Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является характеристика правового регулирования института стажа работы.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
проанализировать понятие и значение стажа работы;
рассмотреть виды стажа работ;
исследовать порядок исчисления стажа работы.
Введение 3
1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ 5
2 виды стажа работы 13
3 ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ 22
Заключение 26
Список использованных источников
Особое значение страховой стаж приобрел на современном этапе. Сегодня практически все единодушны в том, что в основу пенсионной реформы должны быть положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что для экономически развитого общества системы страхования всегда были наиболее адекватны социальной сфере. И сегодня, на наш взгляд, фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы должны стать именно страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.
В 1997 г. Правительство Республики Беларусь одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. Концепция предусматривает цели, принципы и будущее построение пенсионной системы. Ее основа - государственное пенсионное страхование, предусматривающее предоставление трудовых пенсий, зависящих от страхового стажа и заработка и финансируемых за счет взносов нанимателей и граждан.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались взносы на государственное социальное страхование [6, ст. 1].
На взгляд автора работы, понятие страхового стажа по обязательному пенсионному страхованию необходимо связывать с периодами работы, в течение которых страхователь обязан был уплачивать страховые платежи за данное лицо, или иной деятельности, предусмотренной законом, при этом, содержание страхового стажа по обязательному пенсионному страхованию должно включать и некоторые нестраховые периоды, признаваемые законодателем социально значимыми.
Некоторые российские авторы отмечают, что по «мере формирования системы социального страхования правовые последствия в материальном обеспечении работающих будут связаны только со страховым стажем» [11, с. 13].
Для обеспечения достоверности сведений о продолжительности страхового стажа, размерах выплат (доходов), на которые начислены страховые взносы, введен персонифицированный учет в системе государственного социального страхования, который строится на следующих принципах:
всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов и учета сведений о застрахованных лицах;
достоверности сведений о застрахованных лицах, представляемых каждым плательщиком страховых взносов в органы, осуществляющие персонифицированный учет;
использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей государственного социального страхования;
ведения персонифицированного учета застрахованных лиц в периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании [6, ст. 4].
Д.Г.Вихров приводя классификацию страхового стажа позволяет выделить следующие его виды:
1) общий страховой стаж;
2) специальный страховой стаж;
3) непрерывный страховой стаж [11, с. 15].
Порядок ведения учета сведений о каждом застрахованном лице регулируется Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1999 г. № 837.
Факт регистрации застрахованного лица в Фонде социальной защиты населения подтверждается свидетельством социального страхования, выдаваемым органом этого Фонда застрахованному лицу.
Персонифицированный учет позволит иметь нанимателю и органам социальной защиты населения достоверные сведения о наличии страхового стажа и его продолжительности.
Таким образом, страховой стаж является самостоятельным юридическим фактом в правоотношениях по социальному обеспечению и важнейшим элементом страховой пенсионной системы Республики Беларусь.
Страховой стаж на современном этапе является разновидностью трудового стажа и должен быть включен в классификацию видов трудового стажа.
3 ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА РАБОТЫ
Как уже отмечалось выше, в стаж работы для назначения пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Наравне с периодами уплаты страховых взносов в стаж работы засчитываются отдельные предусмотренные законодательством периоды деятельности без уплаты страховых взносов. Это, например, периоды военной службы, отпуска по уходу за ребенком, ухода за детьми и (или) инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, обучения по дневной форме в учреждениях образования, получения пособия по безработице и т.д.
Виды (периоды) деятельности, засчитываемые в стаж работы для назначения пенсии, предусмотрены статьей 51 Закона «О пенсионном обеспечении».
В случае совпадения по времени периодов работы, иной деятельности и других периодов, засчитываемых в стаж работы, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.
Исчисление стажа работы осуществляется на основании данных трудовой книжки и других документов, представленных для его подтверждения.
Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 [8].
Стаж работы до 1 января 2003 г. (до введения индивидуального (персонифицированного) учета) подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Такими документами являются трудовая книжка, справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) и о сумме заработной платы / дохода, из которой эти взносы уплачены, в случаях, предусмотренных законодательством.
Стаж работы после 1 января 2003 г. подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, а именно выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда. Для назначения пенсии конкретному лицу (в случае представления его к назначению пенсии в установленном порядке либо личного обращения за назначением пенсии) указанная выписка запрашивается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Как правило, она и представляется в качестве доказательства стажа работы для назначения пенсии. Законодательством также предусмотрена возможность представления для назначения пенсии копии трудовой книжки, засвидетельствованной работодателем по месту последней работы. В таком случае трудовая книжка прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении.
Суммарная запись о стаже работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов 14 декабря 1962 г. или позднее, является доказательством стажа работы, если она содержит сведения о наименовании работодателя, периоде работы, должности (профессии) работника до поступления на работу, где была выдана трудовая книжка. Если эта запись внесена в трудовую книжку до 14 декабря 1962 г., то она принимается в подтверждение стажа работы независимо от того, содержатся ли в ней указанные сведения [8, п. 8].
Если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документально.
Периоды работы по трудовой книжке исчисляются от даты приема на работу до даты увольнения (день увольнения считается последним рабочим днем). Такой порядок исчисления стажа применяется за периоды работы (иной деятельности) до 1 июля 1998 г. и после указанной даты, если среднемесячный фактический заработок (доход) работника, из которого уплачены страховые взносы в Фонд, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение) оказался не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством. Если среднемесячный фактический заработок (доход) за период работы после 1 июля 1998 г. оказался ниже минимальной заработной платы, в стаж для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента.
Поправочный коэффициент (представляет собой величину с тремя знаками после запятой) рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов [21, с. 159].
Среднемесячный фактический заработок (доход) за отработанный календарный год (период) определяется путем суммирования за этот год (период) величин заработка (дохода) и деления полученной суммы на количество календарных месяцев в году (периоде).
Среднеарифметическая величина минимальной заработной платы за отработанный календарный год (период) определяется путем суммирования за этот год (период) величин минимальной заработной платы и деления полученной суммы на количество календарных месяцев в году (периоде).
В органах по труду, занятости и социальной защите, осуществляющих назначение и перерасчет пенсий, для целей исчисления стажа работы разработано соответствующее программное обеспечение, основанное на положениях пенсионного законодательства.
При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии в этот стаж засчитываются время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата [3, ст. 53].
Подтверждение специального стажа работы осуществляется справками работодателей по формам, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2006 № 134 «Об утверждении форм справок для подтверждения работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет».
Исчисление стажа, в том числе специального, может производиться не только в календарном, но и в льготном порядке в случаях, предусмотренных законодательством [5, ст. 38].
Заключение
Возникновение большинства правоотношений в области социального обеспечения в Республике Беларусь связано со стажем работы — важнейшим юридическим фактом в сложном юридическом составе.
Легального определения общего трудового стажа нет. Определение общего трудового стажа в юридической литературе дается применительно к пенсионному обеспечению граждан.
Стаж работы - это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении.
В законодательстве трудовой стаж закреплен в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность трудовой деятельности, а качественное является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности (тяжесть, вредность условий труда).
Стаж работы является критерием оценки трудового вклада человека, с его учетом устанавливается уровень обеспечения.
Стаж работы имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения и тесно связан с другими отраслевыми институтами. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
В зависимости от количественной и качественной характеристики трудового стажа различают следующие его виды:
общий трудовой стаж;
специальный трудовой стаж;
профессиональный трудовой стаж;
страховой стаж.