Идея демократического правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 03:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Работа состоит из  1 файл

идея демократического правового государства.docx

— 80.37 Кб (Скачать документ)

     Тем не менее, нынешнее состояние России оценивается по-разному. Так, академик Н.Н. Моисеев пишет: "Воспринимаю  все происшедшее в моей стране не как кризис, а как катастрофу. И не только личную, не только национальную." Писатель А.И. Солженицын отмечал: "Россия измучена преступлениями, грабежами национального достояния в миллиарды и миллиарды долларов - не последовало ни одного весомого уничтожения и не одного гласного суда". Небезынтересна и точка зрения американского политолога, профессора Стивена Коэна, который считает, что в России в 90-е гг. XX века "происходила кошмарная национальная трагедия"

     Проблема  осмысления специфики правовой государственности  в современной России является одним  из центральных вопросов в отечественном государствоведении. Современные исследования идут в нескольких направлениях. Во-первых, рассматриваются историко-правовые и общекультурные предпосылки формирования правового государства в России. Во-вторых, большое значение уделяется вопросу о "приживаемости" идеалов правового государства и открытого общества в условиях российской действительности. В-третьих, анализируется содержание действующих и принимаемых нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов) с точки зрения их соответствия принципам, основным характеристикам и функциям правового государства.

     Обращаясь к истории государственно-правовой мысли, ряд авторов подчеркивает наличие соответствующих идей в  работах И.Т. Посошкова ("Книга о скудости и богатстве", 1724), С.Е. Десницкого ("Представление об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи", 1768), П.И. Новгородцева ("Общественный идеал в свете современных исканий" (1910) и "Демократия на распутье"). Кроме этого можно выделить ряд академических трудов Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, И.И. Палиенко, С.А. Котляревского и др., в которых будущее России связывается с идеями конституционализма и прав человека, с господством права во всех сферах государственной жизни. Огромный вклад внесла деятельность различных государственных чиновников "конституционалистов" и реформаторов (М.М. Сперанского, М.Т. Лорис-Меликова, Н.П. Игнатьева, С.Ю. Витте и др.). Однако в условиях устоявшейся, исторически обусловленной патерналистски-патриархальной действительности, выраженного конфликта традиционных и "реформаторских" ценностей в сознании самих прогрессивных государственных деятелей их усилия в этом направлении оказались бесплодными. Большое значение в разработке идей, связанных с ограничением власти в пользу общества, имеют также "диссидентские" взгляды А.Н. Радищева, П. Пестеля, И. Муравьева, А.И. Герцена и др Таким образом, до 1917 г., несмотря на сложную социально-политическую обстановку, отсутствие должным образом структурированного гражданского общества, господство традиционно-патриархальных, консервативных взглядов, в отечественной политико-правовой мысли идеи правовой государственности возникали и развивались.

     События революции 1917 г. и последующая советская история характеризуются торжеством принципиально иных концепций и взглядов. Уже с конца 20-х гг. складывается тоталитарная политическая система, в которой право превращено в инструмент господства государства, расцветает так называемый "культ личности", "скорострельная юстиция", идет быстрое огосударствление всех сфер (включая личную и семейную) общественной жизни. Презрение к состязательному суду при сохранении внешнего антуража (известные имитации открытых, состязательных процессов), презумпции невиновности, допустимости доказательств в уголовном процессе, практическое выхолащивание сущности адвокатуры (адвокаты должны были заниматься чем угодно, кроме своих непосредственных функций - реальной защиты прав и законных интересов своих клиентов) - это лишь немногое из того, что можно было бы сказать об "особенностях" этого периода. Теория правового государства, естественно, открыто объявляется буржуазно-апологетической и вредной для социализма.

