текстильного производства;

стаж женщин, работающих трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов;

стаж женщин, работающих доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства;

стаж работы в качестве водителей городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов;

стаж работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах [13, с. 56].

Юридическое значение профессионального стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда.

Выслуга лет - это время выполнения таких работ, длительная занятость в которых невозможна или затруднительна из-за утраты профессиональной трудоспособности либо пригодности до наступления общеустановленного пенсионного возраста [22, с. 152].

Выслуга лет продолжительности является юридическим фактом, с которым, как правило, связано право на пенсию независимо от возраста, по при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Выслуга лет является особым видом профессионального стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются специальными нормативными актами, по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, постоянно расширяется. К ним относятся:

работники авиации и летно-испытательного состава;

отдельные категории медицинских и педагогических работников;

военнослужащие;

спортсмены;

некоторые категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов;

государственные служащие;

прокурорские работники, имеющие классные чины и другие.

Виды деятельности, засчитываемые в выслугу лет, устанавливаются нормативными правовыми актами по каждой категории граждан. Так, выслуга лет отдельных категорий медицинских и педагогических работников исчисляется в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724. Перечень отдельных категорий артистов театров и иных театрально-зрелищных предприятий и коллективов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. № 665. Перечень отдельных категорий спортсменов, которые имеют право на пенсию за выслугу лет при условии нахождения в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1994 г. № 205.

В выслугу лет засчитывается работа, предусмотренная нормативно-правовыми актами, при условии, что она протекала на предприятиях, в учреждениях и организациях, указанных в этих актах. Так, в выслугу лет педагогическим работникам не засчитывается педагогическая деятельность в вузах, детских санаториях, логопедических пунктах в должности логопеда либо учителя-логопеда, ибо эти должности и учреждения не предусмотрены Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников. Вышеуказанный Перечень допускает возможность суммирования работы по разным основаниям, т.е. к педагогической работе можно присоединить работу в качестве медицинского работника и наоборот.

Информация о работе Стаж работы