Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 03:17, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Тем не менее, нынешнее состояние России оценивается по-разному. Так, академик Н.Н. Моисеев пишет: "Воспринимаю все происшедшее в моей стране не как кризис, а как катастрофу. И не только личную, не только национальную." Писатель А.И. Солженицын отмечал: "Россия измучена преступлениями, грабежами национального достояния в миллиарды и миллиарды долларов - не последовало ни одного весомого уничтожения и не одного гласного суда". Небезынтересна и точка зрения американского политолога, профессора Стивена Коэна, который считает, что в России в 90-е гг. XX века "происходила кошмарная национальная трагедия"
Проблема осмысления специфики правовой государственности в современной России является одним из центральных вопросов в отечественном государствоведении. Современные исследования идут в нескольких направлениях. Во-первых, рассматриваются историко-правовые и общекультурные предпосылки формирования правового государства в России. Во-вторых, большое значение уделяется вопросу о "приживаемости" идеалов правового государства и открытого общества в условиях российской действительности. В-третьих, анализируется содержание действующих и принимаемых нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов) с точки зрения их соответствия принципам, основным характеристикам и функциям правового государства.
Обращаясь
к истории государственно-
События революции 1917 г. и последующая советская история характеризуются торжеством принципиально иных концепций и взглядов. Уже с конца 20-х гг. складывается тоталитарная политическая система, в которой право превращено в инструмент господства государства, расцветает так называемый "культ личности", "скорострельная юстиция", идет быстрое огосударствление всех сфер (включая личную и семейную) общественной жизни. Презрение к состязательному суду при сохранении внешнего антуража (известные имитации открытых, состязательных процессов), презумпции невиновности, допустимости доказательств в уголовном процессе, практическое выхолащивание сущности адвокатуры (адвокаты должны были заниматься чем угодно, кроме своих непосредственных функций - реальной защиты прав и законных интересов своих клиентов) - это лишь немногое из того, что можно было бы сказать об "особенностях" этого периода. Теория правового государства, естественно, открыто объявляется буржуазно-апологетической и вредной для социализма.
После смерти Сталина в 1953 г. делаются робкие попытки реанимировать некоторые идеи правового государства, но при условии сохранения прежнего политического режима, начинается так называемый "период оттепели". Однако эти попытки с самого начала были обречены на провал. С распадом СССР и постепенным отказом от социалистической идеологии в стране правовое государство начинает восприниматься именно как общемировая идея. Приходит понимание того, что понятия "правовое государство" и "тоталитарное государство" являются антиподами. Правовое государство, несмотря на то, что, на самом деле, нет и никогда не было одной-единственной идеи правового государства, должно быть действительно понято в его единственном смысле как государство, связанное с правом, без прилагательных типа "социалистическое" или "буржуазное". Было также признано, что советское государство по сути своей всегда являлось тоталитарным.
Советское
правоведение принципиально не признавало
понятия "правовое государство".
В фундаментальном
Начатая
М. Горбачевым либерализация
С
одной стороны, это был зондаж
состояния умов научной интеллигенции,
а с другой - показатель того, что
руководство партии (оно же руководство
страны) испытывает интеллектуальный
голод. Конечно, и в идеологическом
аппарате ЦК КПСС были люди, мыслившие
гораздо прогрессивнее, чем в
среднем масса партийных
Итак,
идея правового государства
Поэтому
неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная
конференция КПСС, сыгравшая большую
роль в либерализации режима, провозгласила
курс на построение лишь социалистического
правового государства: "Конференция,
- говорилось в ее резолюции, - считает
делом принципиальной важности формирование
социалистического правового
В отличие от категории "демократия", более или менее известной массам, термин "правовое государство" входил тогда лишь в элитарный словарь. Поэтому его введение в более широкий оборот, даже в сочетании со словом "социалистическое", выглядело в глазах людей как значительный поворот, если не в политике, то во всяком случае в настроениях правящей верхушки.
Общая логика процесса либерализации, охватившего постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового государства. Оно быстро стало популярным. К 1989-1992 гг. относится наибольшее число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали уже классическим представлениям о правовом государстве.
Однако
Россия, как и большинство
переход от тоталитарного режима к демократическому через разрушение тоталитаризма как политического режима. Только после подрыва основ тоталитаризма в государственно-правовой сфере возможно движение в сторону формирования гражданского общества демократии и рыночных отношений;
для
большинства
Л.А.
Морозова отмечает сущностную черту
современной российской государственности,
в частности, "существование наряду
с демократическими элементами авторитарных
методов и средств. Опасность
подобного симбиоза состоит в
том, что может привести к восстановлению
тоталитарной государственности, появлению
антидемократических
следует отметить длительность переходного состояния государственности. Среди условий, в которых развивается российское государство, особую значимость имеют отсутствие соответствующей среды для развития демократических процессов, слабость гражданского общества, правовой нигилизм, недоверие к власти со стороны масс, известный экономический и социальный разрыв между столицей и регионами.
нельзя забывать о полиэтническом характере России, культурном и религиозном "разбросе", открытом характере национального вопроса, огромной территории, сложности земельной проблемы и т.д.
Особое
внимание необходимо уделить правовым
вопросам. Для российского общественного
сознания, пожалуй, наиболее трудным
является освоение соответствующих
природе правового государства
отношений между личностью и
обществом, государством и гражданином.
Хотя понятие "гражданского общества"
еще со времен перестройки усилиями
демократической элиты и
На
этом фоне, конечно, нельзя не отметить
и элементов новизны, возникших
в процессе перехода от социалистического
государства к
Практически впервые у россиян появилась подлинная возможность выразить свою волю на выборах, заниматься политической деятельностью и участвовать в политической борьбе. Однако уродливый характер партий, за редкими исключениями представляющих собой клики, сложившиеся вокруг "лидеров", ведет к апатии и индифферентности.
Появилась
большая свобода в выборе рода
деятельности, в том числе
Информация о работе Идея демократического правового государства