     После смерти Сталина в 1953 г. делаются робкие попытки реанимировать некоторые идеи правового государства, но при условии сохранения прежнего политического режима, начинается так называемый "период оттепели". Однако эти попытки с самого начала были обречены на провал. С распадом СССР и постепенным отказом от социалистической идеологии в стране правовое государство начинает восприниматься именно как общемировая идея. Приходит понимание того, что понятия "правовое государство" и "тоталитарное государство" являются антиподами. Правовое государство, несмотря на то, что, на самом деле, нет и никогда не было одной-единственной идеи правового государства, должно быть действительно понято в его единственном смысле как государство, связанное с правом, без прилагательных типа "социалистическое" или "буржуазное". Было также признано, что советское государство по сути своей всегда являлось тоталитарным.

     Советское правоведение принципиально не признавало понятия "правовое государство". В фундаментальном четырехтомном  труде "Марксистско-ленинская общая  теория государства и права" говорилось: "Вопрос о соотношении политической власти, государства, с одной стороны, и буржуазного права - с другой, пользуется неизменным вниманием буржуазной науки. Основная концепция данной проблемы сводится к так называемому "правовому  государству", или "господству права" над государством (кроме нее имеют  хождение и некоторые "этатистские" теории примата государства над правом). Такой подход для советской юридической науки к категории правового государства был естествен. Ведь марксистская доктрина определяет не только государство как "машину для подавления одного класса другим", но и право как "волю господствующего класса, возведенную в закон"

     Начатая М. Горбачевым либерализация коммунистического  режима, известная как "перестройка", не могла не сказаться и на юридической  мысли. То, что у многих ученых-юристов  находилось под спудом, те сомнения, которые они не могли высказывать, не рискуя потерять работу и даже свободу, при ослаблении идеологических пут  стало вырываться наружу. В разных юридических образовательных и  научных институтах многие ученые открыто  заговорили о неравнозначности понятий "закон" и "право", о том, что  только в правовом государстве могут  быть реально защищены права человека.

     С одной стороны, это был зондаж состояния умов научной интеллигенции, а с другой - показатель того, что  руководство партии (оно же руководство  страны) испытывает интеллектуальный голод. Конечно, и в идеологическом аппарате ЦК КПСС были люди, мыслившие  гораздо прогрессивнее, чем в  среднем масса партийных чиновников (например, А. Яковлев, Г. Шахназаров, Ф. Бурлацкий и др.), но и им требовалась интеллектуально-идейная подпитка (что, кстати, нормально для любой политической системы).

     Итак, идея правового государства постепенно просочилась в партийный аппарат. Этот процесс можно датировать примерно 1987-1988 годами. Однако в классическом виде данная идея не могла быть принята  в то время.

     Поэтому неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная  конференция КПСС, сыгравшая большую  роль в либерализации режима, провозгласила  курс на построение лишь социалистического  правового государства: "Конференция, - говорилось в ее резолюции, - считает  делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства  как полностью соответствующей  социализму формы организации политической власти". Конечно, можно сказать, что прилагательное "социалистическое" меняет саму суть понятия "правовое государство". Так же как в корне  меняет суть понятие демократии, когда  соединяется с прилагательным "социалистическая" (согласно доктрине В. Ленина о существовании  лишь классовой демократии).

     В отличие от категории "демократия", более или менее известной  массам, термин "правовое государство" входил тогда лишь в элитарный  словарь. Поэтому его введение в  более широкий оборот, даже в сочетании  со словом "социалистическое", выглядело  в глазах людей как значительный поворот, если не в политике, то во всяком случае в настроениях правящей верхушки.

     Общая логика процесса либерализации, охватившего  постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового  государства. Оно быстро стало популярным. К 1989-1992 гг. относится наибольшее число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали уже классическим представлениям о правовом государстве.

