Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ деятельности и организации местной публичной власти и изучение различных аспектов местного самоуправления.
При написании курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уставы муниципальных образований. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия системы местного самоуправления. 5
1.1. Понятие местного самоуправления. 5
1.2. Организационные формы осуществления местного самоуправления 9
Глава 2. Представительный орган местного самоуправления 14
2.1. Порядок формирования. 14
2.2. Компетенция 14
2.3. Депутат представительного органа. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Карпенкова.docx

— 68.74 Кб (Скачать документ)

    к) участие в работе депутатских  объединений;

    л) работа с избирателями.

    Анализируемая деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных  законами, а также уставом муниципального образования, нормативными правовыми  актами представительного органа местного самоуправления.

    Из  вышеперечисленных форм деятельности депутата можно выделить два направления  его работы:

    1) в представительном органе местного  самоуправления и его структурных  подразделениях;

    2) с избирателями и населением  муниципального образования.

    Кроме этого, депутат имеет право:

  • избирать и быть избранным в комитеты, комиссии и на соответствующие должности в представительном органе местного самоуправления;
  • высказывать мнение по персональному составу создаваемых представительным органом местного самоуправления органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых представительным органом местного самоуправления; 
    предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления;
  • вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления;
  • вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления;
  • вносить предложения о заслушивании на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с уставом муниципального образования представительному органу местного самоуправления;
  • ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных представительным органом местного самоуправления органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам в случаях, установленных уставом муниципального образования;
  • вносить в представительный орган местного самоуправления предложения о необходимости проведения проверки исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования, устава муниципального образования и нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления;
  • участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
  • оглашать на сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
  • обращаться с депутатским запросом;
  • на включение в протокол сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления переданного председательствующему текста выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
  • осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

    Депутат в пределах предоставленных ему  полномочий: принимает меры по обеспечению  и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривает  поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости  направляет их в соответствующие  органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации  независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением; участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей; ведет прием граждан; изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления; проводит собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и населением; участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

    Депутат обязан:

  • соблюдать правила служебной этики, установленные представительным органом местного самоуправления. Ответственность за нарушение правил служебной этики устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления в пределах его компетенции;
  • отчитываться перед избирателями в срок, установленный уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, как правило, не реже двух раз в год. Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями округа. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;
  • выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является, данные в пределах их компетенции.

    Органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, организации  независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения  обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. В то же время вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций  независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

    Всем  депутатам гарантируется возмещение затрат, которые они понесли при  исполнении депутатских обязанностей за счет местного бюджета.

    К гарантиям депутатской деятельности относится также депутатский  иммунитет - неприкосновенность депутатов. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

    Депутаты  не могут быть привлечены к уголовной  или административной ответственности (индемнитет) за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие  статусу депутата, в том числе  по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета  или иные нарушения, ответственность  за которые предусмотрена федеральным законом.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  депутатская неприкосновенность (иммунитет, индемнитет) позволяет депутату представительного органа местного самоуправления беспрепятственно осуществлять свои полномочия, без боязни возможных преследований за те или иные законные действия,

 

    1. Представительный орган местного самоуправления города Сочи.
 

    Устав города Сочи «определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, устанавливает основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления»16. К тому же Устав города Сочи имеет высшую юридическую силу по отношению к другим актам местного самоуправления и является основой для их принятия, которой они не должны противоречить.

    К основным вопросам ведения местного самоуправления города Сочи можно отнести17:

  1. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  2. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  3. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  4. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, органов охраны общественного порядка, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  5. предоставление и изъятие земельных участков на территории города Сочи, контроль за их использованием в соответствии с действующим законодательством;
  6. регулирование использования водных объектов местного значения, других месторождений;
  7. организация дорожного строительства и транспортного обеспечения населения;
  8. создание условий для деятельности учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  9. обеспечение гражданской обороны, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории города Сочи.

    Также и другие задачи стоят перед местной  властью города в соответствии с  Уставом. Таким образом, видно, что  на муниципальное образование «Город Сочи» возлагается довольно большое количество функций. К тому же данные функции в основном довольно затратны, так как направлены на обеспечение населения теми или иными общественными благами.

    Основой порядка формирования деятельности местной власти являются, в первую очередь, финансово-экономические ресурсы. «Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в установленном порядке в управление органам местного самоуправления»18, а также другая собственность, направленная на удовлетворение интересов местного сообщества.

    В состав муниципальной собственности  входит довольно широкий спектр объектов. Среди основных можно выделить:

  1. средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
  2. имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
  3. муниципальные унитарные предприятия, учреждения и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
  4. муниципальный жилой фонд и нежилые помещения.

    Муниципальной собственностью управляют и распоряжаются  органы местного самоуправления. Они  могут передавать ее в пользование, сдавать в аренду, а также осуществлять иные сделки в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации. К компетенции  муниципального образования относится  также право учреждать муниципальные  унитарные предприятия и учреждения, определять цели, условия и порядок  их деятельности и другие полномочия.

    Таким образом, в данной сфере местные  власти имеют (по Уставу) довольно широкие  полномочия, что должно способствовать наиболее эффективному удовлетворению потребностей населения.

    «Финансовые ресурсы города Сочи включают в себя бюджетные средства, ценные бумаги, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитных и иных ресурсов, полученных органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством»19. К тому же органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета, а превышение доходов над расходами не подлежит передаче государственным органам, а используется на нужды муниципального образования. Данная норма (Устав муниципального образования «Город Сочи», ст.30) предусматривает довольно большие полномочия местной власти по формированию и распоряжению финансовыми ресурсами, что позволяет, помимо всего прочего, осуществлять свою деятельность на самостоятельной основе (на сколько это возможно).

    Избирательный процесс в России, на современном  уровне её демократического развития, позволяет в полной мере воплотить  конституционные принципы публичного управление путём формирования представительного  органа местного самоуправления через  систему выборов депутатов представительного  органа местного самоуправления. Общая  схема организации избирательного процесса определяется Федеральным  законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и включает в себя следующие стадии.

     Выборы  депутатов назначаются представительным органом муниципального образования  не позднее, чем за 70 дней, и не ранее, чем за 80 дней до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования действующего созыва. Параллельно с назначением выборов определяется схема избирательных округов. Она утверждается представительным органом не позднее, чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы.20

     Организацию и проведение голосования осуществляют избирательные комиссии. В больших  муниципальных образованиях в этом мероприятии участвуют муниципальные, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Там, где  людей немного, обычно обходятся  муниципальными и участковыми избирательными комиссиями, при этом полномочия окружных избирательных комиссий возлагаются  на муниципальную избирательную  комиссию.21

     На  муниципальных выборах может  проводиться досрочное голосование, которое начинается не ранее чем  за 15 дней до дня голосования. Порядок  проведения голосования, в том числе  порядок голосования на дому, на избирательном участке, а также  порядок заполнения бюллетеней, оформления избирательного участка, подробно регламентирован  региональными законами.

     После голосования подводятся итоги голосования  и определяются результаты выборов. При этом законодателям субъектов  Российской Федерации предоставлена  возможность отказаться от установления минимального порога явки избирателей на избирательные участки. Однако не все субъекты Российской Федерации использовали предоставленное право. Поэтому в ряде субъектов Российской Федерации, выборы могут быть признаны состоявшимися в случае, если явка избирателей составила более 20% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. Выборы признаются несостоявшимися так же в случае, если число голосов, поданных против всех кандидатов, больше числа голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей. Во всех остальных случаях выборы признаются состоявшимися, и избирательная комиссия определяет кандидата, избранного депутатом. В соответствии с действующим законодательством таким признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании.22

Информация о работе Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения