Автор работы: b*******@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 17:07, доклад
Одним из серьезных тормозов на пути организации и деятельности третейских судов в наше время является слабая правовая регламентация данных отношений и, как следствие, наличие множества неясных и спорных вопросов в их регулировании.
Одним из серьезных тормозов на пути организации и деятельности третейских судов в наше время является слабая правовая регламентация данных отношений и, как следствие, наличие множества неясных и спорных вопросов в их регулировании.
Третейский суд при разрешении споров руководствуется законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, законами и иным законодательством республик в составе Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями, международными договорами.
Третейский суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон.
В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное правоотношение, третейский суд применяет законодательство, регулирующее сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и смысла законодательства.
Третейский суд
принимает решение в
Хотелось бы напомнить,
какое количество нормативных актов
на сегодняшний момент регулируют деятельность
третейских судов. С 1964 года действует
Положение о третейском суде (Приложение
№ 3 к ГПК РСФСР), которое регулирует
деятельность третейских судов, создаваемых
для рассмотрения конкретного спора.
Временное положение о
На мой взгляд, новый закон о третейских судах должен стать единым нормативным актом для всех третейских судов и деятельность международного коммерческого арбитража в том числе должна основываться на нем. И совсем другое дело, что третейские суды “ad hoc”, постоянно действующие третейские суды и международный коммерческой арбитраж имеют некоторые различия. Сущность их остается единой. Третейские суды - альтернатива государственной юстиции, смысл которых - инициатива сторон. А следовательно, во избежание путаницы необходимо найти и обобщить то общее у них, чтобы из этого получился качественный закон.
Необходимость принятия
такого закона связана и с тем,
что с апреля 1995 года в России
действуют новый Арбитражный
процессуальный кодекс и новый Федеральный
конституционный закон “Об
Что же касается проекта федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” С.А.Шишкина, то по моему мнению данный проект содержит некоторые неточности.
Третейский суд
– постоянно действующий
В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и действуют при этих организациях – юридических лицах (например, третейский суд при РАО ЕЭС «Россия»).
Спор может быть
передан на разрешение третейского
суда при наличии заключенного между
сторонами третейского со
Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных договоров РФ и иных нормативных правовых актов, Действующих на территории Российской Федерации.
Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства, Третейский суд, для разрешения конкретного спора, осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.
Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Ответчик также вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.
После исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение.
Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной, путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда (статья 40 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.). Компетентный суд – арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.
Исходя из положений Закона "О международном коммерческом арбитраже" принципами третейского (арбитражного) разбирательства являются следующие основные положения:
- обеспечение равного
отношения к сторонам и
- независимость и беспристрастность арбитров (ч.1 ст.12 "Отвод арбитров");
- принципы "компетенции-компетенции"
и автономности арбитражной
- принцип окончательности
и обязательности арбитражного
решения (ст.34 "Ходатайство об
отмене как исключительное
Выделение «дополнительных»
принципов можно найти в
- Независимость и беспристрастность третейского судьи;
-Равенство прав сторон;
- Гласность третейского разбирательства;
- Состязательность
сторон в третейском
- Содействие Третейским
судом достижению сторонами
- Обязательность решения Третейского суда;
- Добровольность
исполнения решения
В Положении о
Третейском суде при Министерстве Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке
- Содействие Третейским
судом достижению сторонами
- Язык третейского разбирательства;
- Сохранение тайны.
1). Принципы - это
такие основополагающие идеи, которые
закреплены в нормах
2). Важной особенностью
принципов третейского
3). Принципы состоят
между собой в определенной
взаимосвязи, обусловленной
4). Значительное влияние на современную систему принципов судопроизводства в третейских судах, как и других судах, оказывает концепция прав человека и ее положения, отраженные в различных международно-правовых актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в деятельности международных органов правосудия, особо - Европейского суда по правам человека. Ряд исследователей связывают третейское судопроизводство (право на третейский суд) с основными правами и свободами человека и гражданина.
