Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 03:17, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Итак,
преимущества, которые новое Российское
государство, провозгласившее себя
правовым, предоставило всем гражданам,
сводятся в основном к возможности
критики властей и политической
борьбы, к расширению недвижимого
имущества за счет приватизации квартир
и к большей свободе
Что
же касается таких необходимых атрибутов
правового государства, как создание
эффективной системы
В целом в России формирующееся гражданское общество аморфно. Прежняя социальная структура была искусственно создана государством и представляла собой результат и одновременно гарантию его тоталитарности. Социальные группы ранжировались по уровню и объему потребления, предоставляемого государством в зависимости от места жительства, места работы (народнохозяйственного значения отрасли), занимаемой должности и некоторых других обстоятельств (пол, возраст, семейное положение, социальное происхождение, национальная принадлежность, партийность и т.п.).
Не
укоренился пока в стране такой важнейший
компонент западного
В целом, анализ современной ситуации приводит к следующим выводам:
Для России правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
Правовое
государство немыслимо без
Правовое государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических).
Российское
общественное устройство "физически"
не может повторять никакие из
имеющихся (американских, европейских
или азиатских) аналогов. Создание правовой
государственности в стране неизбежно
сопряжено с собственной
Издержки
демократии 90-х гг. - правовой произвол,
преступность, обнищание значительной
части населения - на рубеже XX и XXI вв.
вновь реанимировали достаточно
опасную ("старую") отечественную
идею о якобы "спасительной" миссии
так называемого "сильного государства".
В истории политической и правовой
мысли силовая характеристика государства
всегда неизбежно влечет и силовую
трактовку права (сила рождает право,
право - приказ власти, право есть не
что иное, как организованная сила).
Правовое же государство по природе
своей является антитезой "государству
силы" и эта противоположность в наших
условиях имеет принципиальное значение.
Заключение
Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие выводы.
1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.
2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.
3. Возникновение и эволюция идеи правового государства - процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.
4. Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство - антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
В начале XXI в. Россия вновь оказалась на перекрестке исторических дорог, в ситуации исторического выбора. Какие же выводы напрашиваются при таких обстоятельствах? Прежде всего, приходится констатировать, что в стране нет пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.
Теперь
уже общепризнанно, что создание
предпосылок для правового
В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемым стал уровень старой дореформенной законности.
В
ряду неурегулированных вопросов такие
важные для конституционного права,
как соотношение полномочий центра
и субъектов Федерации. Этот процесс,
процесс разграничения
К
сожалению, постсоветское государство
не является еще социальным государством,
хотя ст.7 Конституции РФ и провозглашает
это. Нет пока ни концепции строительства
нового социального государства, ни
системы конкретных программ, воплощающих
концептуальные принципы. Социальная
реформа возможна, но лишь при оживлении
экономики. Да и вся правовая реформа
далека еще от завершения. Само законодательство,
указы президента, акты правительства
противоречивы, зачастую не выполняются,
как не выполняются многие решения
судов, престиж которых в обществе
невысок. В последнее время
Правовая реформа в сфере осуществления государственной власти отнюдь не ограничивается правосудием. Важно обеспечить прямое действие положений Конституции РФ в деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Законотворчество субъектов Федерации не должно подрывать единство правового пространства России. Необходимо поэтому как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление конституционно-правовых санкций за умышленное неподчинение правовым актам федеральных органов власти или должностных лиц.
Основной
целью реформ в сфере правового
обеспечения экономики должно явиться
создание комплексного механизма правового
регулирования, отвечающего как
законам и требованиям
Одним
из факторов, гарантирующих успешное
формирование правового государства,
является совершенствование
Такова
в общих чертах законодательная
стратегия на ближайшие годы. Для
ее реализации необходимо отработать
механизм своевременной подготовки
и принятия законов, регулирующих все
стороны жизни российского
Список
литературы
Информация о работе Идея демократического правового государства