С окончанием войны были
ликвидированы нормы права, порожденные
чрезвычайными обстоятельствами военного
времени. Указом Президиум восстанавливались
с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные
отпуска рабочим и служащим, отменялись
ежедневные обязательные сверхурочные
работы и восстанавливался 8-часовой
рабочий день, прекращались трудовые
мобилизации граждан на работу в
различные отрасли народного
хозяйства Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 30.06.1945.
В четвертом пятилетнем плане
предусматривалась система мероприятий
по механизации производства, совершенствованию
оплаты труда, улучшению жилищных и
бытовых условий, охране труда.
В 1964 г. на базе Основ гражданского
законодательства были приняты гражданские
кодексы союзных республик.
Трудовое право развивалось
под воздействием мер, которые предпринимались
государством в целях повышения
уровня материального положения
граждан, обеспечения их социальных
прав.
В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная
плата низкооплачиваемым трудящимся.
В 1964 г. в среднем на 21% была повышена
заработная плата работникам просвещения,
здравоохранения, жилищно-коммунального
хозяйства, торговли, общественного
питания и других отраслей, обслуживающих
население.
Проводились меры по переходу
на сокращенный рабочий день. В
первую очередь были переведены рабочие
и служащие каменноугольной, горнорудной,
металлургической промышленности, а
также коксохимических предприятий.
Развитие отрасли трудового
права определялось Конституцией, Основами
законодательства СССР и союзных
республик о труде 1970 г., кодексами
о труде союзных республик, текущим
законодательством.
Большие меры проведены по
упорядочению заработной платы, с общей
тенденцией к ее увеличению. В 1968 г.
повышен минимальный уровень
заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг.
введены новые условия оплаты
труда в непроизводственных отраслях
народного хозяйства для работников
массовых профессий и специальностей,
непосредственно обслуживающих
население (медсестер, продавцов, библиотекарей
и т.п.). Повышена оплата труда для
многих работников производственных отраслей
(в черной и цветной металлургии,
угольной и текстильной промышленности,
на железнодорожном транспорте).
Конец XX века ознаменовался
бурным развитием трудового законодательства
России, было принято несколько основополагающих
законов: Закон РСФСР от 19 апреля
1991 года № 1032-1 "О занятости населения
в РСФСР" Ведомости СНД и
ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565., Закон РСФСР
от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных
договорах и соглашениях" Ведомости
СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890., Федеральные
законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О
порядке разрешения коллективных трудовых
споров" Собрание законодательства
РФ. 1995. № 48. Ст. 4557., от 12 января 1996 года
№ 10-ФЗ "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности"
Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.
Ст. 148., от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации"
Собрание законодательства РФ. 1999. № 29.
Ст. 3702..
______________________
4. Кодекс законов о
труде РСФСР 1918 года (утратил силу)
// Собрание узаконений и распоряжений
Рабочего и Крестьянского Правительства
РСФСР. 1918. № 87 - 88. Ст. 905.
5. Кодекс законов о
труде РСФСР от 30.10.1922 (утратил
силу) // Собрание узаконений и
распоряжений Рабочего и Крестьянского
Правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст.
903.
6. Кодекс законов о
труде Совета РСФСР от 09.12.1971 (утратил
силу) // Ведомости Верховного Совета
СССР. 1971. № 50. Ст. 1007.
Перестройка с ее экономическими
и идеологическими преобразованиями
потребовала кардинального пересмотра
не только отдельных норм трудового
законодательства, но и самой концепции
отрасли. Появление нового типа работодателей
- коммерческих организаций и индивидуальных
предпринимателей обусловило необходимость
отказа государства от вмешательства
в хозяйственную деятельность работодателей,
в том числе и в сфере
регулирования отношений наемного
труда. С другой стороны, следовало
решить задачу сохранения достигнутого
уровня социальной защищенности трудящихся.
Переходный период от социалистического
КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу
ознаменовался поиском новых
механизмов правового регулирования
трудовых отношений, который не всегда
приводил к удачным решениям Трудовое
право России: проблемы теории: Коллективная
монография. Екатеринбург, 2006. С. 3.. В
этот период принимаются отдельные
нормативные правовые акты, устанавливающие
особенности регулирования труда
в новых условиях хозяйствования.
Развитию арендной формы организации
труда сопутствовало появление
новой модели правового регулирования
трудовых отношений Ст. 29 Основ законодательства
Союза ССР и союзных республик
от 23.11.1989.
Четвертый в истории России
Трудовой кодекс был принят 30 декабря
2001 года и вступил в действие с
1 февраля 2002 года. Работа над его
проектом заняла около 10 лет. Первоначальный
проект был опубликован для широкого
обсуждения с целью учета интересов
всех заинтересованных субъектов - работников,
работодателей, профсоюзов. За этот период
Россией было ратифицировано несколько
важнейших конвенций Международной
организации труда (в частности,
Конвенция № 81 "Об инспекции труда",
Конвенция № 150 "О регулировании
вопросов труда: роль, функции и организация",
Конвенция № 156 "О равном обращении
и равных возможностях трудящихся мужчин
и женщин: трудящиеся с семейными
обязанностями", Конвенция № 155 "О
безопасности и гигиене труда
в производственной среде") и новый
Кодекс изначально создавался с учетом
принципов и положений международного
трудового права.
По истечении года жизни
России по новому Трудовому кодексу
все стороны констатировали: документ
реально работает, однако практика
выявила необходимость усовершенствования
отдельных его положений.
Глава 2. Трудовое
право Российской Федерации
2.1 Законодательство
о труде в Российской Федерации
Формирование российского
трудового законодательства имеет
ряд специфических особенностей,
обусловленных сложностью и исключительной
важностью социальной роли трудового
права в обществе.
Во-первых, трудовое право
России должно отражать федеративный
характер государства, действующего в
условиях разграничения предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти России
и органами власти входящих в ее
состав республик.
Во-вторых, трудовое право
России формируется при широком
участии трудовых коллективов и
профсоюзов. Именно в трудовом праве,
единственном в общей системе
права страны, большое значение имеет
локальное нормотворчество. Локальные
нормы права призваны обеспечить
набольшую эффективность трудового
законодательства в конкретных условиях
производства.
Основные права граждан
в сфере занятости и трудоустройства
закреплены в Конституции РФ. Она
устанавливает, что каждый имеет
право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию, а
также право на защиту от безработицы
Ст. 37 Конституции РФ. В свою очередь,
государство обязуется гарантировать
гражданам наиболее эффективное
осуществление указанных прав, что,
прежде всего, следует из конституционного
положения, согласно которому Российская
Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека
Ст. 7 Конституции РФ.
_____________________
7.Трудовое право России:
проблемы теории: Коллективная монография.
2006.
Необходимость вмешательства
государства в регулирование
отношений в сфере занятости
и трудоустройства вытекает также
из международно-правовых документов.
В частности, статья Международного
пакта об экономических, социальных
и культурных правах признает, что
право на труд включает в себя право
каждого на получение возможности
зарабатывать себе на жизнь трудом,
который он свободно выбирает или
на который он свободно соглашается
Ст. 6 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах. Одновременно
в названном пакте фиксируется
обязанность государств предпринимать
надлежащие меры к обеспечению права
на труд (к числу которых можно
отнести и мероприятия по содействию
занятости населения, проводимые, например,
государственной службой занятости).
Содействие странам в
повышении производительной и свободно
избранной занятости и в конечном
итоге достижении полной занятости
является одной из главных задач
деятельности Международной организации
труда, что закрепляется Филадельфийской
декларацией (принята 10 мая 1944 года на
26-й сессии Международной конференции
труда). В частности, МОТ стремится
"способствовать принятию странами
мира программ, имеющих целью... полную
занятость и повышение жизненного
уровня", принимая во внимание тот
факт, что "нищета в любом месте
является угрозой для общего благосостояния".
В рамках реализации этой общей миссии
МОТ призвана проводить активную
деятельность в сфере расширения
занятости путем содействия сбалансированному
и долгосрочному экономическому
росту в сочетании с разумной
социальной политикой; снижения уровня
бедности посредством принятия мер,
направленных на содействие оплачиваемой
производительной занятости; повышения
эффективности труда и качества
занятости в формальном и неформальном
секторах экономики; особой поддержки
наименее защищенных категорий граждан,
испытывающих трудности на рынке
труда. Приведенные базовые принципы
были детализированы в ряде правовых
актов МОТ, среди которых, прежде
всего, следует отметить Конвенцию
№ 97 (1949 г.) о трудящихся-мигрантах
и одноименную Рекомендацию; Конвенцию
и Рекомендацию №122 о политике в
области занятости (1964 г.) и ряд
других.
Основные направления
государственной политики Российской
Федерации в рассматриваемой
сфере перечисляются в Законе
РФ "О занятости населения в
РФ" от 19 апреля 1991г., с последующими
изменениями и дополнениями, в
соответствии с которым государство
проводит политику содействия реализации
прав граждан, нацеленную на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость. В частности,
государственная политика направлена
на развитие трудовых ресурсов, обеспечение
равных возможностей всем гражданам РФ
в осуществлении права на добровольный
труд в сочетании с разработкой специальных
мероприятий, способствующих обеспечению
занятости граждан, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы (инвалидов, женщин, лиц,
впервые ищущих работу, и др.).
_____________________
8.Трудовое право России: проблемы
теории: Коллективная монография. 2006.
2.2 Проблемы в
сфере трудового права
Анализ действующего российского
законодательства, регулирующего отношения
в сфере занятости и трудоустройства,
не позволяет сделать вывод о
существовании эффективного механизма
правового регулирования в данной
сфере. Вместе с тем проблемы, возникающие
в сфере занятости и трудоустройства,
относятся к числу наиболее актуальных
в России. Известно, что сегодня
в качестве основной предпосылки
трудоустройства выступает безработица,
которая приводит к различным
негативным последствиям социального,
экономического и психологического
характера. Данные об уровне безработицы
в регионах позволяют оценивать
ситуацию как критическую, поскольку
соответствующие цифры превышают
общероссийские показатели в полтора-три
раза5.
Однако большинство специалистов
небезосновательно полагают, что
реальный уровень безработицы значительно
выше. Подобные выводы базируются, прежде
всего, на таком объективно существующем
явлении на российском рынке труда,
как скрытая безработица. Данный
термин по-разному трактуется специалистами
различных областей знания. В самом
общем виде скрытая безработица
распространяется на ситуации, когда
работник, формально состоящий в
трудовых правоотношениях с работодателем,
не может быть на практике обеспечен
работой по причинам экономического
характера. Некоторые экономисты считают
скрытой безработицей случаи, когда
работодатель использует способности
конкретного работника не полностью,
что создает угрозу уровню квалификации
работников. Безработица с учетом
скрытой ее формы может быть оценена
как превышающая официально зарегистрированную
в 5 раз.
Проявлением скрытой безработицы
является неполная занятость, оценить
масштабы которой также представляется
проблематичным. Существующие социологические
исследования позволяют считать
неполную занятость весьма распространенным
в России явлением.
Ситуация с безработицей
в еще большей степени осложняется,
если принять во внимание существование
так называемого неформального
сектора экономики, масштабы которого
также практически невозможно оценить
объективно. Как отмечается в социологической
литературе, неформальный сектор может
охватывать следующих работающих граждан:
1) самостоятельно обеспечивающих себя
работой; 2) работников малых предприятий,
не зарегистрированных в установленном
порядке; 3) лиц, работающих без какого-либо
юридического оформления трудовых отношений,
в том числе работников так называемого
формального сектора, осуществляющих
дополнительно какую-либо деятельность
без соответствующего оформления или
регистрации, и ряд других. Примечательно,
что неформальный сектор экономики включает
в себя не только работников неквалифицированного
труда, но и высококвалифицированных специалистов.
Результаты социологических опросов свидетельствуют
о том, что почти 60% граждан, помимо основного
места работы, имеют дополнительный источник
дохода, и возникающие при этом отношения
не оформлены юридически.
С правовой точки зрения
проблема существования неформальных
трудовых отношений влечет за собой
снижение уровня гарантий прав работающих,
а также сложности с определением
правового статуса лица, обратившегося
в государственные органы по вопросам
занятости за содействием в трудоустройстве
(в частности, возникают затруднения
при решении вопроса о том,
относится ли гражданин к категории
занятых).