Таким образом, принципы
третейского разбирательства - это
закрепленные в нормах законодательства
о третейских судах нормативные
положения, касающиеся отправления
правосудия в сфере хозяйственной
юрисдикции, отражающие особенности
данного вида судопроизводства и
характеризующие содержание правоприменительной
деятельности.
Третейское соглашение
- соглашение сторон о передаче на рассмотрение
третейского суда конкретного спора,
определенных споров или всех споров,
которые уже возникли или могут
возникнуть между ними в будущем
в связи с каким-либо правоотношением,
независимо от того, носило ли оно договорный
характер. Такое соглашение о передаче
спора на рассмотрение международного
коммерческого арбитража, а также
иностранного арбитража называется
арбитражным соглашением*(361).
Третейское соглашение может заключаться
до принятия арбитражным судом первой
инстанции решения по спору (ч. б ст.4 АПК;
ч. З ст. З ГПК).
Третейское соглашение должно заключаться
в письменной форме. С введением в действие
Федерального закона от 24 июля 2002 г. "О
третейских судах в Российской Федерации"
в основном унифицированы требования
к письменной форме третейского соглашения
и арбитражного соглашения в международном
коммерческом арбитраже. Третейское (арбитражное)
соглашение считается заключенным в письменной
форме, если оно содержится в документе,
подписанном сторонами, либо заключено
путем обмена письмами, сообщениями по
телетайпу, телеграфу или с использованием
других средств электронной или иной связи,
обеспечивающих фиксацию такого соглашения.
Ссылка в договоре на документ, содержащий
условия передачи спора на разрешение
третейского суда, является третейским
соглашением при условии, что договор
заключен в письменной форме и данная
ссылка такова, что делает третейское
соглашение частью договора. Кроме того,
в международном коммерческом арбитраже
считается заключенным в письменной форме
арбитражное соглашение, если оно заключено
путем обмена исковым заявлением и отзывом
на иск, в которых одна из сторон утверждает
о наличии соглашения, а другая против
этого не возражает (ст.7 Федерального
закона "О третейских судах в Российской
Федерации"; ст.7 Закона РФ "О международном
коммерческом арбитраже").
Представляется что практика применения
ст.7 Федерального закона "О третейских
судах в Российской Федерации" может
формироваться на основе расширительного
толкования такого способа заключения
третейского соглашения в письменной
форме, как "обмен письмами, сообщениями".
Имелось в виду*(362), что "обмен письмами,
сообщениями" подразумевает "обмен
исковым заявлением и отзывом на иск, в
которых одна из сторон утверждает о наличии
соглашения, а другая против этого не возражает".
О правомерности квалификации подписанного
с использованием электронной подписи
или обмена электронными документами
третейского (арбитражного) соглашения
как удовлетворяющего требованиям заключения
такого соглашения в письменной форме
свидетельствует содержание новейших
документов Рабочей группы по вопросам
третейского суда Комиссии ООН по праву
международной торговли (ЮНСИТРАЛ')*(363').
В этих документах отмечено, что "статья
7 (2) Типового закона "О международном
коммерческом арбитраже", очевидно,
признает действительность любых средств
телекоммуникационной связи, "которые
обеспечивают фиксацию соглашения"".
Такая редакция охватывает как телексы
и факсимильные сообщения, так и широко
используемые электронную почту и электронный
обмен данными (ЭОД). Рабочая группа обратилась
к Генеральной Ассамблее ООН с предложением
о разработке проекта документа, который
бы подтвердил интерпретацию ст.II (2) Нью-Йоркской
конвенции "О признании и приведении
в исполнение иностранных арбитражных
решений" как охватывающую электронную
связь в значении определения ст.2 Модельного
закона об электронной торговле.
Приведенный выше подход Рабочей группы
Комиссии ООН по праву международной торговли
(ЮНСИТРАЛ) представляется применимым
и в российской правоприменительной практике,
в основу которой могут быть положены
совпадающие по содержанию нормы российских
законов.
Информация о работе Решение экономических споров третейским судом