     Однако  Россия, как и большинство постсоциалистических государств, не смогла в одночасье  реализовать на практике фундаментальные  принципы либеральной демократии и  открытого общества. Она вступила в переходный период. Для страны переходного периода специфичны:

     переход от тоталитарного режима к демократическому через разрушение тоталитаризма как политического режима. Только после подрыва основ тоталитаризма в государственно-правовой сфере возможно движение в сторону формирования гражданского общества демократии и рыночных отношений;

     для большинства постсоциалистических государств характерен так называемый "парадокс" Э. Геллнера, а именно - стремление демократического государства "сверху" осуществить проект нового социального строя, "сверху" и в спешке ввести в действие гражданское общество и рыночную экономику. Подобная стратегия и соответствующая ей тактика вряд ли способны привести к желаемым результатам. Проведение крупных реформ "сверху", по инициативе государственной власти, составляет историческую особенность России. Это относится и к реформам Петра Великого, и к отмене крепостного права, и к проведению судебной реформы 1864 г., и т.п. Отечественное государство вынуждено привлекать к процессу реализации правовых и политических реформ государственный аппарат, бюрократические структуры, что часто вызывает недоверие народа к государственным мероприятиям, еще раз подчеркивает и так всегда существовавший разрыв между властью и обществом;

     Л.А. Морозова отмечает сущностную черту  современной российской государственности, в частности, "существование наряду с демократическими элементами авторитарных методов и средств. Опасность  подобного симбиоза состоит в  том, что может привести к восстановлению тоталитарной государственности, появлению  антидемократических политических сил, нарастанию противоречия в обществе и, как следствие, к конфликтной  ситуации";

     следует отметить длительность переходного  состояния государственности. Среди  условий, в которых развивается  российское государство, особую значимость имеют отсутствие соответствующей  среды для развития демократических  процессов, слабость гражданского общества, правовой нигилизм, недоверие к власти со стороны масс, известный экономический  и социальный разрыв между столицей и регионами.

     нельзя  забывать о полиэтническом характере  России, культурном и религиозном "разбросе", открытом характере национального  вопроса, огромной территории, сложности  земельной проблемы и т.д.

     Особое  внимание необходимо уделить правовым вопросам. Для российского общественного  сознания, пожалуй, наиболее трудным  является освоение соответствующих  природе правового государства  отношений между личностью и  обществом, государством и гражданином. Хотя понятие "гражданского общества" еще со времен перестройки усилиями демократической элиты и средств  массовой информации стало весьма широко распространяться в России, однако в настоящее время можно говорить только о самом раннем начальном  этапе становления такого общества. Структура его аморфна, а нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению важнейших проблем. Средний россиянин чаще всего убежден, что все проблемы страны должны решаться властью, и не склонен объединяться с другими людьми, чтобы участвовать в какой-либо социальной, коллективной деятельности по решению этих проблем. В этом отношении весьма характерно, что большинство, считающие необходимым развитие демократии, не предает значения ни формированию независимых от государства общественных организаций и объединений, ни становлению самоуправления на муниципальном уровне.

     На  этом фоне, конечно, нельзя не отметить и элементов новизны, возникших  в процессе перехода от социалистического  государства к общедемократическому. Это и принятие Конституции РФ 1993 г., и обновление отраслевого законодательства (в области уголовного, гражданского, семейного права, трудового, уголовно-процессуального и др.), возникновение новых государственно-правовых институтов (институт Президента, Конституционный Суд и др.), и формирование таких демократических структур, как мировые судьи, третейские суды, органы местного самоуправления и т.д.

     Практически впервые у россиян появилась  подлинная возможность выразить свою волю на выборах, заниматься политической деятельностью и участвовать  в политической борьбе. Однако уродливый  характер партий, за редкими исключениями представляющих собой клики, сложившиеся  вокруг "лидеров", ведет к апатии и индифферентности.

     Появилась большая свобода в выборе рода деятельности, в том числе предпринимательской, и государство перестало быть монопольным работодателем. Но наряду с этим резко пал уровень жизни  широких слоев населения, значительно  снизились степень и качество социального обеспечения, бесплатного  медицинского обслуживания и образования. Провозглашенное в Конституции  правовое государство свертывает свои социальные функции. Частично это происходит из-за недостатка средств.

Информация о работе Идея демократического правового государства