Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности и организации местной публичной власти и изучение различных аспектов местного самоуправления.
При написании курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уставы муниципальных образований. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия системы местного самоуправления. 5
1.1. Понятие местного самоуправления. 5
1.2. Организационные формы осуществления местного самоуправления 9
Глава 2. Представительный орган местного самоуправления 14
2.1. Порядок формирования. 14
2.2. Компетенция 14
2.3. Депутат представительного органа. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Карпенкова.docx

— 68.74 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения» 
 

                  Выполнила:

                  студента 533  группы факультета ГМУ

                  Карпенкова  Ю.В. 
                   

                  Научный руководитель:

                  доцент, к.п.н.

                  Нужнова Светлана Львовна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Ростов-на-Дону, 2011 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные понятия  системы местного самоуправления. 5

1.1. Понятие местного самоуправления. 5

1.2. Организационные  формы осуществления  местного самоуправления 9

Глава 2. Представительный орган местного самоуправления 14

2.1. Порядок формирования. 14

2.2. Компетенция 14

2.3. Депутат представительного  органа. 18

Заключение 21

Список  использованной литературы 36 

 

Введение

    В Конституции РФ говориться: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)1. Местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.

    Современное самоуправление в России находится на стадии становления. И этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет довольно динамично и продолжается сегодня.

    Предметом данной курсовой работы является представительный орган поселения.

    А объектом - местное самоуправление как институт публичной власти на местах.

    Несмотря  на довольно долгий срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации.

    При рассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя не обратить внимания на конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления2:

    1. право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);
    2. право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);
    3. право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
    4. право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
    5. право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).

    То  есть здесь мы видим довольно широкий  спектр конституционных прав граждан  Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в  данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного постперестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.

    Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность  со стороны органов и должностных  лиц местного самоуправления существуют в отношении, в том числе, и  населения муниципального образования.

    Также среди задач курсовой работы можно  выделить следующие:

    - изучение понятия и явления местного самоуправления в целом;

    - выявление общих характеристик местного самоуправления в России;

    - исследование организации местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Целью данной курсовой работы является анализ деятельности и организации местной публичной власти и изучение различных аспектов местного самоуправления.

    При написании курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уставы муниципальных образований. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

 

Глава 1. Основные понятия  системы местного самоуправления.

1.1. Понятие местного самоуправления.

    Интересным  является трактовка понятия местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3). Здесь  «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных  дел и управлять ею, действуя в  рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения». Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»3.

    Местное самоуправление в России имеет давнюю историю. Земские учреждения существовали с середины XIX века. В их ведении  находились управление имуществом, капиталами, денежными сборами и благотворительными заведениями земств, устройство и  содержание земских зданий, путей  сообщения, обеспечение продовольствием, развитие местной торговли и промышленности, попечительство народного образования  и здравоохранения, воинское и гражданское  управление. "Земским положением" (1864 г.) земская и городская власть была отделена от государственной.

    Это в царской России. А в советский  период нашей истории столь явной  автономии власти на местах не было. Как уже было сказано выше, в  Союзе ССР власть в городах, районах  городов и прочих населённых пунктах  была частью государственной власти. Статья 1 закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР» гласит, что «городской, районный в городе Совет народных депутатов как орган государственной власти в городе, городском районе решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета». Отметим также, что «Советы рабочих и солдатских депутатов, родившиеся в ходе Февральской революции, были выборными органами трудящихся масс»4. То есть они изначально были своеобразными органами публичной власти на местах. Это особенно соответствует марксистско-ленинскому определению публичной власти как «политической власти господствующего класса». Особенность Советов народных депутатов в данном случае состояла в том, что руководствовались они в своей деятельности помимо законов, действующих на территории СССР, «постановлениями и иными актами Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, указами и постановлениями Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, решениями вышестоящих Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов» (Закон РСФСР от 29 июля 1971 года «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР», ст. 3).

    Таким образом, статья 3 выше упомянутого  закона подтверждает, что Советы народных депутатов местного уровня были частью системы государственных органов  управления страной.

    Сегодня подходы к определению и реализации местного самоуправления несколько  изменились. «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995г., ст. 2). Таким образом, здесь прослеживаются следующие отличия от принципов советского законодательства в вопросе определения власти на местах:

    1. В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей;
    2. В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), но «исторические и иные местные традиции».

    Очевидно, что такие изменения в законодательстве кардинально меняют не просто подходы  к управлению всеми сферами жизни  муниципального образования, но и позволяют (руководствуясь в первую очередь  не «государственными интересами», а «историческими и иными местными традициями») наиболее полно учитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно их использовать. При этом нельзя не отметить, что использовать специфику местности руководство соответствующей территории будет в интересах (на основе нового законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А это, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах.

    В.С. Вобленко в учебном пособии «Основы местного самоуправления» выделяет четыре этапа становления самоуправления в России 90-х годов. Исходя из основного содержания событий рассматриваемого периода, по Вобленко, можно выделить следующие этапы:

    1. «Юридическое признание самоуправления и его специфической роли в государстве с многоукладной экономикой»5,
    2. «Политическое признание самоуправления и начало формирования его экономических предпосылок»6
    3. «Реформа представительной власти мест и субъектов Федерации»7, борьба центра и мест за экономическую самостоятельность,
    4. «Местные органы власти перешли к экономической работе по формированию собственного муниципального хозяйства»8.

    При описании данных этапов Вобленко указывает на то, что Б.Н. Ельцин был среди немногих, кто смог вовремя заметить стремление власти на местах к большей самостоятельности. Видимо, благодаря позиции центральной власти, поощряющей такое стремление, сформировалась существующая сегодня вполне самостоятельная система местного самоуправления. Тем не менее, нельзя не указать на следующий существенный аспект вновь сформированной системы самоуправления. Президентская сторона, отмечает Вобленко С.В., стремилась построить (на всех уровнях власти) систему «с монопольной ролью исполнительной ветви»9. Такое же преобладание исполнительной ветви власти не обошло стороной и местный уровень.

Информация о работе Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения