Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:44, контрольная работа
Под трудовым правом понимается одна из важнейших отраслей права, регулирующая трудовые (между работниками и работодателями) и другие непосредственно с ними связанные производные отношения, устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
1. Дайте понятие трудового права. Укажите нормы права находящиеся в сфере пересечения трудового и гражданского права
2. Назовите виды трудовых правоотношений. Укажите нормы права, регулирующие отношения, предшествующие непосредственно трудовым отношениям
3. Назовите признаки метода трудового права. Укажите нормы права, в которых применен запрет как средство метода
4. Укажите структуру пособия по безработице
5. Задача
Список использованной литературы
С помощью локального
правового регулирования
Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования. Названный признак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовые отношения. В соответствии с действующим законодательством договор здесь выступает основным юридическим (правообразующим) фактом. Через его посредство устанавливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения, т. е. реализуется конституционное право граждан на труд. Договорная форма регулирования характерна в ряде случаев и для других общественных отношений, входящих в предмет трудового права. Так, например, организационно-управленческие отношения в сфере труда получают юридическое оформление в коллективных договорах и соглашениях, договорах арендного подряда, в соглашениях по охране труда и других совместных формах локального нормотворчества, в которых принимают участие работодатель (организация, предприниматель) и трудовой коллектив (либо от его имени — профком).
Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений состоит в том, что установленное на основе договора правовое отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон. Например, без взаимного согласия сторон нельзя вносить изменения и дополнения в содержание коллективных договоров и соглашений, изменять и дополнять трудовые договоры (контракты).
Рекомендательный способ регулирования, получивший определенное распространение в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует «мягкое» регулирование путем указания на желательное для государства поведение субъектов общественных отношений.
Однако договорный
и рекомендательный способы регулирования общественных отношений
в сфере труда хотя и получили довольно
широкое распространение за последние
годы, полностью не исчерпывают характеристику
метода трудового права. Дело в том, что
оба указанных способа на практике нередко
сочетаются
с государственно-властным (императивным)
способом регулирования. Такое сочетание
диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых
отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения
к ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель
(предприниматель, администрация предприятия) наделяется
правом применять меры дисциплинарного
наказания, привлекать к материальной
ответственности, увольнять по определенным
в законе основаниям, давать обязательные
для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой
функции.
Специфическим признаком метода трудового права является активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов. В соответствии с действующим трудовым законодательством РФ трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; согласовывает перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот и поощрений; определяет и регулирует формы и условия деятельности общественных организаций; решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли регулируются, помимо законодательства РФ, также уставом организации и коллективным договором.
Статья 29 ТК РФ
закрепила общее право
Помимо участия в управлении организацией трудовой коллектив осуществляет и иные правомочия. Так, трудовой коллектив вправе выдвигать требования к работодателю для урегулирования разногласия, возникшего между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях; принимать решение об объявлении забастовки по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора.
Объем правомочий трудового коллектива включает в себя и права, предоставленные ему в соответствии с учредительными документами организации. В таких документах определяется право трудового коллектива на участие в распределении социальных льгот, в решении кадровых вопросов, если это не противоречит закону.
Все указанные полномочия определяют участие трудового коллектива в регулировании отношений, составляющих предмет трудового права.
Метод трудового права России, наконец, характеризует такой признак, как своеобразие способов защиты трудовых прав работников. Это своеобразие проявляется прежде всего в том, что трудовые права работников — главный предмет деятельности профсоюзов, содержание их основной, защитной функции. Действующее законодательство (ст. 370—378 ТК РФ) предоставляет им большие права не только по установлению условий труда, но и по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, участию в организации примирительных и согласительных комиссий по разрешению трудовых споров (конфликтов), трудовых арбитражей.
Право профсоюзов участвовать в установлении условий труда базируется на том, что профсоюзы по закону представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам.
Социальный аспект трудовых отношений требует защиты работников от возможного произвола работодателя. Декларируемое прежде единство интересов работодателя и работника в условиях рыночной экономики отчетливо выявляет их противопоставление. Поэтому усиливается защитная функция профсоюзов, которые освобождаются от не свойственных им прав (по управлению социальным страхованием, осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде) и сосредотачиваются на защите интересов работников, составляющей суть деятельности профсоюзов.
Метод отрасли права показывает то, как, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование отношений, входящих в ее предмет.
Теория права знает такие основные средства правового регулирования, как предписания, запреты и дозволения, а также такие приемы, как императивное и диспозитивное регулирование.
4. Структура пособия по безработице
Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение имеет определение понятия безработного и установление содержания его правового статуса.
Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Регистрация
безработных граждан
а)первичная регистрация безработных граждан;
б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
в) регистрация граждан в качестве безработных;
г) перерегистрация безработных граждан.
По каждому
этапу регистрации ведется
Ответственность в виде приостановления выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев возможна в следующих случаях:
Статья 36 Закона о занятости регулирует порядок оказания материальной и иной помощи безработным. Она предусматривает, в частности, что безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Закон о занятости (ст. 28) устанавливает перечень социальной поддержки, которую гарантирует в настоящее время государство.
В этом перечне на первом месте стоит выплата пособия по безработице.
Время, в течение которого
гражданин в установленном
В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о занятости все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.
Основу материального положения безработного составляет пособие по безработице, установленное и гарантированное государством.
Для лиц, потерявших работу и не имеющих возможности ее получить, Пособие по безработице зачастую становится единственным источником средств к существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при определении сроков выплаты пособия и его размеров.
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Во всех иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда. Здесь имеются в виду: а) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие); б) не имеющие профессии (специальности); в) стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; г) граждане, уволенные из организации в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.