Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 03:17, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
Признак правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный признак носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного признака обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого признака состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Признак
правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
2)
особые тип правового
3)
стабильный правовой статус
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
Признак
единства права и закона. В правовом
государстве любой нормативно-
Признак
правового разграничения
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
В
плане содержания указанным признакам
соответствуют три
Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимания, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.
Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.
Принцип
формального равенства в
Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.
Индивидуально-правовой
компонент теории и практики правового
государства состоит в
Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно - складывающиеся в данном сообществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.
Институциональный
компонент правового
Правовое
государство принято
Таблица
1 - Сопоставление правового
Правовое государство | Полицейское государство |
Граждане
живут по принципу:
"разрешено то, что не запрещено" |
Граждане живут
по принципу:
"разрешено то, что разрешено" |
Законы позволяют гражданам делать все, что не нарушает деятельность государственных служб, прав других граждан | Законы позволяют администрации, властным структурам делать все, что не нарушает права человека |
Государство проводит либеральную политику, выполняя роль "ночного сторожа" | Государство занимает активную позицию, не ограничивается обеспечением безопасности |
Полицейское вмешательство в деятельность граждан возможно только при нарушении юридических запретов | Полицейское вмешательство имеет тенденцию к расширению под различными разумными предлогами |
Права и свободы граждан могут быть ограничены только в той мере, в которой это необходимо для защиты других (всех) | Права и свободы не отрицаются, но администрация их контролирует (разрешительный порядок, лицензирование и т.п.) |
Граждане исходят из презумпции: власть, администрация склонны злоупотреблять полномочиями | Государство, власть исходят из презумпции: граждане склонны злоупотреблять свободой |
Господствует конституция, правовые законы, на которых основываются все постановления администрации | Конституция, законы существуют, но распоряжения и приказы властей стоят на первом месте |
Закрепление в конституции, законах естественных прав человека рассматривается как важная юридическая гарантия | Закрепление прав,
свобод, безопасности граждан является
чисто формальным, гарантирует же
права высокое должностное |
Государство само не нарушает фундаментальные права граждан и обеспечивает их эффективную защиту от злоумышленников | Государство защищает свободу, жизнь, собственность граждан от посягательств преступников, но не от государственных структур |
Разделение властей преследует цель отделить силовые органы от органов властных, политических | Разделение властей (если оно имеет место) преследует цель прозаического делового разделения труда |
На первом месте стоят права и свободы, законные интересы человека | На первом месте стоят интересы государства, его бюджета, безопасности и т.д. |
Реалии сегодняшнего дня предполагают не "народный" характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системы открытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.В. Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно "мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в "винтиков" и "население", либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда "винтиками" обязаны быть государственные чиновники". Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному "зрителю" может показаться реальностью.
Таким
образом, правовое государство - это государство,
деятельность которого осуществляется
на основе и в рамках законов и которое
признает, уважает и охраняет права и свободы
граждан. К основным признакам правового
государства, подробно рассмотренным
выше, относят: правовую защищенность
человека, признание его высшей ценностью;
приоритет права, признание, соблюдение,
гарантирование и защита прав, свобод
и законных интересов гражданина; единство
права и закона, законность во всём; верховенство
и прямое действие конституции; внешний
и внутренний суверенитет государства;
соответствие национального законодательства
общепризнанным принципам и нормам международного
права; осуществление всех государственно-властных
полномочий государственными органами
только на основе конституции, правовых
законов; правовое разграничение деятельности
различных ветвей государственной власти;
высокий авторитет правосудия; свободные
и демократические выборы; многопартийность,
плюрализм, отсутствие монополизма в политике;
наличие антимонопольных механизмов в
экономике, равенство всех форм собственности,
высокий жизненный уровень всего населения;
реальность осуществления законных интересов
личности, единство его прав и обязанностей,
взаимная ответственность гражданина
и государства; высокий уровень просвещения
и правовой культуры граждан, наличие
развитого гражданского общества.
3.
Проблемы и перспективы
формирования правового
государства в
России
В
современном мире Россия занимает особое
место. В истории страны можно
отметить неоднократные попытки
утверждения ценностей
Информация о работе Идея демократического правового государства