Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, хотелось бы обозначить цель данной работы, а именно, изучение понятия прецедентного права Европейского Суда, значимости прецедентов в Европейском праве и важность той роли, которую играет Суд ЕС.
В добавок к цели считаю важным определить следующие задачи данной работы: во-первых, ознакомится с историей возникновения Суда ЕС, во-вторых, указать функции и полномочия Суда ЕС, в-третьих, определить его юрисдикцию, в-четвёртых, отразить вопросы, касающиеся создания прецеднтов в праве Европейского Союза и, наконец, провести анализ определённых источников.
Введение……………………………………………………………………….3
Правовая характеристика судебной системы Европейского Союза..6
История становления Суда Европейских Сообществ………………..7
Структура и полномочия Европейского Суда……………………......8
Структура и полномочия Суда первой инстанции………………….11
Юрисдикция Суда Европейских Сообществ………………………..12
Анализ прецедентного права Европейского Союза………………...15
Понятие прецедентного права Европейского Союза……………….15
Особенности создания прецедентов Европейским Судом…………19
Анализ и значимость прецедентов для Европейского права………21
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованных источников……………………………………….27
Состав Суда формируется правительствами государств-членов «по общему согласию» в соответствии с национальными квотами [9,ст. 223]
Государство-член Европейского Союза, таким образом, делегирует кандидата в судьи, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа «тайны совещательной комнаты». Реальная личная независимость служит одним из двух обязательных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Следовательно, что, например, крупный партийный функционер лишен возможности стать членом Суда.
Согласно договора, учреждающего Европейское Сообщество (ст. 223) допускается к назначению судьями и генеральными адвокатами лица, обладающие необходимой компетентностью. Кандидатом в члены Суда может быть:
— человек, который в своем государстве соответствует требованиям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Испании;
- либо «юрисконсульт с общепризнанной компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права.
Срок полномочий всех членов Суда — шесть лет. По его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено. К сказанному следует добавить, что должность генерального адвоката нередко служит основанием для назначения ее обладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в три года. [7]
Количество
членов Суда и порядок их назначения
определены в учредительных договорах
(например, ст.221 Договора, учреждающего
Европейское Сообщество). Но если порядок
назначения судей не подвергался
изменениям, то количественный состав
Суда приходилось не раз пересматривать.
По мере того как расширялись сообщества,
а это происходило
Каждые три года путем тайного голосования, абсолютным большинством голосов судьи избирают Председателя Суда ЕС (President des Gerichtshofs), который играет особую роль в руководстве Суда («в случае, если не один из кандидатов на пост председателя не наберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, где избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов»). Также как и судья, он может быть переизбран вновь. Председатель Суда ЕС занимается руководством работой Суда и его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует при обсуждении дел в совещательной комнате, на пленарных заседаниях Суда. К его компетенции также относится назначение судьи-докладчика, распределение дел между палатами. [7]
Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория членов Суда была введена по образцу судебной системы Франции, где похожая должность существовала еще в Средневековье. «Задача генерального адвоката — действуя полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда». [9,ст. 222 ]
Судом также на шесть лет назначается постоянный секретарь (грефье (“Greffier)), работающий под руководством Председателя Суда. Главной его задачей является обеспечение всех процедурных вопросов: он ведает приемом, переадресацией, хранением всей документации, хранением архивов, печати; является ответственным за опубликование решений и других документов суда, оказывает техническую помощь на заседаниях Суда и палат, присутствует на заседаниях. В своем подчинении грефье имеет административные и технические службы, с помощью специального управляющего он руководит бухгалтерией и финансовыми делами. За исполнение вышеперечисленных обязанностей он подотчетен Председателю Суда. В руководстве финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.[29]
Секретарь — это должностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование решений Суда. Секретарь, кроме того, осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.
В
состав Суда входят специализированные
подразделения: «служба информации
(Information Office), лингвистическая служба (Департамент
переводов (Translation Directorate)), секретариат,
библиотека и Отдел исследований и документации
(Reserch and Documentation Division)». В частности, Отдел
исследований и документации обеспечивает
судей и генеральных адвокатов необходимой
информацией о праве Сообщества и сравнительными
обзорами по правовым системам стран-участниц
ЕС. [29]
При
формировании Суда первой инстанции
применяется такая же процедура
как и при формировании Суда ЕС.
Члены Суда первой инстанции назначаются
с общего согласия правительствами
государств-членов сроком на шесть
лет. Главное требования к судье
высокая профессиональная квалификация
и независимость. До вступления в
должность на первом же открытом заседании
Суда, на котором вновь избранный
член присутствует, он приносит присягу,
в которой клянется осуществлять
свои функции полностью
В свою очередь, мне кажется, что выражение отдельного мнения судьями позитивно бы сказалось на развитии Европейского права. Я полагаю, что вынесение решения от имени Суда содержит в себе как плюсы, так и минусы. С одной стороны, единогласное решение несёт в себе большую важность, с другой стороны, отдельные мнения судей также зачастую весьма продуктивны. Как показывает практика Международного Суда ООН, решения судей порой служат развитию правовых норм и обычаев.
Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Обновление Суда происходит наполовину также каждые три года.
Основное отличие заключается
в том, что в рамках Суда
первой инстанции отсутствует
институт генеральных
Суд первой инстанции также назначает регистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персонала Суда ЕС.
В большинстве случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей, которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания проводятся в процессе слушания дел особой важности.[10 c. 89]
В полномочия Суда первой инстанции входит рассмотрение дел касательно трудовых споров.
Он же рассматривает дела, относящиеся к оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся частнопредпринимательской деятельности. Суд первой инстанции рассматривает иски, предъявляемые частными лицами против институтов Сообществ на основании ст. 230, относящиеся к контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции этого Суда относится разрешение дел по ст. 232 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, предусматривающей возможность предъявления иска о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. Суд рассматривает также иски по ст. 235 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 288 этого же Договора. [9]
Существенное расширение юрисдикции было осуществлено решением Совета 93/350 от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в Суде первой инстанции исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли. [28]
Договор,
учреждающий Европейское
1.4.Юрисдикция
Суда Европейских Сообществ
Суд обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств-членов, органов Союза и других субъектов. Юрисдикция — это всегда круг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.
По своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:
1) разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция;
2) рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, — преюдициальная (косвенная) юрисдикция;
3) разбирать дела в порядке предварительного контроля. [11]
Дела,
относящиеся к прямой юрисдикции
— это споры, возникающие в
ходе реализации в жизнь норм права
ЕС. Круг лиц, которых можно привлечь
к Суду в качестве ответчика, является
ограниченным. Наиболее часто нарушителями
«европейских» правил выступают, естественно,
физические и юридические лица. Соответствующие
дела (и гражданские, и уголовные)
рассматривают национальные суды государств-членов,
которые обязаны в том случае
применять непосредственно
Суд Европейских сообществ по общему правилу иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств-членов не рассмат ривает. К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.
В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед Судом могут привлекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органы Европейского Союза, а также их должности лица и служащие. [11]
В результате рассмотрения дел Судом ЕС может быть издано судебное решение, рекомендательное заключение или постановление, а также другие акты. Постановления или заключения появляются гораздо реже, чем решения, но имеют серьезные последствия для деятельности Европейских Сообществ и государств-членов. Например, когда институты ЕС, либо государство-член запрашивают заключение на предмет соответствия соглашение, которое Сообщество планирует заключить с государством, не являющимся его членом Договору о ЕС. Хотя заключения носят рекомендательный характер, они имеют юридические последствия.
Информация о работе Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции